Свободное время  •  СИ «Омск Здесь» 22 мая 2021, 10:06  •  печать

#влюблённыевкниги: путеводители по странам

Сегодня в нашей рубрике #влюблённыевкниги мы открываем границы стран.

Я люблю читать книги о разных странах. Люблю, когда много бытовых подробностей, описаний национальных одежд и кухни, мировоззрения и особенностей характера народа. Мне нравится, когда, читая книгу, я чувствую запахи и вкусы, вижу яркие картинки, когда есть ощущение присутствия. Открытием Японии для меня стал "Сёгун" Клавелла, Индии - "Дети полуночи" Рушди, Афганистана - книги Хоссейни. Но это из художественной литературы. А ведь есть отличные документальные книги, в которых главный герой - страна. В этой подборке собраны захватывающие книги про Китай, Японию, Англию и Ирландию. Авторы всех этих книг глубоко погрузились в культуру таких разных стран. И написали про них с большой любовью, подробно и очень увлекательно.

"Неизвестный Китай", Владимир Куликов

Увлекательная книга, написанная человеком, более 50 лет изучавшим Китай. Владимир Куликов, журналист-востоковед, описал свои впечатления, разнообразные события, людей, которых он встречал в разных уголках Китая. Если вы хотите узнать, как китайцам удаётся жить мирно в такой тесноте (население - более 1,3 млрд человек), как сочетаются конфуцианство и последствия культурной революции, какие праздники и как празднуют всей страной, то эта книга - хороший повод приблизиться к Китаю. Здесь описаны и традиционное искусство - опера, изготовление фарфора, язык веера, и бытовые картины - дома простых китайцев, повседневные заботы, рикши, рыбалка, рынки, разведение птиц и т. д. Особый интерес у меня вызвало описание отношения китайцев к природе: у многих деревьев в Пекине есть паспорта и имена, а архитекторы так планируют строительство, чтобы не вредить зелени. Китайская Венеция, Хайнань, переулки Пекина - всё это описано человеком, глубоко изучившим культуру, это не туристический поверхностный взгляд. Куликов постоянно показывает, как обыденная жизнь китайцев связана с древнейшей культурой и философией - будь то разнообразнейшая китайская кухня или зарядка тайцзицуань, которую делают по утрам в парках пенсионеры. Отдельная глава посвящена отношению в Китае к русской культуре. В ней можно узнать, почему в Шанхае стоит памятник Пушкину, какие современные русские писатели популярны и почему весь тираж стихов Есенина был раскуплен в один день. А так же про то, какие наши пьесы ставятся и какие русские песни поются. Книга написана не протокольным, сухим, а очень живым языком. Чувствуется, как автор душой проникся к стране, и как это ощущение он стремится передать читателю. После прочтения хочется собрать чемодан и поехать туда немедленно.

"Сакура и дуб", Всеволод Овчинников

Книга состоит из двух частей: "Ветка сакуры" - о Японии, "Корни дуба" - об Англии. Написал её русский журналист, который прожил на одном острове семь лет, на другом пять. Овчинникову удалось посмотреть на оба народа очень глубоко, увидеть суть. То, что составляет основу национального характера.

ЧАСТЬ 1. Ветка сакуры. Японцы - удивительный народ. И автор очень подробно, с вниманием к мелочам, рассказывает о причинах такой уникальной культуры и подхода к жизни. Как чистоплотность связана с религией синто. Откуда такое чувство общности с природой. Почему здесь возник культ красоты. Из-за чего эстетическому воспитанию уделяют внимания столько, что никакой народ не сравнится в этом с японцами. В этой книге много чего есть - и об образовании, и о продвижении по карьерной лестнице по-японски, и об отношении к детям. О природе, о Токио, о горе Фудзи, заброшенных сельских пейзажах, традиционном японском доме, чайной церемонии, кулинарии, жемчуге и керамике, гейшах, культе поклонов и извинений, японском чуде и пожизненном найме. Книга очень насыщена деталями, фактами, наблюдениями. Сами японцы оценили "Ветку сакуры" очень высоко - она стала в Японии бестселлером. А это о многом говорит.

ЧАСТЬ 2. Корни дуба. Вторую часть своей книги "Сакура и дуб" Овчинников посвятил исследованию английского характера. Противоречивая, трудная для понимания нация, на которой оставили свой след кельты, саксы и норманны, англичане сочетают в себе противоположные черты, становясь загадкой для иностранцев. Больше всего меня затронули эти две главы - отношение к детям и колониальное прошлое Англии. Но в книге очень подробно раскрыто гораздо больше тем. Овчинников пишет и о культе частной жизни, и о том, что дилетант или любитель здесь почётнее профессионала. О пристрастии англичан к старине - к вековым деревьям, старинным церемониям и дедовским креслам, о приверженности традициям. О том, что это страна коллекционеров и страна садоводов. Рассказывается здесь и о самой скрытой системе правления в западном мире, о лондонских клубах, верхушке британского общества, негласной слежке, чёрных списках "неблагонадёжных элементов". Есть слова и об отзывчивости британцев, щепетильности, сдержанности и уживчивости. Я думаю, что соприкосновение с чужими, такими далёкими от нашей, культурами, даёт повод понять и то, кто такие мы - русские, каковы наши ценности и привычки, что для нас красота и гармония.

"Ирландский дневник", Генрих Бёлль

Генрих Бёлль несколько лет подряд путешествовал по Ирландии и писал заметки о своих наблюдениях, мыслях и рассуждениях. Так появилась эта книга, состоящая из 18 очерков, которая показывает Ирландию с очень разных сторон. О том, как вездесущ, грандиозен и устрашающ дождь, о заброшенных деревнях, где остались только скелеты домов, о зелени лугов, о диких, поросших мхом и вереском горах, о бескрайней синеве моря Бёлль пишет с такой любовью и теплом, что и сам проникаешься этой землёй, этой страной и этими людьми. Здесь описан такой противоречивый ирландский характер - удивительная смесь из страсти и равнодушия, чудовищной усталости и безразличия в соединении с фанатизмом. А самые любимые поговорки ирландцев - "могло быть и хуже" и "я бы не стал беспокоиться" отражены Бёллем множеством примеров из реальной жизни. Целая глава посвящена страсти ирландцев к виски и пиву. С детским азартом тут пьют сами и наливают выпивку другим, а чтобы выпить кружку пива проделывают неблизкий путь в другой городок пешком целыми компаниями. Тут есть и рассуждения об эмиграции (в 19 веке в Ирландии жило 7 млн, сейчас - чуть больше четырёх, и это при том, что в каждой семье по много детей), и об огромном количестве священников на душу населения, и о том, что каждый ирландец выпивает за год маленькое озеро чая. А ещё о том, что ирландцы всегда найдут какую-нибудь причину, чтобы стать несчастными, потому что они любят поэтическую сторону несчастья. Книга небольшая, но яркая, информативная, ёмкая и атмосферная, с очень выраженным характером. Я люблю такие книги, после них остаётся конкретное, почти осязаемое ощущение от страны и народа.

*****

Также на нашем сайте вы можете найти подборки книг о людях, сильных духом, топ-5 книг, от которых холоднее, чем зимой в Сибири, книги, в которых еда - это литературный персонаж, а искусство - понятно и волшебно. Знакомим мы читателя и с литературой научно-популярного жанра и топ-3 книг об антропологииНе менее интересной является подборка книг о женщинах и книг для замученных родителей. Есть и литература о поисках смыслов в жизни, книги о Питере, книги об Африке икниги о Родине. Найдёте вы здесь и истории о людях, оставивших свои имена в веках.

Подробные рецензии Александры Макаровой на представленные в подборке книги, вы можете найти в группе "Влюблённые в книги" во "ВКонтакте".

Читайте также