История искусства - предмет необычайно интересный! Но иногда не знаешь, как подступиться к нему, с чего начать. Объёмы искусствоведческих книг пугают, термины вводят в ступор, а речевые обороты и вовсе навевают мысли о том, что эту науку могут постичь только избранные. В сегодняшней подборке собраны книжки, с которых начать не страшно. Они написаны лёгким, ясным, простым языком. Юмор, малоизвестные факты о художниках, интересные истории из жизни - всё это делает чтение очень увлекательным. Эти книги - хорошее начало для изучения истории искусства. И если кому-то этот предмет кажется скучным и заумным, то подобная литература точно изменит ваши представления о нём.
Элизабет Ланди, "Тайная жизнь великих художников"
В этой книге нет ничего особенно тайного и скандального. Совершенно нет сенсаций и копания в чужом грязном белье. Но зато здесь есть 40 глав о разных художниках (от Леонардо да Винчи до Энди Уорхола), в которых показан характер, образ мыслей и индивидуальность каждого. Живой язык, потрясающий юмор (переводчик - браво!), прикольные картинки, отсутствие заезженных фраз и выражений, - это необычный подход к теме искусства. За эти 7-10 страниц, что уделены каждому, узнаёшь так много разных мелочей, из которых вырисовывается живой человек, с присущими ему особенностями, странностями, виденьем мира. И все эти великие мастера становятся для читателя уже не застывшими монументами, воспринимаемыми шаблонно, а самыми что ни на есть человеческими людьми. Конечно же, лучше всего читать эту книгу и параллельно рассматривать картины тех, о ком написано. Тогда вы точно запомните, что такого необычного сделал Ян Ван Эйк, что странного в "Венере" Ботичелли, за что Гитлер почитал Дюрера и чем отличается Мане от Моне.
Кристофер Мур, "SACRÉ BLEU. Комедия д'искусства"
Ван Гог, Ренуар, Мане, Моне, Тулуз-Лотрек, Гоген - всё это герои книги SACRÉ BLEU, помещённые автором в придуманную, фантастическую историю. Но сами герои - реальные, с отлично прописанными характерами, живые, трагичные и забавные. Чего только стоят описания похождений по борделям Тулуз-Лотрека, его брань и едкие замечания! Мур отлично описал Монмартр и богемный мир Парижа конца 19 века: атмосферу, жителей и их нравы, кафе и булочные, пещеры и катакомбы, художественные салоны и дома терпимости. Малоизвестные факты об очень известных художниках мастерски обыграны и вплетены в повествование. Мур перемежает реальность и фантазию, и от этой смеси рождаются ярчайшие образы - муза-матерщинница, злобствующий Красовщик, сифилис как орудие убийства, отрезанное ухо, пирожки с крысятиной, проститутки и натурщицы. В книге очень много света и цвета - ты буквально видишь эту ультрамариновую синь, эти лучи, проходящие сквозь стеклянный потолок. До этой книги импрессионисты были для меня каким-то далёким мифом, теперь это будто мои хорошие знакомые, о которых я знаю пикантные подробности, с которыми вместе смеюсь и переживаю, в картинах которых вижу истории, предпочтения, поиск себя. Кроме того, эта книга - своеобразная прививка от излишней патетичности и академической воздыхательности в сторону талантливых и знаменитых. Нам свойственно создавать образы, не имеющие ничего общего с действительностью. А здесь развеиваются мифы и очеловечиваются гении. Если вас не смущает нецензурная лексика из уст великих, смело читайте и наслаждайтесь миром, созданным Муром.
Уилл Гомперц, "Непонятное искусство"
Если вам интересно, почему писсуар от Дюшана - это не просто произведение искусства, а свидетельство прорыва и целого нового направления, - читайте Гомперца. Если вы задаётесь вопросом, как голова дохлой коровы и мухи над ней могут являться объектом выставки одного из известнейших музеев мира, - читайте Гомперца. Если вам непонятно, что ценного в чистом, но изрезанном холсте, читайте Гомперца. Он объяснит. А ещё он расскажет, откуда есть пошло современное искусство со всеми его банками супа от Уорхола, перформансами от Марины Абрамович и цветочными щенками от Кунса. Начнёт он своё повествование с импрессионистов (и даже чуть раньше), с Мане и Моне, пройдётся по Ван Гогу, Гогену, Пикассо, Дали, Фриде Кало и её любвеобильному мужу Диего Ривере. Упомянет Модильяни, Малевича, Матисса, Кандинского. Вспомнит Пегги Гугенхайм и Джексона Поллока, Кунинга и Магритта, Ротко и Ман Рэя. И, скорее всего, вы встретите в этой книге ещё десятки имён, которые оставили след в искусстве, но о которых вы ни разу не слышали. Эту книгу обязательно нужно читать в сопровождении всех картин, скульптур, фотографий и инсталляций, которые в ней упомянуты. Гомперц бережно обращается с читателем - язык его прост и понятен, объяснения лаконичны и доступны даже для тех, кто только начинает знакомиться с темой современного искусства. Но, поскольку текст так насыщен информацией, новыми именами и их произведениями, получается, будто читаешь не одну эту книгу, а целую огромную энциклопедию с иллюстрациями. От этого в голове всё немного путается. Поэтому советую читать "Непонятное искусство" неспешно, не больше, чем в день по главе, погружаясь в каждую тему глубоко и надолго, гуглить про каждого художника, смотреть, смотреть и смотреть.
* * *
Также на нашем сайте вы можете найти подборки книг о людях, сильных духом, топ-5 книг, от которых холоднее, чем зимой в Сибири, книги, в которых еда - это литературный персонаж. Литературу научно-популярного жанра - топ-3 книг об антропологии и лучшие книги о женщинах. Не менее интересной станет подборка для замученных родителей, литература о поисках смыслов в жизни, книги о Питере и книги об Африке.
Подробные рецензии Александры Макаровой на представленные в подборке книги, вы можете найти в группе "Влюблённые в книги" во "ВКонтакте".
Фото: Александра Макарова