Свободное время  •  24 октября 2025, 13:17, последнее обновление 20 ноября 2025, 19:13

Создать точку притяжения или сравнять с землёй: качели деревянного зодчества в Омске

За одну неделю на одной омской улице приключились две истории с похожими вводными и очень разным результатом. Разбираемся, что помогает устоять деревянной памяти города.

Омск на протяжении XIII-XIX веков был по большей части городом деревянным. Но старые особняки не походили на современный частный сектор: владельцы старались украсить дом резьбой, дополнить деталями вроде бельведера или "ломаного" фронтона, характерного для почерка местных мастеров. В отличие от практичной, но лишающей дома индивидуальности тенденции последних лет - обшивки сайдингом, раньше было принято демонстрировать красоту дерева.

 

Художник омской фабрики "Ковровые изделия" Т. П. Иванова знакомится с орнаментом наличников старых омских домов, 1970-е гг. (ОГИК музей/goskatalog.ru)

Как писал архитектор Виктор Кочедамов в книге "Омск. Как рос и строился город" (один из мастридов по омскому краеведению и истории архитектуры), степной форпост избежал заметного влияния на массовое строительство каменной архитектуры времени классицизма, распространённого в других губерниях. И дело даже не в отделённости от Петербурга и Москвы (так как влияние это испытали Томск и Тобольск), а в недостаточной состоятельности широких слоёв населения, которая таким вот образом послужила на благо местным традициям строительства и декора.

- Несмотря на суровость сибирской зимы, для деревянных жилых домов характерно большое количество и значительные размеры окон. Вся сила декоративного убранства сосредоточена в верхней части его накладного наличника, пышно декорируются и карнизы домов <…>. Доски часто лесенкой набегают одна на другую. Сочетание по-разному сделанных обрезов кромок даёт яркую кружевную светотень. Принцип прорезных досок перенесён и на железные украшения. Часто можно видеть изящный контураж верха водосточной трубы или конька кровли. В тех случаях, когда на главном фасаде расположено слуховое окно, оно декорировано небольшим подобием фронтона ломаного профиля, - отмечал историк архитектуры.

По мере перестройки города образцы деревянного зодчества, конечно, исчезали. Сильно изменилась, например, ул. Тарская как одна из центральных осей города, где было много подобных особняков.

Вид ул. Тарской в сторону Успенского собора, 1909 г.
(библиографический указатель "Мосты жизни нашей. Евгений Евсеев: исследования, публикации"/БУК "Омские муниципальные библиотеки"/lib.omsk.ru)

Ранее "Омск Здесь" составил карту, где остались любопытные объекты и кварталы времён XIX-XX веков. В ней произошло как минимум два изменения в пределах одной улицы: 8 октября подписан документ о том, что дом на ул. Пранова, 28 внесён в перечень выявленных объектов культурного наследия (ОКН). И в этот же день омское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) сообщило о сносе дома на Пранова, 25, который просматривался наискосок.

"СПАСЛИ ЧЕТЫРЕ С ПОЛОВИНОЙ НАЛИЧНИКА"

Дом на Пранова, 25 был жилым, объектом культурного наследия не являлся, но, по информации ВООПИК, отличался декором, свойственным XIX веку, и оставался одним из старейших зданий Новослободского форштадта.

- Дом был обычный. И это его и радость, и проклятье. Его сложно было бы признать памятником, потому что декор типовой, а для комиссии важно подавать уникальные особенности. Но в этом и его плюс: он самим собой демонстрировал историческую среду. Когда, допустим, есть сохранившийся участок улицы, на котором можно наблюдать, что был дом обычный, а был дом особенный (как тот же Пранова, 28, который получил шанс стать памятником, - прим. ред.). Как говорят, короля свита играет, - поделился в разговоре с "Омск Здесь" историк-краевед, организатор "Том Сойер Феста" в Омске и член ВООПИК Святослав Коновалов.

 

За неделю работ от здания практически ничего не осталось, освобождённый участок земли, как полагают в общественной организации, готовят под парковку, для чего этот и соседний дом выкупили. На момент демонтажа внутри оставались личные вещи бывших жильцов, которые те не стали забирать. На глазах Святослава окрестные жители и работники перебирали книги и уносили приглянувшиеся экземпляры с собой.

Препятствий тому, чтобы забрать наличники, тоже не возникло. Как пояснил краевед, при сносе подрядчикам необходимо предусматривать утилизацию образующегося строительного мусора, поэтому обычно они не против, если материалы или целые архитектурные детали находят новых владельцев. Так удалось забрать четыре целых наличника со всеми составляющими и один полуразрушенный в процессе сноса.

 

- Вот тот самый фронтон, который располагался на верхушке наличников. Его практическое обоснование в том, чтобы защищать окно от снега и дождя. В камне он встречается на ул. Ленина, 10(здание первой женской гимназии XIX века постройки, - прим. ред.). Возможно, мастеровые начали копировать эту форму, и так получилась именно омская история: в других городах она почти не встречается. Вместе с наличниками мы спасли оконную фурнитуру - оригинальные латунные ручки, хотя они полностью закрашены, - добавил Коновалов.

ПОЛУЧИЛ ШАНС СТАТЬ ПАМЯТНИКОМ АРХИТЕКТУРЫ

Здание на ул. Пранова, 28, наоборот, получило (пока временный) охранный статус. Под условным названием "Дом жилой Власа Сергеева с амбаром" оно внесено в перечень выявленных объектов культурного наследия. Это ещё не государственный реестр, а промежуточный этап на пути к нему - ценность должен проверить эксперт, который либо подтвердит статус, либо нет, тем самым исключив "временщика" из списка претендентов (такие случаи бывают).

Фрагмент карты Омска, 1904 г. (библиотека им. А. С. Пушкина/elib.omsklib.ru)

Данных о домовладельце, именем которого назван возможный памятник, немного. В городском справочнике "Весь Омск" за 1913 год Влас Сергеев указан в качестве гласного Городской думы. Скорее всего, дом построен немного раньше, возможно, и не Сергеевым, быть может, он его купил у первоначального хозяина, который неизвестен, рассказала "Омск Здесь" инженер-исследователь Жанна Хахаева, которая является автором большинства заявок ВООПИК на включение того или иного здания в список ценных.

- Дом имеет историческую ценность. Он выстроен в Новой Слободе, или Новослободском форштадте, фиксирует угол улицы Непроезжей (Пранова) и Кокуйской (30 лет ВЛКСМ). Сохранились наличники, узор которых раньше был очень распространён в Омске, но сейчас дома с такими наличниками исчезают всё интенсивнее. С помощью объёмной резьбы, накладной, пропильной, дом богато декорирован. Во внутреннем убранстве осталось несколько филёнчатых дверей, потолочные тяги и розетки. Сегодня это довольно редко встречается в старинных жилых домах, так как обычно современные хозяева их упрощают, обшивают, - пояснила инженер-исследователь Жанна Хахаева.

 

В наше время здание тоже было жилым, с разделением на пять квартир. В 2014 году из-за ветхости его признали аварийным, подлежащим расселению и сносу (такова обычная практика). Амбар, выложенный рядом из кирпича, с декорированным карнизом и фронтоном, устоял вопреки отсутствующей крыше. Большинством голосов консультативного совета регионального министерства культуры заявку на включение в перечень всё-таки одобрили.

По информации ВООПИК, помогло появление инвестора: компания "Трестстрой-2000", которая реставрировала многие исторические объекты в Омске (башню с часами на ул. Ленина, да и в целом проспект, реконструированный ранее, Кадышевский телеграф на ул. Тарской, "сибирский замок" на ул. Валиханова), планирует перенести сюда офис, а бывший амбар использовать под мастерскую лепного декора и других конструкций. Работы по восстановлению особняка, пожалуй, предстоит много.

- Этому дому пока что повезло: пока он имеет статус выявленного объекта, он неприкосновенен, его нельзя сносить, перестраивать, его можно только законсервировать и охранять, чем и должен заниматься собственник, муниципалитет, вплоть до решения его судьбы, - уточнила эксперт.

 

"БУМАЖНОЕ" НАСЛЕДИЕ

Вообще, согласно закону № 73-ФЗ об объектах культурного наследия, заниматься их выявлением должны региональные и муниципальные органы охраны ОКН. Но также это право, если речь не идёт об археологии, есть у физических и юридических лиц (ст. 16.1). По наблюдениям Жанны Хахаевой, обычно одобрению способствует ухоженность здания, сохранность декора, основных конструкций (что напрямую влияет на затраты по его восстановлению), реальный или потенциальный туристический и инвестиционный интерес (о котором чаще говорится на фоне приобретённых Омском статусов Молодёжной и Культурной столиц, и за счёт чего планируется искоренить "славу" депрессивного города, из которого уезжает молодёжь и квалифицированные кадры). Не последнюю роль играет качество подготовки заявки, сбор исторических сведений.

- Если бы случилось такое чудо и Омск сохранил многие деревянные дома, выполненные с мастерством, то это был бы музей деревянной сказки, - отмечал профессор, кандидат исторических наук Борис Коников в проекте об архитектурных достопримечательностях города. Сейчас похожее звание носят Томск и Тюмень, хотя в Омске достаточно исходных данных.

Бывший жилой дом 1890-х гг., признанный памятником, ул. Тарской, 50 / Рабиновича, 82

Но даже с уже стоящими на учёте памятниками не всегда понятно, что делать, признают специалисты. Как помочь владельцам ремонтировать их? Как "мотивировать" тех, кто намеренно игнорирует судебные решения и ждёт, когда объект культурного наследия естественным путём будет утрачен? Причём касается это не только деревянных, но и каменных памятников. Вместо того чтобы украшать город, исторические здания порой целенаправленно доводятся до уровня заброшек. Тогда как к ухоженным объектам и локациям тянутся и туристы, и арендаторы.

- Взять обветшалый дом и спросить у ста прохожих на улице, что они о нём думают, то, вероятно, 90 % скажут, что он разрушен и портит облик города. Однако если даже малыми силами отремонтировать и покрасить фасад, те же 90 % скажут, что дом выглядит хорошо и красиво. Хотя ничто не мешало им изначально представить, как могло выглядеть данное здание, - ранее иллюстрировал "томсойеровец" альтернативу сносу.

 

Жилой дом на ул. 30 лет ВЛКСМ, отреставрированный ТСФ в 2019 г., в настоящее время и буквально соседнее здание, расселённое и пострадавшее от пожара, известное как дом Фишелевых, пример исторической застройки еврейского квартала в Омске

Так, в текущем состоянии памятника деревянного зодчества на Звездова, 18 / Слободской, 17, тоже расположенного неподалёку и когда-то имевшего наличники в стиле модерн, а не заколоченные окна, действительно сложно разглядеть историко-культурную значимость. Объект находится в частной собственности рядом с жилым комплексом, для которого вовремя не была предусмотрена достаточного размера парковка. Несмотря на предписания, к реставрации памятника никто не приступал.

За уничтожение или повреждение объектов культурного наследия, равно как и выявленных ОКН, предусмотрена ответственность по ст. 243 УК РФ (от штрафа до лишения свободы). Правда, чаще практика показывает, что инциденты канут в архиве, как это случилось с памятником на ул. Суровцева, 1, где, несмотря на охранный статус, начался снос. Демонтаж остановили, но не разрушение временем и погодой.

В реестре ОКН встречаются и памятники-призраки: особняки на ул. Маршала Жукова, 75 (утрачен, место застроено торговым зданием), ул. Почтовой, 20 (многоквартирный дом), ул. Степной, 30 (гараж/паркинг), ул. Звездова, 16 (пустырь), ул. Декабристов, 42 (пустырь с полуразрушенным брандмауэром, на фото выше), где при сносе воспользовались путаницей в адресах. Кстати, накануне в Омске назвали "типичные нарушения" в обращении с культурным наследием.

- Около 90 % домов из охранного списка нуждается в поддержании, в переосмыслении отношения, - делилась в подкасте "Зерно архитектуры" член ВООПИК, основатель детской художественной студии "Скворечник" Ирина Зинкевич. - У нас есть прекрасные прецеденты, как Музей Белова, "Либеров-центр", здание возле "Тысячи мелочей" (ул. Маяковского, 11/13). Но это единичные вещи <…>. Когда, скажем, расселили Почтовую, 35, которую мы занимаем, и соседние дома, получился такой квадрат исторической среды. Наш дом - это дом фотографа Кадыша (владельца одного из первых фотоателье в Омске, - прим. ред.), Почтовая, 37 - пример деревянного модерна, которого мало, и дом отца Юрия Янкелевича (его именем назван международный конкурс скрипачей, - прим. ред.), здесь зарождалось первое музыкальное сообщество города <…>. Победить элементарную разруху, бесконечную помойку [которую прохожие и местные сами оставляют после себя], и тогда по-другому территория будет смотреться.

ЖИЗНЬ БЕЗ СТАТУСА

Есть в Омске примеры, когда памятные или характерные постройки сохраняются и без признания ОКН, что не только защищает (по идее), но и в некотором роде ограничивает возможности (работы необходимо согласовывать с региональным министерством культуры и проводить только лицензированной организацией). Редко, но случается, что сами собственники с понимаем относятся к тому, какое наследие может представлять их, казалось бы, обычный дом. Или шанс на лучшую жизнь дают волонтёры движения по восстановлению исторической среды "Том Сойер Фест" (ТСФ), зародившегося в Самаре.

- В 2018 году мы успешно провели в Омске первый "Том Сойер Фест", и администрация города выделила нам муниципальное здание (объект, который мы восстановили (ул. Булатова, 69, фото в шапке материала, - прим. ред.), тоже был муниципальным). До нас в нём коммуной жили бездомные, проваливались полы, осыпались потолки. Часть здания до недавнего времени тоже занимал гражданин, устроивший пожар. К счастью, он съехал, но имущество формально числится за ним, - рассказал Святослав Коновалов.

 

Это одноэтажное деревянное здание с тем самым "омским фронтоном" на ул. Декабристов, 48 - одно из немногих оставшихся в квартале смешанной застройки, демонстрирующей также каменные памятники, советские сталинки и архитектуру последних десятилетий с облицованными фасадами. За семь лет деятельности организации в этих стенах (не считая пары попыток выселения) организованы мастерские, помещения для реставрационных работ.

В пристройке и во дворе разместился фонд деревянного и каменного декора, который последние 40 лет собирался со сносимых либо ремонтируемых зданий. Кронштейны - с деревянного особняка, который стоял на углу Фрунзе - Тарской, где теперь супермаркет, черепица - с башни дома на Герцена, отреставрированного ТСФ оконная рама - со старого корпуса военного госпиталя на ул. Гусарова. Находки периодически используются на выставках аутентичного декора или при реставрации других объектов.

 

Здесь хранятся и работы омского скульптора, реставратора Анатолия Кудрявцева, собранные его другом, бригадиром на восстанавливаемых объектах Александром Аверкиным. Например, оказавшийся слишком большим и тяжёлым в подъёме маскарон для доходного дома Кадыша на Думской, 5 (сейчас идёт его реставрация), образ ангела для Свято-Никольского Казачьего собора, частные заказы. То же касается наличников, число которых пополнилось после сноса дома на ул. Пранова. Всего их было бы около 50, но примерно половину периодически "пристраивают".

- Рано или поздно мы надеемся применить спасённые с разных адресов наличники, сделать в городском пространстве экспозицию, как "Сад наличников" в Самаре. Для этого потребуется их реставрация и согласование места размещения. Но это не то, к чему надо стремиться: хорошо, что мы из наследия делаем арт-объект, но дом должен стоять на своём месте и самим собой являться экспонатом, - считает краевед.

Больше о реставрационных инициативах и деревянном зодчестве смотрите вскоре в новом выпуске проекта "Наши люди" (16+) со Святославом Коноваловым на телеканале "Продвижение" в Омске.

Фото: Илья Петров

Читайте также