Главная улица Старого Омска, как и весь город, когда-то была в основном деревянной: особняки строились из брёвен, украшались резьбой. До нашего времени сохранились немногие, ещё меньше - поддерживаются в достойном виде. Один из немногих примеров расположен на Тарской, 20, в старейшей части бывшего Бутырского форштадта.
- Дом принадлежал Я. С. Долженко. Данных о нём ни в справочниках Омска того времени, ни в архивах нет. Но сравнительно недавно в омских газетах появилась информация наследника или человека, который рассказал о Долженко Василии Епифановиче - казачьем офицере, знатоке языков, прекрасном музыканте, герое Русско-Японской войны. К сожалению, наш современник ничего не сказал о родственных связях с хозяином этого дома. Может быть, они родственники, а может быть, и однофамильцы, - отметил профессор, кандидат исторических наук Борис Коников.

Здание построено в 1900-х годах с полуподвалом (когда цокольный этаж расположен наполовину под землёй, наполовину над) на кирпичном фундаменте. Брёвна выложены "в лапу": на концах спилены так, чтобы не выступать за пределы углов сруба (в отличие от техники укладки "в обло", когда концы брёвен выходят за основной периметр сруба, "рисуя" вертикальную цепочку из круглых срезов). Приём использовали на Руси с XVII века, позднее он перекочевал в Сибирь. Такие "лапы" позволяют сэкономить материал, но углы получаются более "холодными", чаще подвергаются сырости и гниению.
Классический стиль постройки иллюстрируют по шесть окон, одинаково расположенных с северной и западной сторон, кстати, довольно больших, что не характерно для рубежа XIX-XX веков. Модернистский - будто срезанный между фасадами угол, выходящий на перекрёсток Тарской и Красногвардейской, бывшей Сергиевской.

Экстерьер дома отличается изобильным орнаментом, который украшает карниз и наличники. Он выполнен в технике пропильной резьбы - это вид ажурной сквозной резьбы по дереву, при которой узоры вырезаются путем пропиливания, а не прорезания стамесками.
Мотивами могли быть и морские волны, и растительность, и облака, и многое другое, что глаз мастера "выхватывал" из природных пейзажей. В данном случае угадываются древесные ростки и фигурки ангелов с арфами или кувшинами в руках. Даже водосточные трубы этого дома оформлены стилизованными коронами и металлическими цветами.


Ну а главное, за счёт чего на протяжении двух веков выделяется здание, - это восьмигранный бельведер со шпилем, венчающий вальмовую (со скатами) крышу. Это башенка или беседка, называемая от итальянского belvedere ("прекрасный вид"). Соответственно, суть её в том, чтобы открывать панораму на окружающее пространство.
- Она, видимо, позволяла хозяину, поднявшись в эту беседку, обозревать окрестности. Судя по этому и тому, что и окна дома большие, хозяин, вероятно, был любителем света и красоты, предпочитал наблюдать за происходящими рядом с его домом событиями, - добавил профессор.

До Октябрьской революции, после которой частная собственность национализировалась, в здании разместилось Девятое мужское начальное училище. Вывеска просматривается на архивном фото, информация о нём появилась и в городском справочнике "Весь Омск" за 1912 год (правда, в списке учебных заведений владелец здания указан как Долженков, а в списке улиц и домов - всё же Долженко Я. С., по соседству с Айзиным И. Л.). В учреждении, помимо заведующего, работали три учителя и один законоучитель (плюс на следующий год добавится пение).


Справочник "Весь Омск", издававшийся в 1911-1913 гг. (Национальная электронная библиотека/rusneb.ru)
и фрагмент карты города 1904 г. выпуска (библиотека им. А. С. Пушкина/elib.omsklib.ru)
В том же издании есть несколько домов Долженко Александра Яковлевича (судя по отчеству, можно предположить, что это сын): на ул. Бригадной (ул. Красных Орлов), Путинцевской (или Путинцева, современная ул. Степана Разина), Садовой (исчезнувшая улица между Полковой и Пушкина). В справочнике за 1913-й, кроме здания училища, упоминается ещё один дом Долженко - на ул. Томской (Лермонтова), где размещалась Омская вторая городская библиотека.
Что примечательно, на тот момент на западном и северном фасадах имелось по аттику с декоративными стенками, а кроме того, ещё одна башенка над угловым выступающим тамбуром, ныне тоже утраченным. Как отмечалось в историко-культурной экспертизе 2019 года, в помещения вели минимум три входа: южный - через веранду и сени, западный - непосредственно от Тарской, северный - через сени от бывшей Сергиевской улицы. Сейчас войти в здание можно только через веранду со стороны Тарской, 18.

Архивное фото датируется началом XX в. (Дрейлинг И. П. (автор копии), ОГИК музей/goskatalog.ru)
Интерьеры, как и внешний вид особняка, тоже неоднократно перестраивались, первоначальная планировка неизвестна. Возможно, она была характерна для жилых домов - с парадной анфиладой комнат вдоль западного фасада. В одной из этих комнат сохранилась потолочная розетка - декоративный элемент, часто с растительным орнаментом.
Памятником градостроительства и архитектуры регионального значения дом признали в 2000 году. Это должно сохранить его от дальнейшей перестройки и разрушения (сейчас объект культурного наследия находится в частной собственности, периодически меняя арендаторов - кафе, конторы по приватизации имущества, художественные мастерские). В предмет охраны, то есть перечень элементов, необходимых для поддержания исторической и культурной ценности объекта, входят описанные декор и конструкции, материал и характер отделки фасадов (за исключением колористического решения), сама объёмно-пространственная композиция здания.
Прошлые выпуски с Борисом Кониковым в рамках проекта "Короче, Омск" собрали здесь и здесь. Впереди новые истории.
Фото: Илья Петров
