Целый год омичи в социальных сетях, политики во время своих пресс-конференций, силовики в отчетах и просто люди на улице говорят о загадочном веществе под названием "этилмеркаптан". В регионе сменяются губернаторы и мэры, выбирается новый созыв горсовета, идут громкие суды, скандалы, а дурной запах так и остается одной из главных тем для разговоров. ИА "Омск Здесь" в преддверии годовщины "газовой атаки" на город вспоминает, как правоохранительные органы пытались искать "этилмеркаптановый след".
Первые жалобы на странный запах в городе от омичей стали поступать еще 17 февраля 2017 года. Тогда наличие примесей в воздухе отметили жители Левобережья, а также Центрального, Советского и Октябрьского округов. В то же время впервые прозвучало название "этилмеркаптан" - это, как станет известно чуть позже, газ-одорант, безвредное, но сильно пахнущее вещество, которое добавляют в газ для выявления его утечки.
Но основной удар по носам омичей был нанесен в праздничные дни - 8, 9 и 10 марта. Удушливый, едкий аромат чувствовался по всему городу. Отвратительно пахло не только на улицах, но и в помещениях.
Тогда было решено создать целую коалицию из ведомств, которые бы нашли источник неприятного запаха. Поисками виновников занялись СУ СКР по Омской области, местная межрайонная природоохранная прокуратура, министерство природных ресурсов и экологии региона, управление Росприроднадзора.
Ведущую роль в расследовании появления запахов той зловонной весной 2017-го на себя взяло омское управление Росприроднадзора. Именно оно первым опубликовало результаты своих проверок и заявило о том, что именно Омский нефтеперерабатывающий завод может быть причастен к загрязнению воздуха.
20 марта выяснилось, что подозреваемых в "деле с душком" все-таки больше - "Газпромнефть - Омский нефтеперерабатывающий завод", "Полиом" и "Рубероидный завод". Также велись заборы воздуха на территории ОАО "Омский каучук", ООО "СГ-трейдинг" и одной из близлежащих АГЗС. В деле также появилось и некое "заброшенное предприятие" - это бывший завод пластмасс. И. о. руководителя Росприроднадзора по Омской области Сергей Еремин полагал, что этилмеркаптан хранился здесь в цистернах и просто "разлился".
Впрочем, на совещании у губернатора, которым тогда был Виктор Назаров, Еремин озвучил свою версию произошедшего. Причиной зловония, как считал специалист, стали работы, которые на буферных прудах ОНПЗ проводил Нижегородский институт прикладных технологий. Версия была активно поддержана областными чиновниками, но никаких доказательств вины нижегородцев найдено не было.
Местные жители, обеспокоенные несогласованностью властей, решили не терять времени зря и ждать ответов от контролирующих ведомств. 22 марта в северо-западную промзону был отправлен отряд "нюхачей" - простых омичей, которые патрулировали окрестности заводов и тщательно анализировали запах рядом с ними. Собраны они были в основном из подписчиков одного из пабликов. Но после сообщения о том, что отряд сформирован, люди пропали с радаров СМИ и об их судьбе до сих пор ничего неизвестно.
В это время паника в городе продолжала расти - некоторые "специалисты" советовали омичам воздерживаться от курения на улице из-за запаха, очень похожего на газ, так как опасались взрывов. Совсем отчаявшиеся и вовсе стали призывать обратиться к шаманам и колдунам.
Омские следователи называть подозреваемых не торопились. Начавшаяся еще в марте 2017 года экспертиза все никак не заканчивалась, поэтому уголовное дело о загрязнении воздуха явно буксовало. Правоохранители предполагали, что исследования могут растянуться на несколько месяцев.
Буферные пруды ОНПЗ
Дело давно превратилось бы в "висяк", если бы не постоянные выбросы. Всю весну и лето горожане минимум один день в неделю чувствовали удушливый едкий аромат нераскрытого дела. К раскрутке подключились видные политические деятели и просто известные омичи. Но упрямый источник запаха все время уходил из-под носов публичных личностей.
В июне 2017 года Росприроднадзор обратился в Советский районный суд с требованием остановить работу буферных прудов. Судебный процесс закончился не в пользу надзорного органа - суд встал на сторону газового гиганта. Интересно, что 3 апреля того же года ОНПЗ сам пообещал закрыть буферные пруды, однако в суде отстаивал свое право продолжать их эксплуатацию.
В конце лета 2017-го количество выбросов в Омске пошло на убыль. Но в деле начался новый этап с приходом врио губернатора Омской области Александра Буркова - екатеринбуржец решил возглавить борьбу с пахучими выбросами и пообещал лично найти виновного.
Глава региона понимал - кто-то явно недорабатывает в деле поиска виновного. Под подозрение в затягивании процесса попал тогда еще министр природных ресурсов и экологии Александр Винокуров. Александр Бурков сначала назначил в отношении подчиненного служебную проверку, а затем и вовсе попросил уйти его из облправительства. Проблема с запахом в городе от этого почему-то не решилась.
Однако "дело с душком" оказалось намного сложнее, чем мог себе представить глава региона. Как выяснилось, запах в городе может быть вызван и вовсе не этилмеркаптаном. СМИ региона, дабы освежить тему, начали привлекать к обсуждению проблемы малоизвестных экспертов, которые называли источником запаха всё: от автомобильных выхлопов до солнечного излучения.
Настоящие же поиски виновников будто замерли - с прекращением жалоб омичей иссяк интерес к делу и со стороны СМИ. Последний гвоздь в крышку гроба вбил сам врио губернатора Бурков 16 февраля 2018 года, спустя ровно год с момента первого выброса. Чиновник честно признался, что не видит возможности найти виновника едкого запаха в Омске.
Редакция ИА "Омск Здесь" решила проверить самую популярную версию о том, что запах распространяется с территории буферных прудов ОНПЗ и выяснить, что спустя год стало с главным "подозреваемым" в деле. Мы вновь исследовали территорию прудов.
И, как нам кажется, кое-что интересное найти удалось. Если дальний конец гидротехнического сооружения не вызвал никаких подозрений, то в самом центре объекта удалось обнаружить большую полынью. Видимо, этот участок и есть место слива отходов ОНПЗ - с водоема и окрестных берегов постоянно поднимается светло-серый пар. Но самое главное, что бросилось корреспондентам в глаза, а точнее, в нос, это запах.
Едкий, удушливый запах, который знаком любому омичу еще с февраля 2017 года, никуда не ушел - он все еще царит на буферных прудах ОНПЗ. Впрочем, неприятный аромат распространяется недалеко - уже в километре от прудов никаких посторонних запахов, непривычных для жителей окрестных районов, не замечено.
Помимо этого, мы написали ряд запросов в ответственные за расследование ведомства. Судя по ответам правоохранителей и контролирующих организаций, дело об "этилмеркаптановом следе" рискует попасть в разряд нераскрытых. Следственный комитет отмечает, что начатая в марте 2017 года экспертиза до сих пор не закончена - ее результаты не готовы, следовательно, никаких подозреваемых без ее результатов быть не может.
- На сегодняшний день еще не получено заключение экологической экспертизы, которая была назначена в июне 2017 года и до сих пор проводится в другом регионе. Новые уголовные дела по аналогичным фактам следственными органами СК России по Омской области не возбуждались (следует отметить, что ст. 251 УК РФ отнесена к подследственности органов внутренних дел), подозреваемых в деле пока нет, - отметили в Следственном комитете.
Росприроднадзор по Омской области продолжает считать, что возможным источником выбросов в атмосферу стали буферные пруды, принадлежащие ОНПЗ. Контролирующее ведомство ссылается на исследование, проведенное Новосибирским государственным техническом университетом.
- Результаты лабораторных исследований отобранных проб атмосферного воздуха от источников выбросов крупных промышленных объектов северо-западного узла были переданы в ФГБУ ВПО "Новосибирский государственный технический университет". Согласно независимой экспертной оценке, возможным источником возникновения летучих органических соединений с органолептическими свойствами в Советском районе г. Омска являются выбросы, которые осуществляются при проведении работ на буферных прудах очистных сооружений АО "Газпромнефть-ОНПЗ", - отвечает пресс-служба Росприроднадзора по Омской области.
Полынья на буферных прудах ОНПЗ
До природоохранной прокуратуры наш запрос и вовсе не дошел. А министерство природных ресурсов и экологии Омской области и вовсе не раскрывает никаких подробностей в деле поисков предприятия, отравляющего воздух. Чиновники настолько боятся помешать правоохранителям, что отказываются разглашать любую информацию по делу.
- Специалисты министерства природных ресурсов и экологии Омской области принимают участие в мероприятиях, осуществляемых в рамках следственных действий. Уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации не позволяет разглашать информацию, связанную с проведением расследования, - отмечают в ведомстве.
Целый год виновник выбросов водит омичей за нос. И судя по ответам госструктур, занимающихся его поиском, есть большая вероятность того, что имени его мы так и не узнаем. Остается лишь надеяться, что очередная "газовая атака" на больше не случится.
Все ясно. Хозяевами предприятий, которые выбрасывают этилмеркаптан, являются "большие дяди" и соответствующие органы, естественно не за спасибо, не собираются вредить их интересам.