О чём молчат мюзиклы 2024-го. Часть первая
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь» 28 декабря 2024, 14:16  •  печать

О чём молчат мюзиклы 2024-го. Часть первая

Мюзикл - возможность сбежать из этой реальности и шагнуть в мир, границы которого определяет лишь твоя фантазия. Важно: сказки здесь может и не случиться. Что происходит с "нелёгким лёгким"? "Омск Здесь" запустил совместный проект с порталом Musical Universe, в котором мы общаемся с теми, кто сегодня задаёт стандарты жанра на отечественной сцене.

Уже посчитали, сколько раз в 2024-м вы сходили в театр на мюзикл? Автор рубрики удивился своей цифре близкой к сорока и продолжил подводить итоги года. Мюзикл - жанр неизгладимых впечатлений, вспомним наши самые яркие встречи с артистами жанра.

Мощный старт 2024 году дали "Выходные мюзикла" - совместный проект ГИТИСа, Musical Universe и Москонцерта, представляющий публике интересный и целостный срез того, чем сейчас является этот жанр в России. Двухдневный праздник мюзикла, объединивший и сплотивший более 300 артистов, которые исполнили 87 арий и представили 18 театральных работ из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Красноярска и Якутска.

Как проявляется любовь к зрителю, мы поговорили с режиссёром-постановщиком более 50 мюзиклов, ныне художественным руководителем Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои (Ташкент) Алексеем Франдетти. Перед премьерными показами "Кабаре Пушкин" (16+) - мюзикла, на протяжении которого по сцене "мчится колесница" смерти, а герои "криками и песнями разврата ругаются над мрачной тишиной", мы обсудили, реален ли театр, в репертуаре которого одно шоу будет сменять другое; будет ли уровень мюзикла напрямую зависеть от чувства стиля режиссёра. Также узнали, что его новые проекты рождаются ночью, а рядом должна быть пробковая доска и кофе.

- Мюзикл - моя жизнь, моя радость, моя игра! - говорит Франдетти.

А капелла-мюзиклом, в котором "замерзает всё, кроме голоса", режиссёр продолжил свою петербургскую тенденцию, которую он начал спектаклем "Франкенштейн" (16+), где артисты Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии рассказывают о том, что происходит с недолюбленным человеком, в "Айсвилле" (18+) же в "Театре на Садовой" разговор идёт о том, на какие преступления готов пойти человек, когда он просто не умеет любить. В обеих постановках в ведущих ролях выступает Кирилл Гордеев. Он называет спектакли триллерами, но не теми, смотря которые, хочется закрыть глаза.

"Триллеры с элементами сценического волшебства", - Кирилл Гордеев

С артистом мы размышляли, как игрока Fortnite "выдернуть" в театр? Почему в современном театре необходимо фантазировать? Почему каждому из нас нужно научиться смотреть на себя со стороны? И почему же созданию Франкенштейна так хочется познать все чувства, даже несмотря на то, что любовь приносит ему лишь боль?

- Каждому существу нужна частичка, которой он будет давать своё тепло, свои эмоции. Без социального, любовного, энергетического обменов человек просто зачахнет, от него ничего не останется, - говорит Кирилл Гордеев.

В январе 2025 года артист в роли герцога Веронского выступит в долгожданной петербургской премьере венгерской версии мюзикла "Ромео и Джульетта" (16+). В интервью мы обсудили, как оригинальная французская история по пьесе Шекспира, где красивые мальчики бегают и прыгают, превратилась в драматически очень мощное произведение. Один из исполнителей роли Ромео - Александр Казьмин.

"Вариант посмотреть мюзикл не через экран должен быть у каждого", - Александр Казьмин

С ним мы поговорили о том, почему на Бродвее давно написаны тонны книг и построены методики постановки мюзикла, а в России стараются сделать по-своему? Почему не все "фанаты" мюзикла на самом деле любят жанр? Как сольные концерты артиста связаны со стремлением разжечь в аудитории желание увидеть полные версии спектаклей, арии из которых знает каждый? Популяризация жанра - проблема?

- Дело не в рекламе жанра, а в том, чтобы люди восприняли мюзикл как должное! Было бы хорошо, если бы мюзиклы у нас в стране звучали отовсюду, как в Европе. Там люди очень любят мюзикл. Они приезжают в другой город, чтобы посмотреть спектакль. На электричках едут через несколько городов на мюзикл, и это частая практика. Там эта культура годами проникала в сознание и головы людей. Видимо, нам надо просто принять тот факт, что ходить в театр - это нормально, - размышляет Александр Казьмин.

Артист называет мюзикл поп-культурой, интерес к которой у молодой аудитории совсем не меньше, чем к k-pop и фигурному катанию. За посещаемость театров в будущем он спокоен. И уверен, что музыкальная драматургия в жанре первостепенна и хороший мюзикл можно смотреть с закрытыми глазами, зрителя должна цеплять история, а не вокальная акробатика артиста. Один из маркеров хорошей постановки, по его мнению, - интересный хореографический рисунок и у второго, и у третьего плана. А чтобы жанр развивался, шаг должны сделать не только профессионалы, предложив инновационную постановку, но и публика, приняв базовые принципы жанра:

  • мюзикл - жанр доступный;
  • мюзикл можно посмотреть везде, и попасть на него так же легко, как и в кино;
  • мюзикл, как и кино, может быть разным: триллер, комедия, ромком, трагедия - всё, что хочешь;
  • мюзикл - есть.

Сегодняшний день - время расцвета и формирования явления "русский мюзикл", а количество однажды перерастёт в качество. Для идеала хотелось бы, чтобы спрос на театр, на мюзиклы увеличился ещё во много раз, - с этой мыслью согласен и Ярослав Баярунас.

"Мюзикл сегодня переживает свой ренессанс", - Ярослав Баярунас

В интервью с ним мы ищем ответы на вопросы: зачем артисту сегодня личный бренд? Как рождаются концертные саги? Как "пиратские" съёмки двигают жанр? С чего началось "влюбляйтесь в мюзиклы" и почему слова "шоу-бизнес" вовсе не "красный флаг"? В чём он - фанатский феномен российского музыкального театра?

- Сегодняшнему российскому зрителю важно "подпевать" песни, услышанные в мюзиклах. Они хотят, чтобы мелодии вертелись у них в голове после поклонов. Это как бы круто, с одной стороны, но для 2024 года уже однобоко. Ведь музыка больше, чем лейтмотив. Это полноценный герой, это язык, которым говорит спектакль, - считает Ярослав.

В планах артиста заняться сольным творчеством, экспериментировать с концертными моделями и выпустить аудиоспектакль "Ворон: Воображаемая жизнь и загадочная смерть Эдгара Аллана По", о котором рассказал в новом шоу Musical Universe "Обсудим в антракте". О самом проекте мы скоро расскажем поподробнее, а пока оцените формат и вокальные номера.

Не обошли стороной и обсуждение "вампирской эпидемии" в мюзиклах. По мнению Ярослава, массовая культура строится на сексе. Мюзиклы не исключение, а даже во многом подтверждение, а сам вампир - образ очень сексуальный, значит, отлично подходит, чтобы разжечь интерес аудитории.

Анализируя интервью нашей рубрики, всех героев можно поделить на два типа - тех, у кого любовь к жанру возникла после знакомства с Jesus Christ Superstar; тех, кто влюбился в жанр после того, как увидел "Бал вампиров". С исполнителем роли Альфреда Русланом Давиденко мы пообщались за кулисами фестиваля новых музыкальных проектов "Другие берега". Да, без ностальгии по "Вампирам" не обошлось.

"Кривого видео хватило, чтобы захотеть увидеть мюзикл вживую; прошло время, и вот я в главной роли открываю это же шоу", - Руслан Давиденко

Как человек, в родном городе которого мюзикловая жизнь была почти на нуле, стал главным "безжалостным убийцей вампиров"? В чём плюсы ходить в театр одному с билетом на первый ряд и три часа проводить в восторге с открытым ртом? Почему вампиры - это навсегда по любви? И какие эмоции бушевали внутри за минуту до премьеры в "Бале"?

- Я чуть не разрыдался за пять секунд до старта шоу: самое начало, я стою на сцене, звучит увертюра, закрываю глаза, и в мыслях только: "Твою мать, это случилось!" У меня бешено колотилось сердце не от страха, а от восторженных эмоций: в зале было такое количество людей и у всех такая любовь к этому проекту. И сейчас я - часть команды, которая этот восторг дарит, - с трепетом вспоминает Руслан.

Артист уверен, что ни на каком мюзикле зрителю не удастся сбежать от реальности, ведь на какой бы спектакль ты ни пришёл, он про человечество, про наши чувства. Мюзикл, скорее, возможность пофантазировать о том, что бы сделать в своей жизни такого, чтобы и в ней случилось, например, что-то очень хорошее.

"Мюзиклы будят ощущение жизни", - Ника Ломако

В интервью задаёмся вопросами: какие "базовые настройки" закладывают мюзиклы в детское сознание? Почему у артистов нет права на сутулость? "Вспотели руки и появилось состояние тошноты" - это показатель, что смотришь крутой спектакль? Как "Моцарт" на французском и "Вампиры" на русском определили будущее девушки в юном возрасте?

- В Санкт-Петербург случилось второе пришествие "Бала вампиров" - несколько раз в неделю я стабильно ходила в Музком на "Бал". На тот момент я училась на журналиста и стала понимать, что в институте я "задыхаюсь" - там абсолютно ничего не происходило и не вызывало во мне никаких эмоций. А мюзиклы - они будят в тебе хоть какое-то ощущение этой жизни! Я спросила себя: "На что я трачу свою жизнь?" Ответа не нашла и бросила университет. Стала пробовать поступить на актёрский. На вступительных, кстати, я пела арию Магды из "Бала вампиров на немецком", -рассказывает Ника.

Практика показывает: мечты сбываются не только в сказках. Поэтому думать о самом сокровенном, пока по небу несётся падающая звезда, не бессмысленно. Конечно, без "работы" мечтателя тоже не обойтись: найти в себе силы перекроить судьбу или решиться признаться в любви станет легче после того, как тебе напомнят о том, что жизнь без смысла пуста, а сказать главные слова человеку порой можно вовсе не успеть. Ника Ломако уверена: мюзиклы похожи на мультики из детства, в которых всегда можно услышать простую мораль. Самые важные вещи, по своей сути, очень банальны: любить, по-доброму относиться друг к другу. Суть театра - обращать внимание зрителя на эти истины, ведь иногда тебе нужно снова услышать о чём-то простом, но крайне важном.


Второй частью воспоминаний о наших интервью в рамках рубрики поделимся завтра, а пока напоминанием, что мы начали изучать, "чем дышат мюзиклы сегодня" с того, что взялись разобраться: кому нужны "билеты в другую реальность", зачем нам в "бренной жизни" мюзиклы?

Главное фото создано с помощью Midjourney
Фото: Юлия Губина, скриншоты Musical Universe, а также предоставлены героями публикации

Читайте также