Какие "базовые настройки" закладывают мюзиклы в детское сознание, почему у артистов нет права на сутулость, какие у них есть "простые радости", так ли важно образование на актёрском факультете? Все эти вопросы обсудили с артисткой мюзиклов Никой Ломако.
- Ника, мюзикл для тебя - какие три эмоциональных состояния?
- Американские горки. Когда смотришь мюзикл - очень круто, если ты в какой-то момент ловишь внутри себя ощущение, будто ты на сумасшедшем аттракционе. Особенно это ощущение, как по мне, вызывают постановки, где молодых персонажей играют молодые ребята. Я просто схожу с ума, когда юность играет юность - энергетика в зале ни с чем несравнима.
Честность. Люблю бытовые социальные спектакли. Волшебники - это, конечно, хорошо, но видеть на сцене простую искренность в отношениях между реальными людьми - особое удовольствие. А ещё я восторгаюсь честностью публики на детских представлениях. Этот зритель и смеётся в голос, и плачет навзрыд. И когда в конце маленькие ручки тебе протягивают цветочки, думаешь, наверное, я не зря живу, если могу человечкам дать что-то испытать, дать им что-то почувствовать.
Чувственность, если есть такое слово (улыбается), будет третьим состоянием. Она может быть странной и не всегда приятной. Я недавно ходила на "Айсвилль" (18+) - меня настолько цепануло, что на финальной песне у меня вспотели руки и я испытывала состояние тошноты. "Такого эффекта и добиваемся", - сказали мне ребята, которые там работают.
- Расскажи, когда и как у тебя появилась любовь к жанру?
- Мюзикла в моей жизни не должно было быть (улыбается). До 11-го класса я собиралась идти на журфак. Как хобби я занималась танцами, мы с коллективом устраивали флешмобы по Петербургу, и в команде была девочка, которая очень любила мюзиклы. И она мне постоянно говорила: "Посмотри мюзикл!" А я упёртая: "Нет". Ну не моя эта история - театры. И вот однажды она мне говорит снова: "Пожалуйста, посмотри один раз, и я от тебя навсегда отстану". Она заставила меня посмотреть французского "Моцарта". Тогда-то я и попала (смеётся)! Я была ребёнком, который не понимал, чего он хочет от жизни. После "Моцарта" мне в момент стало ясно, что я хочу работать в мюзиклах. Я резко решила стать артисткой и сразу пошла поступать. Это была авантюра, которая не удалась. Особо расстроиться я не успела, по старому плану пошла на журфак.
В тот год в Санкт-Петербурге случилось второе пришествие "Бала вампиров" - несколько раз в неделю я стабильно ходила в Музком смотреть "Вампиров". Стала понимать, что в институте я "задыхаюсь" - там абсолютно ничего не происходило и не вызывало во мне никаких эмоций, а мюзиклы - они будят в тебе хоть какое-то ощущение этой жизни! Я спросила себя: "На что я трачу свою жизнь?" Ответа не нашла и бросила университет. Второй раз стала пробовать поступить на актёрский - слили перед коллоквиумом. Конечно, это было психологически тяжело, потому что ещё в школе тебя настраивают: если ты после школы сразу куда надо не поступил, то как бы всё, а 18 - это уже преклонный возраст! И когда у тебя реально после школы не получается найти место, где ты получишь образование, ты начинаешь думать: может, у меня с интеллектом проблемы? Что со мной не так: все одноклассники в университетах, а я официанткой работаю, чтобы оплачивать репетиторов по вокалу и актёрскому!? С третьего раза я поступила в РГИСИ. Поступить на театральный факультет реально, но для этого надо иметь адскую работоспособность. На вступительных, кстати, я на немецком пела арию Магды из "Бала вампиров".
- Ожидания от учёбы в месте мечты совпали с реальностью?
- У меня непростой характер - у меня по поводу всего есть своё мнение. Поэтому институт для меня был адом (улыбается). Я была готова к тому, что придётся работать 24/7, но оказалось этого недостаточно. Твой характер должен быть удобным, ты должен уметь нравиться. Но я так и не раскусила, как сделать так, чтобы тебя любили. Я училась всё-таки в театральной академии. Преподавали ли у нас люди, связанные с жанром? Единицы. Это были педагоги по танцу на третьем курсе - хореографы, которые стажировались в Нью-Йорке и конкретно по джазовому стилю были лучшими в Санкт-Петербурге и Москве. Они работали в "Вампирах", во французских "Кошках", поэтому и объясняли нам специфику поведения тела в конкретно нашем жанре. А так из-за того, что преподавателями по большей части были драматические актёры и режиссёры, наши дипломные спектакли были не мюзиклами, а концертами. Все мы (студенты) выросли на мультиках-мюзиклах от Disney, поэтому один из дипломных показов назывался "Путешествие Ди и Снея". Девочка и мальчик оказывались в волшебном мире мюзиклов, и мы исполняли отрывки из разных историй. Мы в таком кайфе там пели. Конечно, я хотела быть Эльзой, но у меня был номер из "Мэри Поппинс возвращается", где танцуют с тросточками и номер "Что с мужчинами не так" из "Золушки" - было круто.
Но кожей жанр ты во время учёбы всё равно не ощущаешь, когда попадаешь в реальный мюзикл (в моём случае первым проектом стал "Винил" (12+) Евгения Загота) и тебе на протяжении трёх часов, пусть даже в ансамбле, нужно существовать по одной сюжетной линии, проявляя свою индивидуальность, но при этом не перетягивая на себя одеяло. В голове случается взрыв: а как это совместить?! Что такое мюзикл, я узнала только на практике, а не в институте.
- А одногруппники? Вы на парах недоумевали, где мюзикл?
- Восемьдесят процентов моих одногруппников хотели учиться на драматических артистов и пошли на специальность "музыкальный театр", потому что в "поступательной гонке" на актёрский факультет важно пройти хоть куда-то. Неважно - на кукольника или на артиста музыкального театра. В мюзикл рвались единицы.
- Высокой девушке трудно работать в жанре, где типаж артиста играет большую роль?
- Когда ты слишком высокий - проблема. Когда ты слишком маленький - проблема. Идеальный рост для артистки мюзиклов - 1,65 см. И это не только главных ролей касается - ансамбль по росту тоже должен быть примерно одинаковым. Мне пока везёт: в "Виниле" и в "Маугли" (6+) в ансамбле все один к одному не стоят, поэтому артисты могут быть суперразными. Кастинги - моя боль: везде нужны молодое маленькое сопрано и роковая высокая героиня, но от 30-35 лет. А когда тебе 25, то остаётся только ждать, работать и не чураться ансамбля.
Типажи в мюзиклах - они ведь не просто так существуют. Если у артиста есть психофизическая предрасположенность к тому, что он делает на сцене, на зрителя это произведёт впечатление двести процентов. И потом мы всё же не на Бродвее - Русалочка у нас темнокожей, по мнению массового зрителя, быть не может. Но у нас всё же есть интересные неожиданные "попадания".
- Когда ты окончила университет, с чем оттуда вышла? Со списком своих навыков, которые тебе предстоит реализовать в грядущих проектах?
- В первую очередь ты из театральной академии выходишь с большим страхом: будет успех или не будет? С этим сомнением ты выходишь в свободное плаванье. И пусть сейчас что-то складывается не так, как ты предполагал, но мюзикл - это любовь. Ты будешь за ним "ухаживать", будешь ему серенады ночью под окном петь - ты добьёшься взаимности от жанра!
- Ника, в "Маугли" ты ведь не только часть ансамбля, но и выходишь в роли Багиры. Когда играешь, тебе нужно в роли находить что-то общее с твоим жизненным опытом или ты полностью забываешь, кто ты есть, и становишься пантерой?
- У Багиры есть сольная ария, где она говорит Маугли о том, что он не зверь, он человек, и параллельно рассказывает свою историю. Баги родилась в зверинце, жила в клетке, а потом её мать умерла, и тогда она сбежала из заточения в джунгли и ощутила вкус свободы. Я, когда арию первый раз услышала, моментально поняла, что это абсолютно моя история. Я очень хотела петь эту арию, потому что понимала, что в ней нужно сказать. Эта песня - история моей жизни: в университете я была как в клетке, я не понимала никого, меня не понимали, я никогда там не была номером один, всегда была чужой среди своих, а когда я была на втором курсе, у меня умерла мама. Исполнение арии Багиры для меня терапевтическое. Эта чёрная кошка дала мне понимание себя в рамках жанра - это очень крутой опыт! Героиня, с одной стороны, очень твёрдая, а с другой - она же вместе с Балу всегда оберегает Маугли от жестокости мира. Она влияет на его становление как личности.
- А кто тебе помог на пути поиска себя?
- Есть потрясающая фраза: "Одного таланта недостаточно, нужен кто-то, кто в тебя будет верить". Первым таким человеком для меня стала Наталья Даниловна - это был мой единственный педагог в институте, с которым я могла быть собой и реально учиться новому. Затем мы познакомились с Аней Лукояновой, она в меня поверила и поддерживала на протяжении всего института, и третий мой человек-маячок - это Александра Чопик - музыкальный руководитель нашего "Винила". Тут отдельная история: я на кастинг перед премьерой проекта не пошла, ещё училась, боялась, что не готова. Потом я попала на мюзикловый интенсив с Александрой. Он закончился, я еду на свадьбу подруги и совершенно неожиданно для меня приходит сообщение от Александры: "Вероника, позвоните, пожалуйста, у меня к вам дело". Звоню: "Вероника, у нас в "Виниле" девочка в ансамбле слетела вашего типажа - не хотите к нам присоединиться?" И для человека, который никогда на курсе не был звездой, которому постоянно говорили: "Ты никогда не будешь работать в музыкальном театре, ты ужасно поёшь", это предложение стало поддержкой, которую словами не описать. Так я и стала частью команды "Винила".
- В любой сфере деятельности человечность должна быть на первом месте?
- Для меня да. Просто уважать друг друга - это же несложно. Что бы ни говорили о жестокости театрального мира, трое моих самых близких друзей - мои коллеги. Представляете, можно дружить и поддерживать друг друга! Это круто.
- "Винил" ведь создан в духе "Стиляг", и нельзя сказать, что там мало. Как влилась в проект?
- Танцы - это боль. На первой читке мы узнали, что ансамбль делится на две линейки: те, кто работает за комсомольцев, и те, кто выступает за стиляг. Я, когда узнала объём предстоящей танцевальной работы, в мыслях было только: "Матерь Божья! Вы что?". Спойлер: я стиляга. Мы пашем и танцуем просто постоянно. Но сначала пришлось научиться управлять телом в рамках сценического пространства, а так как я высокая, пришлось научиться и банально ходить не сутулясь. Никогда не забуду голос Дениса - нашего педагога по танцу: "Ника, плечи"! Сутулость - это же зажим, который о тебе говорит - что ты всё время пытаешься спрятаться.
- Вернёмся к "Маугли", в программке указано, что история происходит в городских джунглях…
- Увертюра мюзикла - метафора: происходит апокалипсис и люди "откатываются" к своим базовым животным настройкам. Мы не играем животных, наши персонажи - человечные звери или, скорее, озверевшие люди.
- Как считаешь, почему этот проект любим не первый десяток лет и не одним поколением? Чем подкупает эта история?
- Киплинг - это база. Я считаю "Маугли" одним из лучших детских проектов, потому что на первом месте стоят не романтические отношения принцев и принцесс (на них весь Disney зиждется), а семейные ценности, мысли о том, что настоящая дружба существует, есть слова и поступки, за которые ты несёшь ответственность, добро и любовь побеждают зло. Эти базовые настройки нужно прививать детям. Понимаешь, в этом мюзикле каждое слово имеет вес. Как минимум: "Мы с тобой одной крови".
- В диснеевской "Книге Джунглей" у Балу была песня со словами "Пусть в жизни мало складностей, в ней есть простые радости, и счастлив, кто умеет их ценить". Какие у тебя в жизни простые радости?
- Мой кот - моя самая большая радость (улыбается). Я люблю вкусно поесть, я люблю грузинскую кухню, я люблю сладости, я люблю мясо. Люблю палочками окурить дом от плохой энергии.
- Чья музыка для мюзиклов тебе особенно в сердце западает?
- Лин-Мануэль Миранда. Заслушиваю сейчас его In the Heights, все эти латиноамериканские мотивы - это офигенно! Из русских для меня первостепенен Евгений Загот.
- А какая ария всегда доводит до слёз?
- По-любому что-то из мужского репертуара. Квартет "Мама" из "Карамазовых" (12+) - там я реву. И ещё, но это не ария, а оркестровая увертюра "Шахмат". Слышу её вживую, и всё - могу только плакать и говорить: "Господи, как же это красиво".
- Как относишься к стереотипу о том, что мюзикл - это сказка?
- Когда мюзикл как жанр только зарождался, его главной задачей было помочь зрителю расслабиться. Потому что американцы после очередного трудового дня хотят получить приятные эмоции и увидеть историю со счастливым концом. Сегодня мы от этой традиции отходим. Да, мюзикл мюзиклу рознь, но даже самая социальная история должна иметь какую-то сказочную фабулу. "Джекилл&Хайд" тоже отчасти сказка.
- Но ведь даже сильная драма всё равно оказывает на зрителя тот самый очищающий эффект? Всё становится очень плохо, чтобы потом человек ощутил, что такое хорошо?
- Важно, чтобы ты, посмотрев спектакль, понял: вот так вот делать (в каждом спектакле - это свой тип поведения или поступок) не надо. Это как мысль в "Айсвилле": не обязательно убивать себе подобных просто потому, что они не очень похожи на тебя. Знаешь, мюзикл похож на мультик из детства, в нём всегда можно услышать простую мораль.
- Это не банально?
- Самые важные вещи по своей сути очень банальны: любить, по-доброму относиться друг к другу. Суть театра - обращать внимание зрителя на эти истины. Глаз в рутине замыливается, и иногда тебе нужно снова услышать о чём-то простом, но крайне важном.
* В интервью не раз был упомянут а капелла-мюзикл "Айсвилль" Алексея Франдетти и Евгения Загота, потому предлагаем вам погрузиться в его атмосферу, что в прямом смысле слова заставляет душу леденеть, прочитав наши интервью с артистами этого проекта. С Кириллом Гордеевым выяснили, почему мюзиклы-триллеры так интересны зрителю 21-го века; с Мананой Гогитидзе определили, как должен вести себя в обществе "не такой как все": подстраиваться, противостоять или противостоять внутри себя, но не подавать вида? С Дмитрием Воробьёвым обсудили прелести возможности "заморозиться", а с Александром Казьминым выделили основные четыре принципа жанра с названием "мюзикл".
Фото: Анна Бубнова