"Победим Бродвей": сердцебиение в ритме мюзикла
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь» 21 декабря 2024, 14:03  •  печать

"Победим Бродвей": сердцебиение в ритме мюзикла

Мюзикл - возможность сбежать из этой реальности и шагнуть в мир, границы которого определяет лишь твоя фантазия. Важно: сказки здесь может и не случиться. Как рождается "нелёгкий лёгкий"? "Омск Здесь" запустил совместный проект с порталом Musical Universe, в котором мы общаемся с теми, кто сегодня задаёт стандарты жанра на отечественной сцене.

В преддверии рождественского сезона, о котором поёт всем известный снеговик по имени Олаф, подводим итоги года, касающиеся нашего жанра музыкального театра. Пока мы отмечали день вампира, вспоминая выпущенные интервью с артистами "Бала", жизнь российского мюзикла, современные тенденции которого мы традиционно стараемся определить и обсудить в этой рубрике, кипела. Осенью прошло два фестиваля, во время которых публика Новосибирска и Самары запечатлевала ощущения от качественных театральных проектов, а мы не переставали разбираться - чем сегодня дышит мюзикл в России. Что и кто в топе, как фестивали влияют на развитие жанра и почему так важно расширять "мюзикловое покрытие" регионов? Расскажем обо всём по порядку.

В первой части материла мы в деталях вспомнили программу всероссийского фестиваля новых музыкальных проектов "Другие берега", который проходит в Новосибирске. Сегодня речь пойдёт о фестивале, который состоялся в Самарской области.

Национальный фестиваль и Премия "Музыкальное сердце театра"

(15-25 ноября, Самара - Тольятти)

До 2021 года "Музыкальное сердце театра" существовало лишь в форме премии, поощряющей отечественные постановки музыкального театра на ежегодном гала-концерте. В 2021 году формат расширился: теперь МСТ стало включать в себя мастер-классы, творческую лабораторию для начинающих авторов мюзиклов и, конечно, показы лучших постановок сезона. Главное - фестиваль стал проводиться по принципу ротации регионов. Первым местом действия стал Новосибирск, а главным информационным партнёром в том году выступил телеканал "Продвижение".

С тех пор сердцебиение жизни музыкального театра учащалось в Екатеринбурге, Кузбассе и в Самаре. В 2024 году на 11 дней мюзиклы со всей страны обосновались у берегов Волги. Фестиваль национальный - лицензионные постановки по критериям не могут принимать в нём участие, поэтому в шорт-листе и северный мюзикл "Лунная история" из Ханты-Мансийска, и хип-хопера из Казани "Флешка, рэп и любовь". Спектакль играли на татарском языке.

- "У нас местечковые истории" - в такой позиции просто нельзя находиться. Когда есть такие фестивали, надо подаваться на каком языке бы ты ни играл. Театр - это такая история, где, не зная языка, можно понять и взаимоотношения героев, и тему спектакля. Язык театра универсален. У нас не было какого-то внутреннего табу, когда мы подавали заявку на участие в фестивале, - говорит Туфан Имаметдинов, режиссёр хип-хоперы "Флешка, рэп и любовь".

Вернёмся к вопросу: почему Самара? На выбор локации для фестиваля повлияло несколько факторов: во-первых, по форме на карте Самарская область напоминает сердце. Во-вторых, организаторов "Сердца" с Самарским театром юного зрителя связывают долгие партнёрские отношения. Ещё в 2007 году "Вино из одуванчиков" от Самарского ТЮЗа стало одним из первых лауреатом в номинации "Лучшая пьеса". Третья причина - в Самаре до сих пор нет музыкального театра, но в прошлом году творческие коллективы словно бросили себе вызов: взялись за постановку мюзиклов. "Обыкновенное чудо" (12+), появившееся на свет именно в Самаре, стало одним из лауреатов "МСТ-2023". Так что в этом году встреча фанатов "нелёгкого лёгкого" в двух городах Самарской области - подарок благодарной публике и поддержка театрального потенциала региона.

- В правильную сторону ветер дует! Очень важно, чтобы все люди, которые к мюзиклам пылают определённой любовью, чтобы все люди, которые знают, как в этом жанре добиваться дальнейшего развития, придумывали новые спектакли и новые направления развития жанра. Я думаю, всё будет хорошо: идей много, творчество бьёт ключом, потребность есть, кругом звучит: "Нужно что-то делать! Нужно что-то делать!" Значит, будет и что-то происходить, - отмечает артистка мюзиклов Юлия Дякина.

- Мы говорили о том, что нас ждёт прекрасное будущее с отечественным музыкальным театром, что такое явление, как русский мюзикл, наконец появится! Вот, собственно говоря, оно - это прекрасное время наступило, - уверен генеральный продюсер Национального фестиваля и премии "Музыкальное сердце театра" Дмитрий Калантаров.

В рамках фестиваля на сценах самарских театров были показаны мюзикл Евгения Загота и Филиппа Разенкова "Три товарища" (16+), постановка Глеба Матвейчука "Хозяйка медной горы" (12+), мюзиклы из Орла и Санкт-Петербурга в постановке Дарьи Борисовой "Яга" (16+) и "Сказка странствий" (12+), "Остров сокровищ" (12+) от Ивановского музыкального театра и водевиль "Медведь" (12+) из Северной столицы. Ежедневный солдаут - лишь доказательство "жадности" зрителя и его потребности в звучной и чувственной реальности. Подробнее о каждом из дней "Музыкального сердца" и о том, что осталось за кулисами, рассказываем в нашем специальном репортаже.

Финал фестиваля - традиционная премия. Когда итоги известны - слова излишни. Условный топ Национального фестиваля и Премии "Музыкального сердца театра - 2024" выглядит так:

"Айсвилль"

Театр на Садовой (г. Санкт-Петербург); режиссёр: Алексей Франдетти;
композитор: Евгений Загот; 2024 год

Первый а капелла-мюзикл Алексея Франдетти, где история Островского "Снегурочка" разворачивается совсем иным образом, - лауреат сразу нескольких номинаций: "Лучший спектакль малой формы", "Лучшее световое оформление", "Лучшая исполнительница роли второго плана", "Лучшая сценография", "Лучший музыкальный руководитель" и "Лучшая оркестровка".

- Тенденция в мюзикле сегодня - это постмодернизм. Классно попытаться сделать то, чего в мюзикле ещё не было. Использовать музыку таким способом, каким она ещё никогда не была использована. Вещи, которые, казалось бы, ты не используешь на сцене музыкального театра, задействовать талантливо, выбрать замысел и сюжет таким образом, чтобы это работало на идею спектакля - это то, что остаётся замеченным, - уверен композитор а капелла-мюзикла Евгений Загот.

С Мананой Гогитидзе - исполнительницей роли Бо и Бо, забравшей статуэтку за лучшее исполнение роли второго плана, в большом интервью мы ранее обсудили тенденцию парафраза классики в форме мюзикла и, конечно, раскрали некоторые секреты острова Айсвилль, где замерзает всё, кроме голоса.

"Орёл и ворон"

Красноярский музыкальный театр; режиссёр: Дмитрий Белов;
композитор: Артур Байдо; 2023 год

Пушкин по классике не теряет своей актуальности и пользуется спросом у зрительской аудитории и критиков. Все герои сюжета "Орла и ворона" (12+) сталкиваются на своём пути с выбором. Но только Пётр Гринёв и Маша Миронова меняются: они вырастают, в них крепнет способность нести ответственность за свою жизнь и любовь. Интерпретация "Капитанской дочки" забирает награды "Лучший спектакль", "Лучшая пьеса", "Лучший текст песен", "Лучший дирижёр", "Лучшие костюмы", "Лучший исполнитель главной роли", "Лучший режиссёр" и "Лучший композитор".

- Какой конкретно музыкальный язык я использовал? Язык чувств, эмоций - тот, который должен трогать. Каждый из нас сам выбирает в судьбе - какая он птица. У нас заглавная песня "Что ты за птица: орёл или ворон?". То есть ты сам выбираешь свою судьбу и как ты в этой судьбе себя будешь чувствовать, какой птицей, - делится композитор рок-оперы "Орёл и ворон" Артур Байдо.

- Не надо бояться актуальности, надо смело её предлагать зрителю. Потому что он, потеряв сегодня ориентиры - что такое добро, что такое зло, что такое любовь, да и вообще ориентиры в каких-то настоящих человеческих чувствах, - он ждёт их именно от музыкального театра. Театра, который берёт острые проблемы и с помощью музыки примеряет их, исполняя свою миссию. Давайте помнить, что в наших руках наши зрители. Они будут платить огромной любовью и благодарностью, если мы будем честны, актуальны и будем всё-таки оставаться на территории театра, - говорит режиссёр-постановщик и автор либретто проекта Дмитрий Белов.

"Три товарища"

Музыкальный театр имени Ф. И. Шаляпина, (г. Санкт-Петербург); режиссёр: Филипп Разенков; композитор: Евгений Загот; 2023 год

"Три товарища" - мюзикл - гимн жизни, который стал лауреатом в номинациях "Лучший продюсер" и "Лучшая исполнительница главной роли" (Пат - Вера Свешникова). Победительница уверена, что любые премии и признание артиста - это радость в первую очередь для фанатов. Артистке в жёстком графике о победах думать некогда, зато есть время прожить интересную судьбу и сполна насладиться работой.

- Хочется прожить эту мимолётную жизнь Пат, какой бы она ни была. Потому что Пат несёт тот самый свет, который необходим в тяжёлых ситуациях, и, конечно, большое счастье прожить именно такую роль. Не глубокую драму, а именно в контексте обстоятельств драмы прожить весёлую жизнь, наполненную мгновением: здесь и сейчас, - делится артистка мюзикла "Три товарища" Вера Свешникова.

- А вот вы скажите, может ли в жизни поменяться эта позиция, кроме как "здесь и сейчас"? Мне кажется, что это постоянный стимул к движению, постоянный мотор, я думаю, что эта позиция всегда будет актуальна. Если не тут, значит, это и не ты, значит, это кто-то другой проживает твою жизнь здесь и сейчас, - поддерживает Иван Коряковский, артист, исполняющий роль Роберта.

Пустота сцен мюзикла "Три товарища" - символический образ гигантского мира, который разбит на осколки. Заполнить эту пустоту и собрать по крупицам мир способна лишь сила беззаветной любви.

- Мы старались "вскрыть" эмоциональную составляющую и вскрыть её так, чтобы у людей неминуемо наворачивались в конце слёзы. Мне кажется, это очень важно в этой истории, чтобы мы все прониклись этой трагичной, с одной стороны, а с другой стороны, очень светлой историей. Создавая этот спектакль, мы и хотели, чтобы, несмотря на весь ужас окружающего мира, на всю безысходность, всю мрачную безвыходность, мы ощущали надежду и чувствовали, что эта невероятная история любви не бессмысленна. Что она дарит свет в конце тоннеля, она дарит надежду, - рассказывает режиссёр мюзикла "Три товарища" Филипп Разенков.

"Сказка странствий"

Санкт-Петербургский государственный детский музыкальный театр "Карамболь" - "Сказка странствий"; режиссёр: Дарья Борисова; композитор: Альфред Шнитке; 2023 год

"Лучшим спектаклем для детей и подростков" признана "Сказка странствий" - перенос на сцену одноимённого фильма, построенного на музыке Альфреда Шнитке. Его партитуры, по словам артистки оркестра, поражают красотой диссонансов, что звучат терпко и современно. Пьесу для спектакля переработал Александр Митта, стихи написал Юлий Ким, а режиссёром-постановщиком мюзикла о полёте мечты, спасении души и веры в добро выступила Дарья Борисова.

- Наш спектакль - философская притча. На протяжении всего действия на сцене стоит монументальная декорация - детская карусель. Это символ, в котором сразу несколько идей: во-первых, детство - самая важная пора в жизни человека. Именно там в нас закладывается базис, определяющий многие последующие решения человека. Во-вторых, жизнь и есть карусель, что движется по кругу. Такой недетский спектакль, поставленный для детей, - "подарок на будущее". К некоторым нашим серьёзным мыслям они, возможно, не готовы, но однажды, вспомнив его, дети всё поймут, - отмечает режиссёр Дарья Борисова.

"Бременские музыканты"(6+)

"Театр имени Моссовета" (г. Москва); режиссёр: Евгений Марчелли; композитор: Геннадий Гладков; 2023 год

Это история на все времена, а гениальный сыщик - персонаж, который остаётся в памяти навсегда. Награду за исполнение "Лучшей мужской роли второго плана" на "Музыкальном сердце театра - 2024" получил Валерий Ярёменко.

- Я сказочно радостный. В моём возрасте врать не приходится, надо сказать слова благодарности. Первые слова благодарности - этому удивительному сказочнику - Юрию Энтину. Грандиозному человеку, который создал империю сказок. Конечно, Василию Ливанову и Геннадию Гладкову. Эти три художника создали бренд, который по всеми миру "раскатился", и любой режиссёр мечтает поставить своих "Бременских музыкантов". Я так счастлив, что играю в этом спектакле. Я хочу сказать спасибо моей сказочной интуиции, которая иногда говорит: "Не будь дураком, есть роли, от которых нельзя отказаться", - признаётся артист мюзикла Валерий Ярёменко.

"Медведь"

Театр юных зрителей им. А. А. Брянцева (г. Санкт-Петербург); режиссёр: Илья Архипов; композитор: Андрей Алексеев; 2023 год

Этот спектакль становится обладателем памятного "Сердца" как лауреат в номинации "Лучшее пластическое решение" (хореограф - Никита Борис). "Медведь" - водевиль, в котором никто не защищён от купидона твёрдым убеждением "Я одинок, нежные чувства мне отныне чужды", открывал фестиваль. Он был показан и в Тольятти, и в Самаре. Участники местного театрального клуба "112 стульев" остались под впечатлением.

- Мне показалось, что это было какое-то чёрно-белое кино времён Веры Холодной. Было волшебно и чудесно - это была феерия! - поделилась зрительница Татьяна Куликова. - Мы стараемся ходить на все фестивали. И чем больше их будет, тем лучше! Людям хочется прекрасного, доброго и вечного. Ходите в театр почаще, это здорово!

- Как же это было чувственно! Знаете, выходишь, и такое чувство внутри - реально любви хочется! Мы любим каждый день, и без любви невозможно жить, - отмечает зритель Матвей Никеев.

Гранд-премия за выдающиеся творческие достижения

Гранд-премия за творческие достижения отдаётся в руки Марку Розовскому - художественному руководителю театра "У Никитских ворот". Человеку, который работал над популяризацией жанра, когда само слово "мюзикл" в стране было под запретом. В восьмидесятых свои первые проекты "История лошади" и "Бедная Лиза" молодой режиссёр ради легального показа называл "литературно-музыкальными представлениями".

- Жанр мюзикла - это жанр молодых людей, и вот я перед вами (улыбается)! Вспоминаются слова Мейерхольда: "Чего нам не достаёт? Нам не достаёт техники!" Нам надо лучше петь, лучше танцевать, нам нужно лучше мыслить - мы должны в конце концов... и я верю, что придёт время, когда мы победим Бродвей! Но чтобы победить Бродвей, нужно делать русские мюзиклы. Моё понимание этого жанра - это обязательность социально значимой темы, поэзия, поэтика, может быть, даже философия - нам в мюзикле надо осваивать и трагедию. Вообще нам нужно сделать так, чтобы было меньше бессмыслицы и пустоты, поменьше развлекухи. Почему? Потому что нужна человечность, нужна нравственность, нужна основа русской культуры, русской музыки, драматургии, театра так такового, ну и нам нужна та самая техника, которая решает в конечном итоге в нашем жанре всё! Да здравствует "Музыкальное сердце театра"! Да здравствуют шлягеры, которые мы сможем сделать в каждом мюзикле! Спасибо, друзья! Будем вместе! - говорит на сцене художественный руководитель театра "У Никитских ворот" Марк Григорьевич Розовский.

Фото: скриншоты Musical Universe

Читайте также