"Купить билет в другую реальность": зачем нам в "бренной жизни" мюзикл
Зачем так много петь? В чём плюсы иррациональности жанра? И почему, если трек "заедает в голове", - это хорошо? Рассказываем, что такое мюзикл, кто его обходит стороной и отчего ему так преданы фанаты.

"Омск Здесь" запускает совместный проект с порталом Musical Universe, в котором мы общаемся с теми, кто сегодня задаёт стандарты жанра на отечественной сцене.
"Ах, этот мюзикл! Мюзикл!
Что может быть прекраснее, чем мюзикл?"

Мюзикл Something Rotten!

Мощное вступление, вспышка света, балет, эффектное появление артиста - и ты уже во власти театральной мистерии. Мир мюзикла поглощает тебя целиком. Так, что через 5 минут после начала спектакля ты не в силах сходу вспомнить, кто ты и какие бытовые мелочи занимали тебя перед поднятием занавеса.
Мюзикл - жанр, захватывающий все уровни чувственного восприятия зрителя: песни, танцы, световое шоу, драматическая составляющая, - всё это используется, чтобы задеть аудиторию, "уколоть" её, вырвать из привычного темпа жизни и открыть глаза на что-то совершенно новое. Будь то философия главного героя или же простой мотив, который провоцирует вас чувствовать себя счастливым ещё спустя 5 лет после просмотра спектакля.
"Художественные средства мюзиклов являются иррациональными и попадают напрямую "в сердце", обходя наши рациональные фильтры и защиты. Не собирался, а радуешься, как ребёнок. Или притоптываешь, прихлопываешь, а потом напеваешь мелодию ещё неделю после просмотра мюзикла. Многие постные, грустные, тоскливые лица на какое-то время оживают детскими эмоциями. Хорошо ли это? Да, но с оговоркой. Если медиапродукт используется как антидепрессант или обезболивающее, а сама причина остаётся долгое время, то это - уход от ответственности за себя. Пожирание эмоций, сахара, гаджетного времени - доступные обезболивающие, которые отвлекают, заглушают, но не решают проблему"
- Кирилл Макаров, психолог


В нашей стране, несмотря на то, что мюзикл так или иначе регулярно появлялся в кино или на сцене, жанр считается молодым. Потому фанатом этого направления каждого второго россиянина мы, конечно, назвать не можем. Однако тех, кого мюзикл уже поразил, "лечить" - занятие полностью лишённое смысла.

"Соберите сотню докторов
Среди бела дня -
Будет им всем слабо
Вылечить меня!"

Мюзикл "Алиса в Стране чудес"

Знакомы ли вы с мюзиклами? Нужны ли они в вашей жизни?"
Возможно, это мне с опрашиваемыми прохожими повезло, а может, люди в Омске действительно так хорошо знакомы с "нелёгким лёгким"?
  • Я искренне люблю мюзиклы. Купить билет в другую реальность - это здорово. Когда ты приобретаешь билет на мюзикл, ты покупаешь путёвку в путешествие. За несколько часов ты проживаешь множество историй и окунаешься в самые невозможные, на первый взгляд, предлагаемые обстоятельства, после которых тебя ещё очень долго может не отпускать. Ты выходишь из зала и выносишь с собой новые открытия. Когда-то хочешь прыгнуть выше головы, когда-то ты хочешь зашить, искалеченное ранами сердце. Порой после спектакля тебе очень хочется влюбиться или же полностью изменить свою жизнь. Мюзикл может влиять на каждого. Просто нужно дать ему шанс.
    Валерия
    25 лет
  • Знаете, я водитель такси. Люблю рэп и мюзиклы. Днём под Басту люблю по городу погонять, а вот вечером, к закату ближе, "Короли ночной Вероны" и "Bell" иногда на репите. Целый день одно такое слушать для меня тяжело, но временами очень качает. Иногда пассажиры выключить просят. Но я списываю это на усталость, а не на оскорбление моего музыкального вкуса. В театр, нет. В театр я точно не пойду, а вот песни какие-нибудь свежие из мюзиклов послушал бы, может, и плейлист бы обновил.
    Сергей
    33 года
  • Я кроме "Любэ" и Цоя ничего не слушаю. Мюзиклы - это бессмысленные ванильные облака. Я опаздываю на автобус. Можно я пойду.
    Анатолий
    46 лет
  • Я к театру в принципе спокойно отношусь. Жалею только, что на "Маммамию" в Москве не сходила в своё время, хотя жила там, когда в театре это шло. Обожаю этот фильм всю жизнь. А, это же тоже мюзикл. Так получается, что я даже в повестке (смеётся). Ну слушайте, тогда скажу, что мюзиклы - это классно. Музыка и песни - они окрыляют. Как там было: "You are the dancing queen".
    Оксана
    57 лет
Кстати, та часть общества, что предпочитает всё, связанное с мюзиклом, обходить стороной за 10 км, на вопрос "почему?", чаще всего отвечает просто: слишком много поют. Вот тут-то и находится развилка, в этот момент люди делятся на фанатов и скептиков. Одним музыки всегда мало, другим - слишком много. Однако сам термин musical - сокращение от musical theatre piece. В переводе - произведение для музыкального театра. Музыкального! Вывод: музыка в спектакле должна звучать чаще, чем вся "не музыка".
Считается, что в классическом мюзикле присутствует 12 номеров, которые заставляют зрителя и страдать, и восхищаться. 12 - не так уж и много, согласитесь. При этом у каждой партии имеется своя функция, ведь спектакли этого жанра - отлаженный механизм, где каждая деталь работает на выполнение определённой задачи. Потому музыка здесь - не поток сознания, а очень структурированная история. Расскажем о некоторых обязательных элементах.

  • Открывающий номер
    как правило, масштабный групповой номер, который знакомит зрителя с миром, в котором ему предстоит провести ближайшие три часа жизни.
  • Номер "Я хочу"
    главный герой заявляет зрителю свою мечту или цель, к которой он хочет прийти в конце. В этот момент аудитория знакомится с главным персонажем, и чем ближе этот номер к началу спектакля, тем выше у героя шанс завоевать сердце зрителя. Ведь пока публика не совсем понимает, что происходит, герой - проводник, "разводящий" её на эмоции.
  • Любовный дуэт
    потенциальная пара даёт залу понять, как она хочет быть вместе или почему их союз невозможен и все прочие всевозможные вариации.
  • Номер злодея
    песня персонажа, у которого имеется "своя правда", что имеет право быть в разы интереснее, чем убеждения положительного героя.
  • Номер звезды
    выход артиста, на которого пришёл зритель. При том номер и его музыкальный материал должны быть такими, чтобы "звезда" смогла "купить" публику.
  • Главный номер - кульминация
    тут зритель достигает катарсиса, но ещё не понимает, чем всё закончится.
  • Финал
    постановщики и артисты говорят зрителю об основной сути, "загружают в мозг багаж мыслей".
К слову, о построении музыкальной структуры спектакля, лейтмотивах, репризах и номерной форме Алексей Франдетти - главный режиссёр театра Ленком - подробно рассказывает в 18-м выпуске программы "Нелёгкий лёгкий жанр". Мы же остановились лишь на основных, из перечисленных им моментах. Каким бы рациональным жанр не представал перед зрителем в словах постановщиков, многие всё же видят во всех мюзикловых ходах свою романтику.
"Этому миру, конечно, многого не хватает. Было бы клёво понаблюдать, как один из прохожих начинает песню или танец, а другой - подхватывает, и так к ним подключается вся улица, как в "Ла-ла-лэнде". Было бы прикольно, но я думаю, что тут идёт речь о ярком проявлении эмоций и самовыражении с помощью искусства. Если ты это можешь начать делать на улице, то вот ты и персонаж мюзикла. Но в реальном мире, увы, часто приходится прятать пыл под холодную маску. С детства я любила фильмы "Мама", "Новогодние приключения Маши и Вити", "Три мушкетёра", - всё это своего рода мюзиклы. Поэтому люблю жанр с детства, а серьёзно увлеклась им в 2016-м, когда устала читать "Собор Парижской Богоматери" и вспомнила, что существует мюзикл. Случайно я сильно погрузилась в жанр. Нашла в сообществах в "ВК" много единомышленников и вместе мы стали отрываться, как только можем. Со временем я поняла, мне нравится именно русский мюзикл. В нём отсутствует наивность. Русский мюзикл, как и русская душа, - это надрыв, надлом, катарсис, величайшее экзистенциальное переживание. Особенно это прослеживается в мюзиклах по произведениям классической русской литературы. Но в Омске мюзиклов, насколько я понимаю, почти что и нет. А я уверена, что миру жанр нужен. Как любое искусство, оно способно вдохновлять, отрезвлять, уверять, очищать и помогать. А вообще я до сих пор люблю напевать любимые арии (в моём топе точно "Граф Монте-Кристо", "Граф Орлов", "КарамазоВы" и "Норд-Ост")"
- Надежда Холмогорова, городской поэт-бард


Кстати, поют герои не просто потому, что им нельзя говорить. Обстоятельства доводят до накала, и ария персонажа становится всплеском и отражением метаний. Если после спектакля вы не можете "выбросить из головы" мотивы - знайте, это один из признаков качественного продукта. Глеб Матвейчук в нашем интервью перед премьерой мюзикла "Опасные связи" в Омске заметил, что композитор в этом нелёгком жанре работает по законам хитов. "Вирусность" арий - мощный плюс для проекта. Поэтому если вам хочется петь после спектакля - не останавливайте себя. Это даже полезно.


Музыка определённо влияет на людей. И часто ради этого "влияния" люди идут в театр. Идея и глубина постановки - категории важные, но для многих мюзикл всё же остаётся историей про полное растворение в пространстве, наполненном таинством звука, которое заставляет человека перестать внимать рациональному и поддаться тому, что хотели сделать с твоей душой режиссёр и композитор.
"Отдайтесь моменту, мир не будет прежним.
Вы видите время, что сплели с надеждой.
Так нырните в эту бездну, что вас так влечёт!"

Мюзикл "Величайший шоумен"

Найти мюзикл для себя - одна из самых сложных и одновременно приятных задач. Смотри, слушай, сравнивай идеи и впечатления. Что-то точно заставит восхититься. Правда, иногда это "что-то" приходится долго искать. На уровень постановки стоит обращать внимание. Смотришь хорошие спектакли - повышаешь зрительский интеллект. Придёшь в театр и сможешь отличить, что есть мюзикл, а что лишь назвали этим словом. По словам профессионалов, чтобы судить о качестве постановки, необходимо смотреть на сцену с долей скепсиса и готовности анализировать, ведь закреплённых критериев нет. Разве что "территориальный". Как правило, самые успешные мюзиклы всё-таки живут в столицах.
Возможно, потому что лицензионные постановки, которые смогли вызвать у зрителя особый интерес к жанру, ставились именно в Москве и Санкт-Петербурге. Будь то "Чикаго", "Нотр-дам де Пари", "Кошки", "Шахматы", "Красавица и Чудовище", "Русалочка", "Джекилл и Хайд" или же "Бал вампиров", что 10 лет подряд сражал публику своим необъяснимым, но очевидным феноменом притягательности. Напомним, ранее мы уже говорили об этой во многом эталонной постановке с исполнительницей одной из главных ролей Александрой Каспаровой.
Мюзикл очаровывает разными способами. Во время пандемии вышел первый в истории инстаграм-мюзикл (деятельность социальной сети Instagram признана экстремистской и запрещена в Российской Федерации). Такой формат - сториз и их графика - художественным решением истории о "Моём длинноногом деде" выбрал Алексей Франдетти, за что в итоге получил "Звезду театрала". Артистами эксперимента стали Иван Ожогин, Юлия Дякина, Лика Рулла.
Спустя время премьера спектакля состоялась на сцене Санкт-Петербургского драматического театра "Приют комедианта". Если говорить о "горячих новинках", то бесспорно нужно упомянуть рэп-мюзикл "Маяковский" (пока Москва увидела лишь предпремьерные показы, официальный первый спектакль пройдёт 8 сентября) и исторический мюзикл "Пётр I", каждый показ которого - sold out.
Время движется вперёд, мюзикл расширяет свои границы и покоряет новые залы. Найти что-то интересное в регионах сегодня тоже реально: "Семейка Аддамс" в Тюменском Большом драматическом театре в постановке Дарьи Борисовой; "Алиса в Стране чудес" в Новосибирском академическом молодёжном театре "Глобус" театральной компании Глеба Матвейчука; "Опасные связи" в Омском государственном музыкальном театре вновь в постановке команды Глеба Матвейчука. Кстати, подробности создания мюзикла с нуля в Омске вы можете по тегу #ОпасныеСвязи. Проект заставил жителей города по-новому взглянуть на жанр, ведь постановка кардинально отличается от классического репертуара омских театров.
"Я не сторонник пытаться подкрутить свои проекты под западный бродвейский формат. Конечно, нужно смотреть, нужно понимать, что там и как работает, но нужно создавать своё. А раз сейчас мы живём в то время, когда западные спектакли уходят с нашей сцены, то сегодня - лучшее время для российских авторов, которые должны поднимать национальное искусство и выводить его на другой уровень. Самостоятельный. Всё это нужно именно сейчас. Сейчас правильное время для скачка. В каждом серьёзном драматическом театре появляется мюзикл. Хороший звоночек. Потому что мюзикл - это максимальные возможности для режиссёра. Даже в рамках одной постановки ты можешь менять вселенные, как перчатки"
- Глеб Матвейчук, режиссёр и композитор


Вернёмся к жизни жанра в Омске. Как минимум интерес к нему есть. И имеется он не только у фанатов и полноценных артистов Музыкального театра, но и у юных музыкантов и вокалистов ДШИ № 6 им. Е. Ф. Светланова, которые уже в свои 8-15 лет делают большие шаги к карьере. После одного мюзиклового "прозрения" аудитории нашего города сотрудничество с театральной компанией Г. Матвейчука не прекратилось. На "Большом симфоническом парке. Баттле оркестров "совместно с артистами мюзиклов Г. Матвейчука ученики ДШИ № 6 им. Е. Ф. Светланова представили концертную программу "Вселенная мюзикла".
В процессе подготовки к концерту мы общались с учениками ДШИ № 6, и солистки хора PrimaVera признавались, что музыка из мюзиклов им крайне близка, а особенно им интересны истории и партии злодеев, что легко "обламывают" счастливый конец. Чем привлекательны такие драматургические ходы для нашего восприятия, мы узнали у психолога.


О чём переживали дети перед долгожданным выходом на сцену со звёздами жанра, и о том, как Агата Вавилова, Сергей Хиро, Александра Каспарова, Андрей Школдыченко и Павел Стукалов ломают стереотипы, связанные со своим жанром, узнаете в сюжете от главного гида в мире мюзикла и музыкального театра Musical Universe.
Сколько кастингов стоит на пути к успеху? Почему нельзя бояться говорить нет? С какими убеждениями нельзя заходить в театр? Какое секретное оружие есть в каждом спектакле? И почему мюзикл - жанр, который только кажется лёгким? Совсем скоро каждый из артистов, посетивших главное музыкальное событие этого лета, расскажет обо всём, что остаётся за кулисами. Да, пока они были в Омске, мы успели их обо всём расспросить.
К слову, если вы хотите научиться разбираться в мюзикловой теме, стать с этим "нелёгким лёгким жанром" на ты, то нам есть, что вам предложить. Проект Musical Universe - актуальный путеводитель по вселенной мюзикла, российская площадка, объединяющая фанатов и их кумиров. Даже скептики пересмотрят контент не один раз: мифы о том, что в этом жанре всё несерьёзно, здесь развеиваются. Портал стартовал два года назад с публикаций интервью с артистами мюзиклов. Сегодня же MU уже можно назвать платформой, которая поможет и определиться куда сходить, и понять, как устроен мюзикл внутри и снаружи.
"Мы всегда за, когда речь о том, чтобы рассказать про классный, интересный и почему-то не такой популярный жанр, как мюзикл. Он всё ещё недооценён зрителем, как нам кажется. Поэтому после старта с интервью стали делать контент более разноплановым: программа "Нелёгкий лёгкий жанр" отвечает за образовательную историю, "Вечерний Стукалов" - за развлекательную (у проекта, кстати, получился хороший старт. Мы получаем много откликов, а в частности вопросы: будет ли ещё?). Специальные репортажи и сюжеты с премьер отвечают за событийность и информативность. Сейчас мы находимся на пути к тому, чтобы стать самым авторитетным ресурсом в России, который позволяет узнать о мюзикле как можно больше и как можно глубже. Мюзикл - это же жанр, который позволит некому обычному Ивану Сергеевичу на несколько часов позабыть, кто он есть в этой "бренной жизни", и почувствовать себя коллегой доктора Джекилла; ощутить себя влюблённым мальчишкой с петербургского двора, поющим "Моя любовь на пятом этаже"; оказаться при дворе Петра Первого, и, конечно, мюзикл - это шанс почувствовать себя прекрасной деревенской девушкой, которую соблазнил очаровательный граф, пригласив на трёхсотлетний бал"
- Валерия Оганова, креативный продюсер


Признаюсь, что я, Вика Абзамилова, автор этой статьи, сама часто и с удовольствием делаю материалы для Musical Universe. Когда-то именно этот проект стал для меня гидом в очень важном в моей жизни путешествии, влюбил меня в Ивана Ожогина (или в Ярослава Баярунаса :)), а затем и в сам мюзикл - похоже, навечно. И сегодня я счастлива, когда удаётся сказать своё слово для популяризации любимого жанра, создавать контент, который сможет объединять и расширять аудиторию вселенной мюзикла в нашей стране, сделать её сплочённой, а лучше всего - необъятной.
"Это вера. Вы прозрели, больше вы не стадо.
И это чувство в пыль ломает стены на пути.
Я не держу, но вы хотите ли уйти
Из Вселенной, где всё горит в огнях?!"

Мюзикл "Величайший шоумен"

Ритм, драма, фантазия - мюзикл позволяет зрителю стирать границы между реальностью и другими вселенными, что порой притягательнее и привлекательнее нашей. Заиграться - опасно, но вот получить удовольствие от этого… определённо стоит попробовать.
МЮЗИКЛ МЮЗИКЛ
Автор: Виктория Абзамилова

Фото:
Илья Петров, скриншоты видео Musical Universe

Видео:
Musical Universe