"Жанр нужен времени": осень 2024 - мюзиклы в Сибири
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь» 14 декабря 2024, 14:25  •  печать

"Жанр нужен времени": осень 2024 - мюзиклы в Сибири

Мюзикл - возможность сбежать из этой реальности и шагнуть в мир, границы которого определяет лишь твоя фантазия. Важно: сказки здесь может и не случиться. Как рождается "нелёгкий лёгкий"? "Омск Здесь" запустил совместный проект с порталом Musical Universe, в котором мы общаемся с теми, кто сегодня задаёт стандарты жанра на отечественной сцене.

В преддверии рождественского сезона, о котором поёт всем известный снеговик по имени Олаф, начинаем подводить итоги года, касающиеся нашего жанра музыкального театра. Пока мы отмечали День Вампира, вспоминая выпущенные интервью с артистами "Бала", жизнь российского мюзикла, современные тенденции которого мы традиционно стараемся определить и обсудить в этой рубрике, кипела. Осенью прошло два фестиваля, во время которых публика Новосибирска и Самары наслаждалась театральными проектами, а мы не переставали разбираться - чем сегодня "дышит" мюзикл в России. Что и кто в топе, как фестивали влияют на развитие жанра и почему так важно расширять "мюзикловое покрытие" регионов? Расскажем обо всём по порядку.

Пятый всероссийский театральный фестиваль
новых музыкальных проектов "Другие берега"

(13-20 сентября, Новосибирск)

Инновационны и актуальны - так можно сказать о мюзиклах, которые раз в два года формируют программу фестиваля. Кроме того, все проекты "причаливают" к сцене Новосибирского музыкального театра в аутентичном облике - в том виде, какими идут на родной сценической площадке. Географией спектакли не ограничены - всё решает качество. Так, за 8 дней в Сибири были сыграны мюзиклы Москвы "Человек, который смеётся" (16+), "Идиот" (16+), "Рождественская история" (6+) и "Реверс" (18+), мюзикл из Санкт-Петербурга "Пётр 1" (16+), Екатеринбурга - "Декабристы" (12+) и постановка из Новосибирска "Солнечный удар" (16+). Чтобы показать 5 тысячам зрителей (именно столько было продано билетов на фестиваль) весь размах современной мюзикловой жизни страны, в город прибыло 8 фур с декорациями и 440 человек: актёры, режиссёры, композиторы, гримёры, костюмеры, дирижёры и целые оркестры.

 

- Музыкальный театр - самое командное искусство. Один человек здесь вообще ничего сделать не сможет. Да, ты напишешь классную музыку, но, если тебя не поддержит сценограф, режиссёр, автор текстов и дальше по списку - ты просто останешься один. Вообще, музыкальный театр - искусство коллективное. "Один в поле не воин" - это точно про музыкальный театр, потому переоценить важность таких фестивалей просто невозможно, - убеждён композитор мюзикла "Декабристы" Евгений Загот.

Новый век - новый жанр: впервые старт "Другим берегам" был дан ровно 20 лет назад, когда мюзиклы только начинали завоёвывать зрительские умы и сердца. Идея принадлежала директору - художественному руководителю Новосибирского музыкального театра Леониду Кипнису. Организовать такой фестиваль и сегодня задача не из лёгких, что уж говорить о времени, когда само слово "мюзикл" вызывало 1000 и 1 вопрос. Леонид Михайлович вспоминает, что в 2004 он взялся за проведение фестиваля с ощущением "взваливаю на свои плечи проект, который мало исполним, ведь мюзикл - это всегда спектакль-громада". Однако любовь Кипниса к жанру и жажда его развития в родной стране сделали своё дело - первые "Другие берега" не только успешно прошли, но и стали доброй традицией, дорогой сердцу.

- Человек может выйти после мюзикла одухотворённым, окрылённым, может - разочарованным, а может - потрясённым! Такие фестивали - это то, что нужно жанру для его развития. Конечно, не моя работа - оценивать то, что происходит в российском мюзикле. Происходит то, что происходит: он есть, он жив, он развивается, он растёт, у него это путь! "Самураю" не важна цель, ему важен только путь (улыбается), но некоторые регионы до сих пор даже не знакомы с таким словом, как "мюзикл". Проблема ли это? Смотря для кого, для регионов - да, - поделился Иван Ожогин, артист мюзикла "Пётр 1". - Не каждый театр может поставить или принять на своей сцене спектакли такого масштаба, поэтому если есть возможность вывезти мюзикл в глубинку, в Сибирь, если Министерство культуры поддерживает, то это обязательно нужно делать!

"Пётр I"

Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии, режиссёр Юрий Александров, композитор Фрэнк Уайлдхорн, 2022 год.

"Знаешь, сердцу ведь нужно лишь сердце"

Душа - вот что, на взгляд Кирилла Гордеева, номинированного в прошедшем театральном сезоне за исполнение роли Петра на "Золотую маску", даёт мюзиклу шанс стать для публики любимым. По отзывам зрителей постановка будоражит и разум, и чувства. И это неудивительно, ведь ему предлагают "крепче сжать штурвал, поверить в себя и заглянуть за горизонт" вместе с Петром Первым. Историческая достоверность не забыта, хотя некоторые нюансы мотивации персонажей и изменены. Однако если задача проекта не стать яркой иллюстрацией к учебнику истории, а дать аудитории прожить 3 часа "в шкуре" первого императора, почувствовать терзания той самой души, о наличии которой порой забывают при анализе его поступков, то все вопросы отпадают, а без труда узнаваемый почерк Уайлдхорна будто позволяет тебе трансгрессировать в эпицентр землетрясения и вместе с артистами, с комом в горле, с дрожью по всему телу или потоком слёз прожить каждую звучащую фразу: "Я против ветра плыл всегда, вздымается вода, колотят волны в борт, но я не в силах повернуть - хочу заглянуть за горизонт"!

Проект называют театральным блокбастером, его темпоритм под стать насыщенности судьбы главного героя.

- Что такое мужской костюм? Раньше в России многие фабрики шили эти костюмы: и Володарского фабрика, и многие другие. Но есть итальянский покрой! Там уже всё выверено годами! А если выверено, плюс к этому ещё и ручная работа - это топ! Поэтому и мюзикл - это ручная работа, а если мы создаём мюзикл внутри театра, то это огромный труд. Это труд 3-4 лет, как правило. Можно многое поставить, зритель будет ходить, но это будет противно духу крови театра, поэтому мы стараемся. Стараемся не опускаться! Начали мы с того, что стали показывать лучшие мировые мюзиклы. Мы делали кальки, потом нам разрешили делать свои версии, потом мы стали делать свои российские мюзиклы. Допустим, если мы говорим про "Бал вампиров", то там 90 процентов спектакля - музыка, "Джекилл и Хайд" - думаю, около 70 процентов, так вот в "Петре I" где-то процентов под 90 - это всё музыка! Зачем так много? Зритель не должен скучать, ему должно быть интересно, - отмечает Юрий Алексеевич Шварцкопф, генеральный директор Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии.

*Ранее мы обсудили необходимость погружения артиста перед исполнением роли Петра в состояние одержимости с Иваном Ожогиным.

- Образ строится не только на одержимости, но она очень важна, ведь, чтобы сдвинуть что-либо с мёртвой точки, требуются не только дальновидность и мудрость, но и одержимость каждым своим действием! А история циклична, каждый раз всё проходит по одному и тому же кругу: да, был такой правитель у России, который двигал державу вперёд, так вот и сегодня жизнь вокруг меняется, - добавляет Иван Ожогин перед выходом на сцену на гастролях в рамках "Других берегов".

"Идиот"

"Рэп-театр", режиссёры: Захар Насакин и Давид Каас, композитор Яков Фиш, 2023 год.

"Она пропала - как же тут не пропасть,
когда кругом жадность, похоть, жалость и страсть"

Проект - синтез классики разных эпох: сommedia dell’arte + рэп + роман Достоевского = актуальный спектакль, который зритель 21 века характеризует просто - "пушка" (это не авторская симпатия - но будем честны, не без неё - а компиляция отзывов после показа). Фишка рэп-мюзикла в том, что тексты треков - не современное переосмысление "Идиота", а точные "вырезки" из романа, с которыми совсем не страшно (не то, что с 640-страничным романом в руках) осознать, что "заглушить душевное спокойствие" крайне опасно.

- Искренность! Всё! Я верю только в это - я верю в театре и на сцене только в искренность! Театр должен быть всегда про сегодняшний день: кому интересно про какой-то день, который был когда-то? Он просто тебе не понятен! Но при этом в театре должно оставаться что-то, к чему мы будем тянуться. Театр должен задавать духовную планку, чтобы зритель не просто поел попкорн, поразвлекался, пошёл домой и забыл этот вечер. Человека нужно поразить! Нужно попасть прямо в душу, чтобы в человеке что-то поменялось после спектакля, - уверен Давид Каас, режиссёр "Идиота" и артист, что играет князя Мышкина.

Распространено мнение, что маркер хорошего мюзикла - зрительское желание напевать музыкальный материал после просмотра. И оказывается, "вирусность" мотива определяет его ритм. К слову, на нём и строится рэп. Получается, публика обречена пронзить сознание смыслами классика надолго. И можно сделать это прямо сейчас: в ноябре труппа выпустила альбом с треками из спектакля.

*Каково, когда "в тебе циркулируют тексты Достоевского" - мы обсудили с автором текстов песен Львом Киселёвым.

"Солнечный удар"

Новосибирский музыкальный театр, режиссёр Леонид Алимов, композитор Ульяна Стратонитская, 2024 год.

Сдержано, на полутонах и с большим количеством подробностей. На сцене вновь царит вневременной вайб русской классики. Принцип Новосибирского музыкального театра - создание уникального авторского мюзикла. В июне 2024 театр в очередной раз стал первопроходцем, представив первый в истории российского музыкального театра мюзикл по мотивам произведений Ивана Бунина.

- Есть сцена в этом спектакле, когда все персонажи в движении и произносят только фразы Бунина. Казалось бы, они отрывочны, но каждая из них - жемчужина из текстов Бунина. Начиная с "Любовь - не есть простая эпизода в нашей жизни", заканчивая развёрнутыми мыслями, которые хотелось неизменно привнести в спектакль, - отмечает автор либретто Нонна Кротова.

Спектакль - гимн такому чувству, как любовь, которое порой возникает "вопреки" и даёт всему человечеству надежду на "позитивную солнечную активность", несмотря на все ужасы, которые щедро подкидывает действительность.

- Любовь иногда единственное спасение. Любовь решает любую проблему. Сейчас в мире немножко не хватает любви, и мы спектаклем подсказываем, как решить на этой планете все вопросы - надо влюбиться друг в друга! Ведь вся русская литература построена на понимании роли любви в жизни людей, человеколюбии. Нам благоволят те, кто, по сути, "сделали" нас: Островский, Гоголь,Бунин! - рассуждает артист мюзиклов Александр Выскрибенцев

.

"Человек, который смеётся"

Creative lab STAIRWAY, режиссёр Руслан Герасименко, композиторы: Тим Филлипс и Марк Тейтлер, премьера в России - 2022 год.

"Я бы объявила войну всеобщему онемению сердец"

Как быть с внутренней пустотой? Обострить ли чувствительность своих рецепторов, определяющих красивое и чудовищное? Разбудить жажду жизни? Всё это реально - стоит только наполнить себя всей болью истории Гринпейна - человека, который вынужден вечно смеяться.

Да, мюзикл - смелая интерпретация романа Гюго. Здесь изменены многие обстоятельства, имя персонажа (что при дословном переводе добавляет действию ещё более мрачные оттенки) и финал. Слёзы у него, как и в конце книги, оказываются на глазах без предупреждения, только вот, по мнению Андрея Школдыченко - артиста, исполняющего роль Урсуса, они отличны от тех, что ты переживаешь, судорожно переворачивая последние страницы романа.

В театре не остаётся вопросов "Как так? И как жить теперь с этим дальше?". Хеппи-энд этот вопрос разрешает, а потому слёзы оставляют лишь приятные воспоминания об очищении души во время мюзикла.

- Так или иначе - всё про любовь! Просто любовь бывает разная: можно стремиться любить красоту, можно стремиться любить женщину, можно стремиться любить брата или сестру, власть, жизнь! У нас в спектакле одна любовь, только она очень гиперболизирована, потому выглядит ярко и коряво, - рассказывает Игорь Скрипко, исполнитель роли Дерри-Моира.

Искажённое лицо главного героя… (не подобрать слов точнее, чем поётся в спектакле) "всех приводит в трепет и восторг"! Мюзикл - визуализация идеи Гюго: "хохот оказывается отзвуком мучительного вопля, а любая пародия движется следом за глубоким отчаянием". Мюзикл поставлен в жанре чёрной комедии. Приготовьтесь: английский юмор вас пронзит и вы с наслаждением согласитесь "срать котятками".

- Чёрный жанр вообще очень непрост, поэтому "Человек, который смеётся" в Новосибирске - очень серьёзный вызов. Сибирская публика очень требовательна, как оказалось! Но спектакль подкупает своей искренностью, в нём очень много искренних моментов и переживаний. Это наши первые гастроли, это сложно, были мнения - ехать ли. Но благодаря поддержке Musical Universe всё сложилось! - рассказал режиссёр-постановщик Руслан Герасименко.

*В роли Гринпейна на сцену выходят Павел Стукалов и Ярослав Баярунас. Напомним, что с каждым из артистов мы выпустили отдельное развёрнутое интервью.

"Рождественская история"

Театр кукол имени С. В. Образцова, режиссёр Алексей Франдетти, композитор Андрей Рубцов, 2022 год.

"Ведь тот, кто заплутал во тьме пороков,
на свет вдруг может сделать первый шаг"

Отечественный проект, созданный по канонам жанра, а если говорить ещё короче - мюзикл Алексея Франдетти. Даже, казалось бы, в детском спектакле он разбивает сердце зрителя, а потом залечивает все раны светлым финалом. Особенно надеждой, что кукольный мальчик, не имеющий физической возможности бежать, и правда найдёт путь в свою страну чудес и "никто ему не скажет нет на такое озорство".

В основе фантастического мюзикла в куклах - святочный рассказ Чарльза Диккенса "Рождественская песнь в прозе". Зрителя, да и самого главного героя (мистера Скруджа, ненавидящего зимний праздник), который в начале нарочито нарушает ритмику спектакля своим прозаичным выкриком "Вздор!", "похищают" из привычного мира - полного одиночества, "гадостей, бесчувственности" и помогают измениться.

Дух прошлого и дух настоящего Рождества напоминают о радости моментов, когда ты не одинок - они "заставляют" героя перестать речитативом ломать их песни и взглянуть на реальность в такт жизни. Потому что дух будущего Рождества уже не споёт весёлую песню. Он лишь хладнокровно сыграет на скрипке, а замолчать навек или переписать предначертанный финал, сочиняя свою звучную историю, - решать лишь мистеру Скруджу.

"Жизнь человека - путь его поступков,
а если сойти с этого пути,
то, может, и конец окажется другим?"

- Хорошо бы лишний раз осознать, что человек не может быть один по своей природе. С нами всегда наши близкие, наша семья, наши друзья - с нами те, кто нас помнит, и те, кто нас любит. И если мы не будем об этом забывать, мы, надеюсь, никогда не окажемся на месте мистера Скруджа, - рассуждает Константин Дубичев, играющий мистера Скруджа.


- Здесь текст отличается стилистикой - у мюзикла немножко другие подходы к слову. Если мы привыкли к большим размашистым строфам от наших русских поэтов, то в мюзикле всегда ёмкий слог. Всегда чёткая рифма, чтобы донести смысл, например, юмор. Неожиданная рифма - самое важное для поэта. Что всегда выделяли Роджерс и Хамерстайн и что можно всегда услышать у Сондхайма? Хорошую работу с ритмикой, которую не всегда можно найти в русском мюзикле, - отмечает артист мюзикла "Рождественская история" Александр Шарабарин.

"Декабристы"

Свердловский академический театр музыкальной комедии, режиссёр Кирилл Стрежнев, композитор Евгений Загот, 2016 год.

"Ради вас объял я этот мир стихами,
Я оседлать сумел Парнас"

- "Декабристы" - тема молодой горячности, дворцовых перипетий. Тема всегда близка и интересна, всегда актуальна и тем более в России. Вы знаете, все эмоции, вся боль спектакля - она в драматургии композитора, - говорит Евгений Елпашев, исполнитель роли Кондратия Рылеева. - Жанр нужен времени. Когда он правдив и когда он честен, тогда он попадает в самое сердце зрителя.

Театральный миф строится на пылких нравах юных революционеров, переплетении их судеб и историй любви (ведь только под покрывалом бережной любви можно забыть о том, что мир несправедлив) и, конечно, на филигранном переплетении их лейтмотивов.

После просмотра мюзикла зритель ещё минимум несколько месяцев бессознательно не может проститься с музыкальными характеристиками персонажей - в самые необъяснимые моменты твой внутренний голос "подкидывает" их и после спокойно решает задачи, которые поджидают его в реальности.

По словам композитора, в работе над "Декабристами" главным было везде и всегда держать нужный градус напряжения - баланс между сложнейшими моментами и хитовыми мотивами, которые, к радости авторов, разлетаются на цитаты.

"Мне нет судьбы иной, я болен на века Россией и тобой!"

- Когда мы говорим о декабристах, всегда понимаем, что есть жёны декабристов. Женщины! Музыкальный театр идеально подходит для раскрытия этой стороны - важности женских персонажей. Музыкальный театр не может быть без любви, - уверен Филипп Разенков, главный режиссёр Свердловского академического театра музыкальной комедии. - Музыкальная драматургия - язык чувств, в котором есть и мысль, и история, которые нас начинают цеплять, захватывать, работая на наши архетипы и наше подсознание, потому что история декабристов - определённый код русского пути.

Век оперетты, когда зритель приходил в театр убедиться "в конце концов случится хеппи-энд", миновал. Сегодня счастливый финал, скорее, редкий бонус, чем условие существования музыкальных жанров. Аудитория жаждет разобраться в мире, окружающем её, не только здесь и сейчас. Шлейф интереса уходит в далекое прошлое. А потому исторические мюзиклы собирают полные залы. "Декабристы" - не лекция со сцены, мюзикл - это исследование души и зрителей, и исторических персонажей. Правду ищут не в конкретных событиях, а в чувствах.

- Спектакль нужно играть так, чтобы не навязывать зрителю свои эмоции и своё мнение, а быть честным по отношению к себе, к образу и к зрителю. Думаю, если найти этот камертон, всем от этого будет очень хорошо. "Давить на педаль газа" в каких-то определённых моментах не нужно. Это будет разрушать честность, - отмечает Игорь Ладейщиков, артист, который воплощает образ Сергея Трубецкого. - Материал очень многослойный. У нас нет задачи ответить на вопрос, была бы страна иной, если бы декабристы одержали победу. Нет, у нас задача, чтобы люди посмотрели спектакль, и кто-то после спектакля подумал: "А вот я ничего не знаю про декабристов, почему бы мне не почитать"! Или: "Мне очень понравилась любовь главных героев, они замечательные, у них отношения очень глубокие, я бы тоже хотел такое испытать"!

Открытый финал, по мнению артиста, только плюс для спектакля. Тревоги, пережитые за 3 часа, вопросы, на которые не найти простых ответов, стимулируют зрителя после закрытия занавеса задуматься о том, что волнует его прямо сейчас.

Как прошёл пятый всероссийский театральный фестиваль новых музыкальных проектов "Другие берега", мы показали в специальных репортажах из Новосибирска. А во второй части этого материала расскажем, как прошёл Национальный фестиваль и Премия "Музыкальное сердце театра - 2024" в Самаре.

Фото: скриншоты Musical Universe

Читайте также