Преддверие Дня города (годичной давности) заметно разнообразила междисциплинарная лаборатория "Выход в город", организованная Московским музеем современного искусства (ММОМА) при участии омских общественных деятелей и организаций. За лёгким официозом раскрывался проект про творчество и благоустройство одновременно. Метаидея - буквально выйти в город и подарить немного любви к Омску, который стал одним из трёх городов, где прошли творческие практики.
- Когда ты внутри, в какой-то момент перестаёшь любить свой город, глаз замыливается. В течение, допустим, 20 лет ты знаешь, что всё плохо, и не видишь, как что-то поменялось. Другой взгляд человека, который влюбился в какие-то трещинки, даёт возможность эти трещинки принять, - поясняла в разговоре с "Омск Здесь" куратор и автор лабораторий Лиза Савина.
Инсталляция "Встреча" Полины Шумковой и Родиона Атаулина (аудиопроигрыватель под скамейкой, установленной в Омске в память о встрече Сони Мармеладовой и Родиона Раскольникова). Фото 2024 года
Арт-работы, причём не всегда материальные, создавались прямо в процессе взаимодействия участников из разных регионов между собой и с самим городом. Итогом этих "исследований" стали 17 реализованных идей и семь преображённых локаций, вызывающих наблюдателей на диалог. "Омск Здесь" прогулялся по местам, где всё ещё можно найти оставленные художниками высказывания.
Переоценка чёрного
Граффити Ярослава Ковалёва и Михаила Мизина "Орнамент на фундаментах. Археология" по-прежнему находится на подпорной стене между главным корпусом ОмГПУ и зданием на набережной Тухачевского, 12. Год назад первый из соавторов предполагал, что "наверное, у людей рука не поднимется написать что-то сверху. А даже если напишут, это станет частью композиции".
- В чёрный цвет мы заложили очень глубокий смысл. Это нефть, недра земли и что-то неизвестное. Чёрная дыра - это не что-то ужасное, просто неизвестное на данный момент. Также и с чёрным цветом. Я хотел показать, что это не негатив. Работа делалась на фундаменте, который вырастает из земли, а с ним и наша история. Трафаретные рисунки - это отпечаток прошлого, настоящего и немного будущего. Сверху - многоэтажки, пониже - маленькие дома, деревни, под ними - орнамент, чуть ниже - первобытный слой, и так до динозавров, - объяснял замысел художник Ярослав Ковалёв.
Свежее фото
Доброткачество
Орнамент, использованный в граффити, неслучаен. Это отсылка к крестинскому локальному бренду, о котором рассказывали участникам лаборатории. Он же воплотился и на самом пединституте: у главного входа находится инсталляция "Стенография" Аси Фрикель. В прошлом году здесь же висел и коврик художницы, тоже сплетённый в традиционной технике села Крестики.
- Работа на здании хорошо перенесла снежную зиму, её пара - ковёр - в фонде музея ОмГПУ, - уточнила "Омск Здесь" директор Центра коммуникации и управления проектами ОмГПУ Ирина Прохорова.
Фото этого года и прошлого
Крестинское метро
Масштабная и неочевидная работа авторства Матвея Фатеева находится в метропереходе под Красным Путём и будто мотивирует чаще поднимать взгляд от пола.
- Когда ты работаешь в городе, ты должен быть готов к постоянно меняющимся обстоятельствам. Изначально мы планировали работу на полу. Когда были готовы наносить, выяснилось, что начнётся ремонт и что не сможем работать во всём переходе, а только в одном коридоре, - поясняла Лиза Савина. - Любой подобный проект - это всегда большое количество согласований и предварительной работы <…>. Всегда есть риск. И надо готовить художника, чтобы он понимал это, чтобы не было стресса. Нужно быть очень гибким.
Тем не менее огромный "ковёр" всё ещё живёт на потолке перехода.
Свежее фото
"Красоту" приватизировали
Четвёртый арт-объект, который оставался в городском пространстве после завершения фестиваля, - камень в Северо-Театральном сквере возле Омской драмы. Это один из валунов, расставленных несколько лет назад при благоустройстве территории, а отличала его табличка, оммаж Фёдору Достоевскому: "Красоту спасёт мир". По мнению художниц арт-группы "Малышки 18:22", сестёр Аксиньи и Ники Сарычевых, пора миру "поработать" на красоту.
Лозунг довольно долго сохранялся на своём месте, где его могли рассмотреть особо внимательные, но с некоторых пор всё же пропал. Относиться к этому можно по-разному: или как к акту классического вандализма, или признанию сподвижника идеи, пожелавшего забрать арт-объект в личную коллекцию, или новому витку творческого процесса. Как в случае со знаменитым и очень дорогим бананом итальянского художника Маурицио Каттелана, который то и дело кто-нибудь съедает: повреждение произведения искусства может рассматриваться как отдельное произведение искусства.
Как было и как стало
Своеобразный манифест открытости города и городского искусства был зашит в двух других идеях "Малышек 18:22": магический портал и альтернативный герб Омска.
- "Нежный Омск" - это интерпретация легенды о закрытом городе и невозможности уехать из него. Нам кажется, что эта теория связана с изображением глухой стены на гербе. Мы разработали альтернативный герб города, на нём изобразили вместо глухой стены арку, как символ свободного и уникального пути, облака, отражающие величественную красоту природы Омска, розовый цвет - незабываемые рассветы и закаты и сердце - любовь к городу, - делилась Ника Сарычева.
"Нежный Омск" и "Магический портал". Фото 2024 года
Эту работу, как и остальные, уже не готовили к "уличной жизни". Пельмешки, слепленные в рамках перформанса "Искусство, удовлетворяющее базовые потребности" на берегу Омской крепости, и вовсе были сразу уничтожены (то есть съедены).
- Работы экспонировались в дни работы лаборатории в музейном дворике. Часть объектов не предполагала длительного размещения в уличном пространстве (VR-, видео- и аудиоинсталляции), поэтому их можно было увидеть только в дни "Выхода в город". Несколько объектов остались в пространстве дворика на весь прошедший сезон и в настоящее время демонтированы, поскольку также являлись временными уличными паблик-арт-объектами, - рассказали нам в музее, принимавшем семь проектов.
Проект ".юрта" Михаила Мизина и Руслана Нурмагамбетова, рассказывающий о креативных кочевниках, в том же 2024 году перекочевал на фестиваль "ТужиАрт" в Забайкалье, уточнили в ММОМА.
А вот "Футуроксиноскоп" Дарьи Украинской и Алёны Шапарь, который отсылал к эпатажному футуристу Давиду Бурлюку и который в прошлом году все желающие могли покрутить на набережной Оми, ещё можно поискать в детской художественной школе № 3, как и инсталляции "Стихии Омска", переданные учебному заведению на хранение.
Фото: Илья Петров