21-й век обязывает человека сменить в жизни темп вальса на скорость света. Наше сознание с клиповым мышлением требует динамики не только от медиаконтента, но и от обстановки - ведь хочется, чтобы "декорации" вокруг менялись? Наполнять город новыми бронзовыми статуями каждый год слишком затратно, и арт-объекты от современных художников - идеальный вариант "освежить" пространство. Творцам - самовыражение, жителям - повод сделать фото и ещё раз влюбиться в родной город. Художественное переосмысление Омска происходит в рамках лаборатории "Выход в город".
- Жители как совокупность, с точки зрения культуры, обычно довольно ригидны - у тебя есть художественные практики в городе, к которым ты привык и хочешь видеть только их. Чтобы было понятно, приведу пример с точки зрения городской среды: люди всегда хотят качели, лежаки, лавочки… Чтобы люди захотели чего-то нового, им надо это новое показать. Невозможно захотеть то, что ты никогда не видел, - рассказала куратор лаборатории "Выход в город" Лиза Савина.
Поиском нового ракурса Омска занимаются не только жители города. В незнакомую среду окунаются креативные модераторы Сибири и Северной столицы. Изучают историю региона и местные поверья. Творческий дуэт "Малышки 18:22" скрещивает легенду о тайном пятом озере Муромцевского района и исторический факт о наличии четырёх врат в Омскую крепость. Рождается арт-объект - пятые врата, открывающие путь к заветному источнику. Было ли это в фантазии омичей?
- Художник из другого города на пространство будет иметь более поэтический взгляд, чем коренной житель. Люди из другой среды видят в городе намного больше хорошего, чем его постоянные жители. Мы видим то, чего не замечает взгляд, замыленный обыденностью. Омск - один из самых приятных городов, в которых можно находиться: широкие тротуары, много зелени, ты чувствуешь себя здесь очень комфортно. Ты не замечаешь, что на тебя давит город-миллионник. Всё очень соразмерно человеческому масштабу. У петербуржцев есть закостенелые параметры красоты относительно городского пространства, они смотрят на тебя, и в глазах как бы читается: не смейте критиковать. В других городах по большей части у населения очень критический взгляд на то, что происходит у них в городе. Поэтому поэтизация трещин на фасадах, бетонных заборов - она невероятно важна. Я приезжаю в Омск из Санкт-Петербурга и хочу сказать людям: посмотрите, вы живёте в офигенном месте! Это важно. Ты же как человек не будешь делать ничего там, где ты не любишь жить, - считает Лиза Савина.
Получается, среда оказывает влияние не только на поглощаемый нами воздух, но и на нашу работоспособность. Чтобы привести омичей в тонус, художники разбавляют серость будней красочными "порталами". Что авторы хотели сказать в своих работах?
"Снежные барханы" - аудиовизуальная инсталляция Марии Шинкевич и Елизаветы Згирской
- Лаборатория, как и полагается в химии, - история про эксперимент! Это про попробовать сделать то, что ты не умеешь. У меня никогда не было работы с саундом технического плана и никогда не было коллабораций. Здесь же мы с композитором из Томска Елизаветой Згирской работаем со звуком: по пластиковым трубам бегут сыпучие вещества и этот шум выводится в динамике. Если ходить внутри пространства арт-объекта, то зритель ощутит максимальный эффект. Тема всей лаборатории - орнамент. Барханы, по сути, - это тоже орнамент, но созданный самой природой. Получилась такая история про суровость и про твёрдый характер, когда в условиях сложного климата тебе приходится выживать. Что такое бархан? Это сопротивление снега к ветру, - говорит художник Марина Шинкевич.
"Юрта" - мобильный креативный кластер Михаила Мизина и Руслана Нурмагамбетова
- Мы видим острую проблему - нехватку креативных пространств за Уралом. Мы решили не привязываться к месту и ставить это пространство самим. Мы - креативные кочевники, люди, которые разделяют уважение к месту, понимают себя в этом месте и пластичность понимания культуры, в которой мы пребываем. Мы создаём культуру в связи с той культурой, к которой мы пришли. Что касается вашего города, то южная часть Омской области - исконная часть кочевания казахского народа. Из Тобольских ворот мы могли наблюдать несколько сотен лет назад верблюдов, юрты. Мы решили стать поближе к омичам, перейти через Иртыш и поговорить: кто такие кочевники, - делится художник Руслан Нурмагамбетов.
"Искусство, удовлетворяющее базовые потребности" - групповой перформанс Родиона Атаулина
- Я приехал в Омск из Санкт-Петербурга с идеей сделать что-то не объектное, непредметное. Мне хотелось работать с людьми. При этом люблю восточную философию, мне нравится видеть искусство во всём. Когда мы в мае приезжали в Омск, чтобы изучить город, познакомиться, во время визита в Институт археологии и этнографии (сибирского отделения Российской академии наук, - прим. ред.) поднималась тема этносов, орнаментики, и как-то среди разговоров проскочила идея еды. Я вспомнил свой личный сибирский опыт, как семьёй лепили пельмени, и подумал, что это можно масштабировать на сообщество, выносить из квартиры, чтобы люди незнакомые делились друг с другом. Моя задача как художника не участвовать, а организовать атмосферу, где каждый может почувствовать себя творцом, соучастником процесса. Я не являюсь главным действующим лицом, мне хочется сталкивать людей, переплетать, получать из этого орнамент и новые идеи, - отметил Родион.
"Орнамент на фундаментах. Археология" - инсталляция (стена справа от главного входа ОмГПУ, набережная Тухачевского, 14) Ярослава Ковалёва и Михаила Мизина
- В чёрный цвет мы заложили очень глубокий смысл. Это нефть, недра земли и что-то неизвестное. Чёрная дыра - это не что-то ужасное, просто неизвестное на данный момент. Также и с чёрным цветом. Я хотел показать, что это не негатив. Работа делалась на фундаменте, который вырастает из земли, а с ним и наша история. Трафаретные рисунки - это отпечаток прошлого, настоящего и немного будущего. Сверху - многоэтажки, пониже - маленькие дома, деревни, под ними классический орнамент (ещё одна отсылка к новому омскому бренду - прим. ред.), чуть ниже - первобытный слой, и так до динозавров, - объяснил художник Ярослав Ковалёв.
"Городские аксессуары" - музыкальный альбом и аудиовизуальная инсталляция Елизаветы Згирской
- С фоторамок звучит множество моих микропьес. Если послушать их одновременно, то можно услышать, как звучит весь город. Омск - это в первую очередь, конечно, ветра. У вас две прекрасные большие реки, степи, сибирский суровый климат. Ветер - главный звук города, поэтому в пьесах я имитирую ветер. Например, я использую флейту, но в данном случае играть нужно только шумовоздухом - дуть, но так, чтобы не появлялся тон. Струнные - на скрипке, виолончели, домре музыканты иногда играют фетром. Его кусочком водят по деке и получается шум ветра. Фортепиано - в одной пьесе мы насыпали на клавиши фасоль. Меня поразило, что у вас так много пляжей в центре города. У нас в Томске такого нет, поэтому для меня это безумно необычно, - это очень классно! Так вот фасоль как что-то сыпучее - это преобразование этого пляжа. Пианистка играет, фасоль подпрыгивает - и мы записали одновременно и звук клавиш, и звук фасоли, - рассказала композитор Елизавета Згирская.
"Магический портал", "Нежный Омск"- site-specific-объекты от художественного дуэта Ники и Аксиньи Сарычевых "Малышки 18:22"
- "Магический портал" - это пятая арка города, которая ведёт омичей в гиперпространство, в пятое измерение. У вас есть четверо ворот - они символизируют трёхмерное пространство и время, а пятые врата - это уже путь в гиперпространство, через которое ты проходишь и можешь выбрать ту реальность, в которой хочешь оказаться, - отмечает Аксинья.
- "Нежный Омск" - это интерпретация вашей легенды о закрытом городе и невозможности уехать из него. Нам кажется, что эта теория связана с изображением глухой стены на гербе. Мы разработали альтернативный герб города, на нём изобразили вместо глухой стены арку, как символ свободного и уникального пути, облака, отражающие величественную красоту природы Омска, розовый цвет - незабываемые рассветы и закаты и сердце - любовь к городу, - подметила Ника.
Поэтичность каждого города в его деталях: неровная штукатурка или каскад фонтана на ветру.
- Это маленькие уникальности, которые создают лицо города. Потому что крупные объекты в городах, как правило, одинаковые, особенно если это города с большим советским наследием - у нас одинаково называются улицы. Поэтому какие-то маленькие штучки, которые появляются независимо от какой-то большой линии развития города… Появляясь стихийно, они становятся канвой уникальности города, - замечает композитор Елизавета Згирская.
Бьюти-вандалы оставили свои знаки в разных формах в разных частях города. Например, в сквере у Омской драмы нетрудно отыскать камень, но на нём, увы, не указан путь к богатству, женитьбе или к смерти, зато отражён современный взгляд на цитату известного омского каторжанина: "Красота спасёт мир". Только вот сегодня, по мнению художниц арт-группы "Малышек 18:22", мир должен "поработать" на красоту.
Задачей междисциплинарной лаборатории "Выход в город" куратор называет содействие образованию культурного покрытия на каждом регионе, ведь смелость и прелесть искусства должна вдохновлять людей не только во время выставочных "гастролей", а на постоянной основе. Путь к свободному "высказыванию" художников на улицах города обещает быть интересным, но безболезненность не гарантирует. А преодолевать трудности художников мотивирует понимание, что своим делом они влюбляют жителей в свой город, дают им возможность в нём жить, любить, творить и действовать!