"В ковроткачестве точно никто не запутается". Космические ковры - локальный бренд Оконешниковского района
Как родилось название села Крестики, когда в школах введут урок ковроткачества и почему ковры наших бабушек - это тренд, читайте в нашем материале.

Богат Сибирский край традициями, обычаями и колоритом. Сколько секретов хранит в себе Омская область и сколько легенд! У каждого района есть свой уникальный локальный бренд.

"Полетела птица-синица за тридевять земель, за синее море-окиян, в тридесятое царство, в тридевятое государство" - это народная присказка. Наша птица же устремилась в Оконешниковский район, чтобы научиться "класть" ковры с космическим узором.
Дата образования - 25 января 1935 (I образование), 11 января 1965 (II образование)

Население - 12 132 чел. (2021)

География - расположен на юго-востоке Омской области

Расстояние от Омска - 160,4 км*

*в пути 2 час 30 мин.
В Оконешниковском районе Омской области находится село Крестики. По одной из версий, название появилось благодаря его расположению. В 1787 - 1789 гг. 12 ходоков-крестьян искали свободные для поселения земли. Пришли они в село Пресновское и попросились переночевать. Местных жителей приход чужаков насторожил, не пускали они их в свои избы, и лишь бедняк, чей дом был на краю села, приютил ходоков на ночь. На следующий день ушли странники, отправились на юг от села Пресновского и около старого озера обнаружили могилы с крестами, однако селения поблизости не нашли. То ли пожар стёр его с лица земли, то ли эпидемия. Тогда решили крестьяне: "Уж теми, кто здесь похоронен, не будем мы отвергнуты" и обосновались здесь. Селение назвали Крестики - в честь тех крестов, которые стали для них маяком. Однако пожары, приходившие с казахских степей, трижды сжигали село. И лишь когда люди переселились на территории между четырьмя озёрами: Старое, Новое, Горькое и Тришкино, пожары прекратились, и зародились здесь уникальные ремёсла. Одно из таких - ковроткачество.

Корреспондент "Омск Здесь" пообщалась с директором Крестинского Дома культуры Лилией Марченко и узнала, почему ковроткачество возрождается в Крестиках.
- Насколько мне известно, у вас в районе школьников учат ковроткачеству. Расскажите, почему было принято такое решение и в рамках какого урока ребята осваивают ремесло?

- Этого урока пока нет, но с 1 сентября 2023 года хотят в крестинскую школу ввести ковроткачество в рамках урока технологии. Это ремесло развито в Омской области только в Крестиках, и раз мы это возродили, мне кажется, что каждая девочка должна знать это ремесло. Когда я была маленькая, мне было это интересно. Хочется, чтобы и детки наше ремесло освоили, и даже если они уедут из деревни, они будут знать, что это классика, это ремесло их бабушек.
- А только девушки могли заниматься ковроткачеством или сильная половина населения тоже проявляла интерес? Мальчики, может быть, желают овладеть этим ремеслом?

- В основном девочки кладут (то есть ткут – прим. ред.), но мальчики тоже есть. Конечно, усидчивости сейчас такой нет, но всё равно пробуют. Говорят, что раньше мужчины тоже клали ковры. Чтобы мама гулять отпустила, нужно было 15-20 рядков в день покласть парню.

- А есть ли какой-то лайфхак, как не запутаться в процесс ковроткачества?

- Лайфхака никакого нет, но в ковроткачестве точно никто не запутается. Кто раз попробовал, никогда этого не забудет. Вот мы три женщины делаем основу, на станок перекладываем, а потом только клади и клади ниточки. Там и запутаться нечем: челнок туда-обратно пускаешь - и всё.

- Какие узоры украшают ковры, что они обозначают? Есть ли какие-то символы, знаки? Почему ковры называют космическими?

- Они космические, потому что первые ковры, которые были у бабушек, были с геометрическими фигурами. Что это обозначает, мы даже сейчас предположить не можем. Сейчас этого уже не у кого спросить, мы начали всё это возрождать в 2019 году. Да и догадки мы не строим, вдруг что-то перепутаем. Мы ищем, восстанавливаем ковры 50-60-х годов. Они как раз были с геометрическими узорами, а вот в 70-е уже делали ковры с розами.
- Я слышала, что на коврах изображали только женские знаки, что значит деление символов по гендерному критерию? С чем связано использование только женских знаков?

- Наверное, потому что именно женщины клали ковры, конечно, мужчины помогали. Но в основном женщины в зимнее время после Покрова заносили эти станки в горницы и клали ковры. Например, берёзка - это символ продолжения рода, что тоже с природой женщины связано.

- Как происходил процесс ковроткачества? Может быть, собирались компаниями и за работай песни пели, или, наоборот, это было что-то вроде медитации, что-то сокровенное?

- Ольга Васильевна Серикова у нас мастерица, ей рассказывала одна бабушка, что песни пели за работой. В Крестиках же мало весёлых песен, в основном протяжные.
- Какую роль вообще играли ковры в жизни человека?

- Раньше ковры отдавали в приданое. Считалось, что если у девушки есть два ковра - это богатая невеста. Ещё ковры показывали хозяйственность девушки: умеет ли она их класть, насколько аккуратно. К сожалению, в 70-х годах они уже никому не нужны были, только у бабушек сохранились. А вот сейчас интерес вновь возрос.

- Старинные узоры, которыми украшены ковры, вписываются в современный дизайн? Можно ли сказать, что это своего рода тренд?

- Они интерьер украшают, вписываются даже очень красиво. Но чаще у нас спрашивают сейчас именно о коврах с геометрией - значит они в тренде.

Конечно, это наш бренд, потому что в Оконешниковском районе, да и во всей Омской области, кроме как в Крестиках, таких ковров больше и нет. Многие, кто уехал, всё равно берегут, для кого-то это тренд, для кого-то это память.
- Что для вас Оконешниковский район?

- Это моя родина. Приедешь, например, в Омск - устаёшь там, а вот Золотую Ниву проезжаешь, вроде уже Оконешниковский район, землёй нашей пахнет. У нас здесь очень добрые люди. Приглашаем всех в гости.

К слову, в свободное время Лилия Марченко плетет гаэтаны - женские украшения из бисера. Жители Крестиков и гости села с удовольствием носят эксклюзивные украшения.
И ковры кладут, и украшения изготавливают, а ещё и песни поют. Певческий стиль села Крестики впитал разные фольклорные традиции: есть отголоски и севернорусских фольклорных привнесений, и южнорусских, однако в основном оно основано на закономерностях старожильческой песенной культуры. Пели на свадьбах, на вечёрках, были и хороводные, и рекрутские песни. А среди календарного цикла бытовали таусени - песни, которые исполняли во время колядок в Васильев вечер (новогоднее колядование - прим. ред.).

Любили петь и хоровые частушки под гармошку - "крестинские переборы": первая половина частушки звучит нараспев, а вторая часть ритмически подвижная - почти речитатив.

"Эт гармоня не моя, моя дома новая.

Эт гармоня не моя, моя дома новая.

Эт матаня не моя, моя чернобровая.

Эт матаня не моя, моя чернобровая.

Ох ты, мамка моя, мамка, как тебе меня ня жаль…"

(крестинская частушка)

Ну а мы отправляемся дальше. Летит наша птица-синица в Омский район, чтобы увидеть лоскутную карту Омской области.
Автор: Алина Кочергина