За кадром:
Почему пепельница в кадре - кошмар телевизионщика и кто из сотрудников не может спать по ночам
Телевизионные истории стремятся к бесконечности. Оно и понятно: эфир надо постоянно наполнять. За минувшие 10 лет на телеканале "Продвижение" выпущено более 50 оригинальных цикловых программ и снято 70 документальных фильмов. Завершая серию материалов, посвящённых первому большому юбилею, мы расскажем о проектах, которые ставят во главу Человека, его самочувствие и мироощущение. А ещё окажемся в самом сердце телеканала - там, где бьются за каждую эфирную секунду и соответствие продукта законодательству, смотрят новые передачи раньше зрителей, составляют ежедневные плейлисты программ и круглосуточно следят за эфиром в разных часовых поясах.
Виктория Рубан,
директор "Омской телевизионной компании"
директор "Омской телевизионной компании"
"Телевидение - достаточно узкая профессиональная среда. Все 10 лет существует костяк нашей команды - это люди, которые умеют и хотят работать. Те, что не отлынивают от сложных задач, не жалеют себя и трудятся с полной самоотдачей. Им не всё равно, поскольку они заинтересованы в результате и дорожат профессиональной репутацией. Разумеется, к нам приходит молодёжь: новые кадры привносят энергию, помогают не закостенеть тем, кто давно в профессии. При этом все мы знаем, что кадровые проблемы стоят сегодня перед всем нашим обществом в самых разных сферах. Но пока нам удаётся "обратить в свою веру" пришедших к нам людей, они начинают вместе с нами жить профессией, работать со всей душой. Те, кто представляет себе телевизионщиков богемной "кастой" - со стилистами, софитами и лёгкими деньгами, - отсеиваются на пороге. Наша работа - это тяжёлый труд. И мы все так работаем".
Говорить откровенно, даже если неудобно
Многие проекты "Продвижения" затрагивали проблемные аспекты жизни человека. И если самые первые программы - о путешествиях, лучших мировых урбанистических практиках и культурных явлениях были призваны скорее вдохновлять и расширять горизонты восприятия, помогая зрителю в своей повседневности выходить за рамки привычного, то спустя пару-тройку телевизионных сезонов команда "Продвижения" решила, что пришло время поднять вопросы более личные. О "побочках", спровоцированных любимой работой, и о профилактике последствий этой преданной любви рассказывали в программе "Это профессиональное". В "Человеке худеющем" - о нюансах этого неоднозначного процесса через призму всевозможных диет. Один из самых полезных проектов канала - "Жизнь не сахар" - был посвящён людям, которым буквально приходится считать каждую сладкую крупинку, ведь у них диабет.
Впоследствии на "Продвижении" появилась целая линейка проектов о психологическом здоровье: "НЛП: нестандартно и легко о психологии", "НЛП. Дети", "НЛП. О женском", а также проект "Это нормально", который позволяет в режиме ток-шоу избавиться от вредных привычек собственного сознания.
Виктория Рубан,
директор "Омской телевизионной компании"
директор "Омской телевизионной компании"
"Надо признать, что этот формат любим зрителями. И тут телеканал вынужден следовать за интересами своей аудитории. Детская психология, психология межличностных отношений, проблемы отцов и детей - в этих вопросах нужно руководствоваться критерием пользы, поэтому в нашей команде работают квалифицированные психологи с многолетним опытом, которые помогают доносить до аудитории мысль, что безвыходных ситуаций нет".
От филологических мемов до конструирования искусства
О чём ещё рассказывал телеканал "Продвижение"? О том, "Откуда слова растут" и "Как это будет по-русски", как расцветает поэзия - в проекте "Сад поэтов", и как рождается мода - в программе "Вещь в себе", какие неожиданные свойства есть у привычных предметов и явлений и почему "Это работает".
В непростых условиях пандемии телеканал запустил с нуля онлайн-марафон "Смотри дома" , где зрителю предлагали новые форматы досуга на фоне самоизоляции. Появились в эфире "Встречи с издателем" - о книжной отрасли страны, "Деконструкция" и "Проект 123/19" - о культовом кино и знаковых сериалах.
Школа ТВ телеканала "Продвижение" тоже регулярно производила контент, который находил своё место в эфире: "Мои деньги", "#Кембыть", "Кадры". Молодёжная повестка привлекала в команду новые юные кадры.
Программа "Я вас услышал" давала возможность подискутировать на волнующие общество темы, "Одеть Надежду" и "Знай себе цену" - изменить и облик, и призвание, а "Арт-детективы" - познакомиться с жизнью и творчеством художников разных эпох в остросюжетной атмосфере расследования: через рассказ про известные на весь мир кражи культурного наследия. К слову, тема мирового искусства будет продолжена и в новом сезоне - с программой "Читаем живопись", которая позволит зрителю увидеть процесс рождения шедевра.
Ольга Долгих,
автор программ
автор программ
"Как рассказать о художниках интересно? "Завернуть" биографию и творчество в правильную упаковку! В проекте "Арт-детективы" такой упаковкой стал жанр расследования - шедевр украли или испортили. Если инсценировать жизнь художников уже было не так сложно, опыт в этом был, то работа с настоящими актёрами, которые в нашей студии исполняли роли детективов, была в новинку. Мы работали со звездой Омской драмы, народным артистом России Валерием Алексеевым и очень талантливым актёром Игорем Костиным. Приходилось подстраиваться под их график, для каждого чётко прописывать реплики и ситуации. Актёры сначала жаловались на трудные для заучивания тексты, а после окончания проекта признались, что им их не хватает.
Для нового сезона мы делаем проект "Читаем живопись", первые выпуски уже готовы. Я получаю удовольствие от процесса: от общения с людьми, поездок, самого антуража. Когда проект сделан с любовью, это стоит любых затраченных усилий. Конечно, не всегда получается идеально, но порой ты просто более строг к себе".
Для нового сезона мы делаем проект "Читаем живопись", первые выпуски уже готовы. Я получаю удовольствие от процесса: от общения с людьми, поездок, самого антуража. Когда проект сделан с любовью, это стоит любых затраченных усилий. Конечно, не всегда получается идеально, но порой ты просто более строг к себе".
Ни одна телевизионная история не возникает из ниоткуда
В новом сезоне также продолжение получат архитектурный видеоподкаст "Зерно архитектуры", проект о локальной музыкальной сцене "Стереоклуб", путеводитель по вечеринкам, праздникам и выставкам в Омске "Свободное время", а также истории о "Наших людях" - тех, кто делает жизнь сибирского мегаполиса лучше, добрее и ярче. Дважды, в 2018 и 2019 годах, проект становился победителем Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Искусный глагол". К слову, большинство выпусков об известных сибиряках вышли в эфир не только в домашнем регионе, но и были показаны в рамках культурного обмена контентом в странах БРИКС.
Елена Погарская,
автор программ
автор программ
"Каждый человек - это отдельная планета, которую можно изучать бесконечно, и для меня самое интересное в журналистике - не глобальные события, меняющие мир, а люди, заряжающие своей любовью к жизни. Меня до сих пор удивляет открытость каждого из героев и "химия" доверия, которая возникает во время записи интервью. Это очень похоже на то, что ты садишься в поезд с незнакомым попутчиком и вдруг рассказываешь вещи, которые не обсуждал даже с близкими. Дважды я изумлялась, когда очень взрослые и максимально брутальные мужчины начинали… плакать в кадре и просили остановить запись. За 6 сезонов я выслушала десятки признаний в любви к Омску, хотя мы не идеализируем город и честно взвешиваем с героями все за и против жизни здесь. Для многих местных художников это абсолютное и даже единственное место силы - например, для Георгия Кичигина, которого переманивали не раз. Но он сообщил, что может работать только здесь и что Любинский проспект - главная улица его жизни и "скважина", из которой бьют идеи для его картин. А дизайнер Юлия Герасимова призналась, что ей ужасно больно от того, что большинство молодых омичей настроены так: "это не мой город, выучусь, встану на ноги и уеду". И она полагает, что эта глобальная нелюбовь и ощущение временности во многом и не дают городу развиваться. Мне кажется, любой профессией стоит заниматься исключительно ради удовольствия от процесса. Просто находишь то, что ты любишь больше всего, - и скучно уже точно не будет. Я с пяти лет мечтала быть журналистом, так что каждый день радуюсь, что это сбылось".
Невозможно прекратить рассказывать истории, которые помогают найти себя, раскрыть внутренний потенциал. Полюбившиеся зрителям проекты "Мама в деле" и, конечно, "Дневники матери" длятся не один и не два сезона и будут продолжаться.
"В "Дневниках матери" ни один сюжет не появился из ниоткуда. Все события реальны. Ты садишься писать сценарий и наполняешь его своими воспоминаниями. Кажется, не осталось ни одной истории из взаимоотношений с братом, которые бы не нашли место в моих сценариях. А недавняя идея от свекрови - у её знакомой внучка как-то спросила: "Бабушка, а у тебя хоть один муж был?" Конечно, мы эту ситуацию взяли и творчески переосмыслили. Какие-то истории я обезличиваю, о чём-то заранее спрашиваю разрешения. Было, что с одной подругой мы не разговаривали почти два года - так сильно она на меня обиделась. Причём не скажу, что я её историю рассказала в подробностях. Но, видимо, оказалось слишком достоверно. Лично мне этот проект помог в общении со своими детьми. Иногда хочу что-то сделать, отреагировать, а потом вспоминаю, что говорили психологи из проекта на эту тему. Хотя я не всегда солидарна с ними, но порой это работает и выручает. Бывает, что устала, не хочу писать. Но что-нибудь интересное подворачивается, ты выдыхаешь и идёшь дальше. Мне нравится писать, это моё".
"Если говорить про телевизионные проекты, где главная героиня - женщина, то это ответ на потребности целевой аудитории. Не секрет, что женщины смотрят телевизор чаще мужчин, поэтому выпускать программы, близкие им, абсолютно нормальная история. Суть их как раз в разноплановости: женщина - это и мать, и профессионал, и, помимо этого, у неё есть увлечения и другая жизнь. Мы хотим дать возможность не концентрироваться на чём-то одном, а посмотреть на эту жизнь как на большой праздник, где есть много разных вещей, попробовать себя в этом найти и стать счастливым человеком".
Всё это было бы невозможно без тех сотрудников телекомпании, чья деятельность напрямую не связана с генерированием идей программ, однако эти люди делают всё, чтобы продукт "Продвижения" увидел зритель, ради которого вообще все эти идеи генерируются.
Тонкости профдеформации
Созданием программы передач, то есть расписания выхода проектов в эфир, которое обычно видит зритель в программке, формированием сетки вещания, а также рассылкой данных партнёрам занимается программный отдел телеканала "Продвижение". Здесь отвечают за анонсирование, рекламу и предэфирный отсмотр как покупного контента, так и собственного, на соблюдение законов.
Наталья Барышникова,
заместитель программного директора
заместитель программного директора
"Когда телеканал только начинал деятельность, законодательство было мягче, какие-то вопросы вообще не регулировались. Позже стал нарастать и объём контента, и ограничений. Нужно было помогать друг другу, стала складываться команда. Сегодня я на своих девчонок во всём полагаюсь и не переживаю. Если что-то случится нештатное, я знаю, что они уже подключились и разбираются. Мы работаем как единое целое".
Проектов-любимчиков здесь нет, а вот профдеформация точно присутствует. Кто-то из сотрудников даже перестал ходить в кинотеатры (столько "запрёщенки" на экране!), а кто-то "праведно триггерится", когда программа на другом канале ушла на рекламу в неправильный момент (да-да, так бывает!). Даже если "нарезка" эфира делалась машиной автоматически, за результатом должен следить чуткий профессионал, уверены сотрудники программного отдела.
"Мы смотрим контент не просто как зритель, а как ответственные за его выпуск. Автоматически выискиваем, какие могут быть запрещённые изображения, бранные слова. Опыт нарабатывается годами. Смотришь и записываешь, где что нужно вычистить. Наблюдаешь не за сюжетом и главными героями, а за тем, не стоит ли на столе, условно говоря, пепельница (процесс курения и его атрибуты показывать в эфире нельзя - прим. ред.). Бывает, когда телевизор дома включаешь, оцениваешь работу других каналов. Думаешь, почему вывеску не замазали? (наложили размытие, чтобы скрыть надпись - прим. ред.). Было даже такое, что перед новогодними праздниками, увидев человека с алкоголем, ловила себя на похожей мысли. Проецирование рабочих моментов на обычную жизнь случается из-за загруженности: очень много контента ежедневно проходит через тебя. Заниматься этим одному тяжело, контент распределяется. И я знаю, что каждому из коллег могу доверять. Они сделают работу со стопроцентным результатом".
"Моя работа заключается в формировании ежедневного плейлиста программ, которые зрители увидят в эфире, подготовке отчётов в РАО (Российское авторское общество, которое следит за соблюдением прав авторов произведений) и ВОИС (Всероссийская организация интеллектуальной собственности, следит за соблюдением прав исполнителей и изготовителей фонограмм), а также нарезке покупного контента на рекламные паузы. Да, я решаю, когда телезрители уйдут на рекламу (смеётся - прим. ред.). Судя по тому, как они интересуются в соцсетях, даже иногда звонят, когда выйдет такой-то проект, будет ли новый сезон, нас смотрят и ждут. В этом плане можно позавидовать Соне, потому что она первая видит их любимые передачи. А я - тот человек, который вместе с программным директором Сергеем Симаковым ездит на World Content Market и выбирает закупной контент. Нереально классно ощущать эту ответственность и видеть обратную связь".
Эфирное сердце телеканала
Из уст в уста здесь передаётся метафора про песочные часы. С одной стороны колбы находится телевидение, с другой - зрители. Соединяет их аппаратная формирования программ, через которую проходит весь контент. На стенах - более 50 экранов на 11 телевизионных мониторах, которые в режиме реального времени демонстрируют ход вещания, на столах - ещё почти столько же компьютерных мониторов с чисто телевизионным программным обеспечением. Здесь наши коллеги работают буквально круглосуточно: проводят финальную подготовку контента и следят за эфиром. Если что-то пойдёт не по плану, первыми окажут помощь.
Михаил Герасимов,
эфирный выпускающий аппаратной формирования программ
эфирный выпускающий аппаратной формирования программ
"Наш отдел - это финальная инстанция, которая подготавливает контент для вещания. Программный отдел передаёт нам сформированный плейлист, и после его проверки и расстановки графических элементов мы одобряем дальнейший запуск контента на следующие сутки, который увидит зритель. Сигнал передаётся местным омским провайдерам и по федеральной сети через спутник. Это не считая интернет-сервисов, где мы также ведём вещание.
Обилие информации может смутить новичка, но не опытного специалиста. На журфаках о таком не расскажут, обучением мы занимаемся самолично: как разбираться в процессах, замечать ошибки, предусмотреть нештатные ситуации и быть к ним готовым. Я занимаюсь диджеингом в свободное время и могу сказать, что в нашем отделе даже поинтереснее.
За восемь лет, которые я проработал в "Омской телевизионной компании", чувствуется, как изменилось производство контента, телевещание. Мы очень сильно развились, продвинулись вперёд. Название канала стало соответствовать сути".
Обилие информации может смутить новичка, но не опытного специалиста. На журфаках о таком не расскажут, обучением мы занимаемся самолично: как разбираться в процессах, замечать ошибки, предусмотреть нештатные ситуации и быть к ним готовым. Я занимаюсь диджеингом в свободное время и могу сказать, что в нашем отделе даже поинтереснее.
За восемь лет, которые я проработал в "Омской телевизионной компании", чувствуется, как изменилось производство контента, телевещание. Мы очень сильно развились, продвинулись вперёд. Название канала стало соответствовать сути".
Так телеканал родом из Омска сегодня вещает на всю страну: круглосуточный эфир идёт по четырём часовым поясам на спутнике и в 80 кабельных сетях, представлен в пакетах крупнейших спутниковых операторов России, а также на онлайн-площадках, включая собственный сайт. "Продвижение" стало сетевым партнёром более чем для 40 региональных телекомпаний, собрало аудиторию в 25 млн человек.
В 2021 году "Продвижение" наградили специальным призом Национальной ассоциации телерадиовещателей на ХII Национальной премии в области спутникового, кабельного и интернет-телевидения "Золотой Луч" за активное участие во всех сегментах рынка электронных СМИ, включая рынки региональные и международные. В 2023-м телеканал стал победителем конкурса в области телевизионного маркетинга, продвижения и дизайна "МедиаБренд" в номинации "Лучший проморолик регионального ТВ".
Жизнь не меняется сама, её меняют люди
Вместе с телеканалом развиваются и его соцсети. Всё начиналось с YouTube-канала - сейчас на нём более 150 тысяч подписчиков. Кроме того, выпуски программ "Продвижения" теперь можно посмотреть в "Одноклассниках", "ВКонтакте", на "Рутубе". Увеличивается и вовлечённость зрителей: каждую неделю они оставляют сотни комментариев, а количество просмотров отдельных роликов перевалило за миллионы. Например, выпуски "Вкусно по ГОСТу".
Канал открыт всему новому, сотрудники следят за трендами и регулярно повышают свою квалификацию или даже проходят переобучение. Ведь "Знамя хорошего телевизионщика" - переходящее. Если ты не работаешь над собой, то телевидение продолжит работать без тебя. "Хотите работать на телевидении - развивайтесь!" и "Жизнь не меняется сама, её меняют люди" - эти слоганы ежедневно видят перед собой сотрудники, которые здесь работают.
Канал открыт всему новому, сотрудники следят за трендами и регулярно повышают свою квалификацию или даже проходят переобучение. Ведь "Знамя хорошего телевизионщика" - переходящее. Если ты не работаешь над собой, то телевидение продолжит работать без тебя. "Хотите работать на телевидении - развивайтесь!" и "Жизнь не меняется сама, её меняют люди" - эти слоганы ежедневно видят перед собой сотрудники, которые здесь работают.
Виктория Рубан,
директор "Омской телевизионной компании"
директор "Омской телевизионной компании"
"Я горжусь своими коллегами, потому что они стремятся развиваться и осваивать смежные профессии: у нас есть случаи, когда операторы или видеоинженеры становились режиссёрами, режиссёры осваивают монтаж. Телевидение 90-х когда-то характеризовалось тем, что люди вынуждены были быть своего рода "универсальными солдатами": сам снял, сам смонтировал, сам выдал в эфир. Но если тогда многие процессы были организованы, что называется, "на коленке", то сегодня развитие смежных компетенций происходит комфортнее. Информационные технологии шагают семимильными шагами, и мы - вместе с ними. Шагать нужно и вправо, и влево, и вперёд. Без развития и здоровой рефлексии на тему собственной конкурентоспособности на рынке производства контента сегодня никак".
Перечисленные проекты 16+ | Программы "#Кембыть", "Мои деньги", "Кадры" 12+
Фото предоставлены героями публикации