За любой победой стоит история, главный герой которой - человек. Об этом наш редакционный проект, посвящённый 10-летию телеканала "Продвижение". За это время технологии, будто мемный котик с волшебной палочкой и возгласом "Вжух!", не раз погружали всех нас в новую реальность.
За кадром:
как "аналоговая" живопись обходит Midjourney и создаёт телевизионные миры

Как чувствуют себя в цифровом мире художники? Как заставить себя после 20-летнего перерыва взять в руки кисть - не инструмент Photoshop, а настоящую - и создать что-то, что получит телевизионный "Оскар"? С нами поделился старший дизайнер Анатолий Бекишев.

Ещё до развития графических редакторов он занимался дизайном, до нейросетей - одним из первых создал в Омске анимационный продукт. С ним мы окажемся в 2016 году и ещё нескольких знаковых моментах из жизни телекомпании.
Экспозиция
Клавиатура, мышка, монитор. И тут же - краски, два десятка наточенных карандашей и холст, на котором наш герой пишет новую картину для новой цикловой телевизионной программы "Читаем живопись" о творчестве художников разных веков.
Любую историю надо не только рассказывать, но и показывать, а в условиях, когда в проекте идёт речь о бесценных экспонатах из разных музейных коллекций мира, - это сложнейшая задача. Анатолий Бекишев рассказывает, что команда придумала творческий ход: создавать репродукции для съёмок и заодно иллюстрировать процесс рождения того или иного шедевра, магнетически притягивать внимание зрителя. К слову, этот приём универсальный и неоднократно пригодился для других проектов телеканала "Продвижение", например, для флагмана "Вкусно по ГОСТу" (16+) о культовой советской кухне.

Анатолий Иванович рассказывает, что сегодня уже не представляет свой день без чистого листа бумаги. Руки и голова должны быть заняты, когда человек думает. Такое правило жизни у этого художника.
"Это, во-первых, наталкивает на мысли. Во-вторых, позволяет сосредоточиться. Если нет у тебя под рукой этого листа, тогда приходится идти, курить, сидеть на скамеечке, думать, ходить туда-сюда. А с белым листом руки сами начинают взаимодействовать, мысли и метафоры приходят быстрее".
Ирония в том, что Анатолий Иванович хоть и окончил омский технологический институт (ОГИС, позднее вошедший в состав ОмГТУ) как художник-технолог и имел к творчеству все способности, но много лет не брал в руки ни кисти, ни краски. Даже когда в 1996 году пришёл на телевидение - в корпорацию "ТелеОмск-АКМЭ" - в качестве дизайнера, занимался компьютерной графикой и "не поставил ни одной карандашной точки - всё как отрезало".

Но вышло так, что именно работа с живыми материалами в момент, когда казалось, что все делали ставку на цифровизацию, принесла одну из высших профессиональных наград - бронзового Орфея (и даже двух).
ретроспектива
Всё началось на так называемой Омской товарно-сырьевой бирже, рассказывает Анатолий Иванович. Организация проводила сделки купли-продажи товаров и сырья, а он, помимо прочего, занимался оформлением объявлений о торгах. Но тут дизайнеров 80-х годов накрыло первой волной цифровизации. Художника поставили перед выбором: или принимать новые технологии, или расставаться.
"Представьте: самое начало 90-х, Windows нет, только DOS и Norton Commander (старинная операционная система и файловый менеджер для неё, - прим. ред.). Я всю жизнь учил немецкий язык, передо мной маленький чёрно-белый монитор отвратительного качества. Через знакомых достал программу, где было аж 16 шрифтов! И вот я начинаю с ними баловаться…"
Расслабляться было некогда, "век рекламы" сильно ускорил темп жизни, нужно было делать ролики. Появляется полноценный Windows, первые трёхмерные программы. В них, не без гордости делится Анатолий Бекишев, он создаёт первый в городе анимационный рекламный ролик. Поколению, воспитанному на новейших технологиях, где за тебя отлично "дизайнерит" ИИ, нужно понимать: в 90-х, чтобы персонаж твоего ролика сделал всего один-единственный шаг, приходилось отрисовывать от 7 до 15 кадров, красить, делать фон:
"Мышкой водишь по столу, а там у тебя на мониторе что-то рисуется. Практически диснеевская графика".
Но всё-таки это было "творчество в компьютере". Очередной вызов и необходимость меняться совпали с приходом на молодой канал "Продвижение". В новые условия СМИ поставил общий тренд на ужесточение соблюдения авторского права, налагающего запреты или существенные ограничения на использование чужого контента. Возникла идея: "А давайте рисовать вручную?"
"Честно, для меня это была катастрофа. Я практически 20 лет в руках не держал ни карандаш, ни кисть, а мне нужно было сразу нарисовать портрет видного политика. Первые две недели я мучился. А потом в один прекрасный момент раз - и пошло <…>. Ведь что такое работа на телевидении? Имидж телеканала и профессии нарабатывается с осознанием того, что всё, что ты делаешь каждый день, смотрят люди. Поэтому здесь халтурить нельзя".
Возвращение художника к классической графике принесло телеканалу в 2016 году главный приз всероссийского конкурса "ТЭФИ-Регион" в номинации "Телевизионный дизайн". Бронзовый Орфей стал первой большой победой канала "Продвижение", выросшего к сегодняшнему дню до круглосуточного вещания в четырёх часовых поясах на спутнике, в кабельных сетях и в пакетах крупнейших онлайн-кинотеатров и имеющего целую коллекцию российских и международных наград.
А тогда, в 2016-м, в России был объявлен Год кино. Анатолий Бекишев вместе с коллегой Ксенией Щербининой подготовили особенные межпрограммные ID-заставки: мини-истории, связанные с производством фильмов, ставших классикой отечественного кинематографа. Работа начиналась с эскизов на бумаге, затем рисунки обрабатывали и анимировали. Самые яркие факты со съёмочных площадок, подкреплённые цитатами любимых киногероев, собирали Елена Ищенко и Ольга Долгих, ведущие авторы телеканала "Продвижение" с первых дней его существования.
"Мы подали это с таким интересом и с такой любовью, что получили ТЭФИ. Не могу сказать, что мы были пионерами в этом направлении. Но, когда подводились итоги и показывали всех претендентов, мы выделялись среди всех. Помню, мы ждали результаты у себя в кабинете, принесли телевизор, смотрели, переживали. Но зато какая у нас была радость, когда наш телеканал получил награду!!!"
Кстати, следующий 2017-й был Годом экологии и годом ещё одной статуэтки Орфея за телевизионный дизайн и межпрограммные ролики "Исчезающая планета", которые посвятили млекопитающим и птицам, занесённым в Красную книгу России. Каждый ролик коротко, но красочно и эмоционально рассказывал о возникновении вида и причинах его вымирания:
"Наши звери такие красивые, что их просто невозможно рисовать без души, и необязательно быть художником-анималистом", - заметил Анатолий Иванович.
Клиффхэнгер
"Мы ждём какой-нибудь новый интересный проект. Бог любит троицу, и очень хотелось бы получить ТЭФИ ещё. Даже не для коллекции, не для самоудовлетворения, а просто это очень понравилось. Когда ты делаешь повседневную работу качественно, не халтуря, это одно. Но когда у тебя есть впереди маленькая такая надежда, появляется внутренний чертёнок и подстёгивает "Давай, давай, сейчас побалуемся, сейчас мы как сделаем!"
Сегодня Анатолий Иванович в своей работе совмещает компьютерную графику и живопись, мышку и кисточку. Пока подсыхает холст, натянутый на рамку, могут попросить создать, например, фантазийных циклопов в JPG.
"Компьютерная графика, если подходить к ней с творческой точки зрения, - это инструмент, который даёт больше возможностей. Вы сами рисуете, только вместо холста у вас монитор, вместо кисточки - стилус".
Но есть существенное отличие, за счёт которого художнику нравится работать с компьютерной графикой: нет ограничений в масштабе и количестве действий, можно прорисовать любую морщинку или волосок. Другое дело - тренд на нейросети. Казалось бы, вот теперь можно всё! Но тут наш герой категоричен. Он признаёт, что картинка получается впечатляющая, но в ней не чувствуется эмоций, воздуха, жизни.
"Никогда нейросети не смогут заменить живую руку и живую душу художника, как бы они ни развивались. Они не могут чувствовать. Они прекрасно передают оттенки, светотени, движение - но это всё неживое. Это как красивый манекен".
Привилегия человека в том, что он может ошибаться. А из ошибок иногда рождаются самые яркие истории, безумные идеи и дерзкие варианты. А искусственный интеллект делает всё "по канонам", по цифрам. Если должен быть блик, нейросеть его просчитывает и ставит. Но если этот блик, допустим, немного переместить, представить, что освещение поменялось, то картина начинает жить. Искусственный интеллект этого просто не поймёт.

Впрочем, никогда не говори никогда. Если судьба преподнесёт ещё один сюрприз и придётся плотно освоить те же Midjourney или "Шедеврум", будет интересно, хотя вряд ли затянет. У Анатолия Бекишева и без ИИ есть много планов и эскизов того, что хотелось бы нарисовать и воплотить.
"Говорят, когда любимое увлечение, хобби и работа совпадают, ты становишься самым счастливым человеком. Так и получается: то, что я делаю, является и моей любимой работой, и моим хобби, и моей профессией".
"А вообще нужно помнить, что каждый человек, неважно, умеет рисовать он или нет, в душе немного художник. Если бы у всех было свободное время, желание и возможности, то, представляете, какой мир был бы красивый? Ну за исключением, наверное, Ломброзо (родоначальника антропологического направления в криминологии и уголовном праве, - прим. ред.) и Конана Дойля (автора книг о Шерлоке Холмсе и о профессоре Челленджере - прим. ред.). Там были бы одни убийства и маньяки".
Фото: Илья Петров
Изображения предоставлены героем публикации