Помните 2020 год? А 77 дней локдауна? Быль о том, как все сидели по домам, а улицы "очистились настолько, что" в городе исчезли пробки, сегодня может показаться небылью. Очевидно, пандемия многое изменила, в том числе сферу телевидения. За 10 лет существования канала "Продвижение", которому посвящён наш многосерийный редакционный проект, этот год стал уникальным, одним из самых сложных, но результативных. В условиях слома привычного уклада жизни появился онлайн-марафон "Смотри дома". Проект помог омичам не потерять связь с внешним миром в замкнутом пространстве и сделать несколько открытий.
За кадром:
как делать ТВ, когда кажется, что жизнь остановилась
Экспозиция
Окружающая обстановка нередко помогает понять, при каких условиях рождаются идеи? На что падает взгляд, пока голова обдумывает новый проект? Представьте небольшой светлый кабинет, в котором очень много разного реквизита, мерча, побрякушек. На стенах - картины, созданные для будущей цикловой передачи "Читаем живопись", открытка на основе известного плаката художника Джея Говарда Миллера - We can do it!
Картины для проекта "Читаем живопись"
Побрякушки
Открытка We can do it!
Мерч
"У нас нетипичная офисная обстановка. У нас уютно, легко и очень дружественно. Кабинет всегда полон всего на свете", - делится руководитель отдела продюсирования, промодиректор телеканала "Продвижение" в Омске Дарья Нециевская.
Это тот нечастый случай, когда университетский диплом журналиста коррелируется с профессиональной деятельностью. Дарья попала на телевидение, хотя и в другом качестве: взялась продюсировать программу о туризме "Зелёный коридор" Жанны Толстиковой, героини одного из прошлых выпусков нашего "сериала". Мозговые штурмы, поиск героев и реквизита - так всё и закрутилось.
Телефон стал неотъемлемой частью работы, призывая отвечать на сообщения даже до первой чашки кофе. Типичный день продюсера проходит в разговорах с коллегами и потенциальными героями, с кофе, разъездами и смехом, который, как призналась Дарья, накрывает её почти всегда.
"Телевидение для меня давняя любовь. Мой дедушка работал телеоператором на ГТРК "Иртыш", и я, наверное, лет с пяти приходила на записи разных программ, новогодние мероприятия. Меня всегда эта магия очень сильно увлекала. Хоть я журналист по образованию, работа продюсером - это про меня. Я пришла, и меня зацепило всё".
ретроспектива
Когда в 2020-м стерильным занавесом опустилась пандемия, за три дня наша героиня прибрала всю квартиру, перемыла все окна, наготовила разной еды. А чем заниматься дальше? Как показывать, что происходит вокруг, когда ты сам не можешь покинуть собственную квартиру? Проект "Свободное время", который всегда жил репортажами c тусовок, выставок и прочих массовых развлечений, то есть всего того, что оказалось под запретом, переключился на книги, настольные игры, лайфхаки.
"В первые дни пандемии контент создавался прямо на коленке. Мы снимали сюжеты у себя дома на имеющиеся устройства. А уже в апреле запустили совместный проект телеканала "Продвижение", сайта "Омск Здесь", "Радио Сибирь" и министерства культуры Омской области - онлайн-марафон "Смотри дома". Разработали рубрики, сформировали команды, ставили корреспондентам, операторам, режиссёрам конкретные задачи, договаривались о съёмках. Созвоны были не домашние, а выездные. Наверное, тогда в первый раз мой пакет минут на месяц, который насчитывал более 1500 минут, сгорел за два-три дня".
Так появились уличные экскурсии по городу и видеоэкскурсии по закулисью, в рамках которых зрители могли "прогуляться" по литературному музею им. Фёдора Достоевского, Историко-краеведческому музею, Концертному залу, когда там никого нет. На онлайн-мастер-классах учились модельной походке, ораторскому искусству и даже балету, а на лектории - познавали мировую живопись, скульптуру, архитектуру, музыку.
Галина Черба,
автор лектория, культуролог
"Так как я склонна к ничем не подкреплённому оптимизму, то очень верилось, что [пандемия и всё с ней связанное] как-то нас минует. Этого не произошло, как известно. Из-за того что часть моей профессиональной деятельности заключается в подготовке и работе онлайн, мало что изменилось. Все члены семьи вполне мирно уживались на ограниченной территории. Кроме кошки. Мы ей очевидно мешали жить свою тайную кошкину жизнь.

Горько было осознавать своё бессилие. Очень хотелось быть полезной. Я придумала выходить с арт-стендапом в одной из сетей. А потом мне позвонила Дарья Нециевская и предложила организовать арт-лекторий. Со всеми необходимыми предосторожностями и в рамках рекомендованных противоэпидемических мероприятий мы записали несколько передач. Сложно было точно следовать плану лекций, записать без дублей и не размазывать маской косметику. Я очень боялась заболеть и всех подвести.

Мы все старались честно и хорошо сделать свою работу. Всегда думается, что можно было выразиться точнее, изменить текст или иллюстрации. Но это нормально. Процесс рабочий - он такой. Огромную благодарность испытываю к команде "Смотри дома" за профессионализм, тепло, терпение. Огромное спасибо зрителям за поддержку. Признаюсь, я комментариев в сети немного побаиваюсь, но зрители "Смотри дома" - душевнейшая аудитория".
В "Сказках на ночь" актёры омских театров читали произведения российских и зарубежных писателей. "ПроСлушай" показывал прямые трансляции реальных концертов, специально устроенных для онлайн-аудитории. Так условно в квартирах омичей выступили, например, The Street Monkeys и Dar Africa.
Однажды, вспоминает продюсер, она присутствовала на записи прямого эфира концерта, и появилось ощущение, будто музыканты играли только для тебя, а на самом деле для большой онлайн-аудитории. Судя по обратной связи, люди были рады послушать музыку, которую они не могут оценить вживую, а ощущение присутствия за счёт трансляции сложилось. Так совпало, что и у самих специалистов была незакрытая потребность общения с аудиторией, поэтому случился такой классный мэтч.
Елизавета Василевич,
корреспондент программы "Свободное время"
"2020-й был наполнен неопределённостью и тревогой за себя и близких, страхом перед неизвестностью, так как невозможно было представить, с какими последствиями столкнётся мир. Проект "Смотри дома" смог показать, что и в таких сложных условиях важно поддерживать интерес к жизни, любопытство к тому, что тебя окружает. Приятно было знать, что мы можем рассказать о чём-то, о чём люди никогда не задумывались или не находили время узнать. Работать в условиях пандемии, на удалёнке было непривычно, но я быстро адаптировалась: утомительно думать об угрозе 24 на 7, хотелось принимать участие в создании чего-то жизнеутверждающего".
Глотком свежего воздуха, когда все насиделись дома за два с половиной месяца самоизоляции, стало онлайн-открытие реальной выставки "77 дней" в музее изобразительных искусств им. Михаила Врубеля. Предметами искусства стала живопись, графика, фотография, digital-art, а также экспериментальные работы с использованием нестандартных материалов и техник. Своими работами художники переосмыслили эту реальность.
Ирина Симонова,
заместитель директора по научной работе музея им. М. А. Врубеля
"2020-й, безусловно, был тяжёлым, неожиданным испытанием, но вместе с тем стал настоящим вызовом, который позволил раскрыть новые векторы развития музея, полноценно вывести его в виртуальное пространство, "прокачать" возможности цифровых технологий и соцсетей. Для этого пришлось освоить множество новых навыков: от видеосъёмки и звукозаписи до создания виртуальных выставок, онлайн-экскурсий, в том числе на русском жестовом языке, и даже мини-фильмов.

В проект "Смотри дома" мы включились с интересом. Это был новый опыт для всех, и именно в этом заключались и "приятности", и "сложности". Одним из самых интересных (лично для меня) моментов стала подготовка выставки "77 дней", которая отобразила творчество омских художников в период самоизоляции и позволила порефлексировать на эту тему. Примечательно, что её открытие состоялось в виртуальном формате, и только спустя время она стала доступна для посетителей в обычном режиме.

К новым условиям взаимодействия и работы адаптировались мы довольно быстро, тем более что многие из нас, в частности, руководящий персонал, продолжали ходить на работу. Для меня это время стало новым опытом и во многом подготовкой к тем изменениям, которые сейчас происходят в мире".
Клиффхэнгер
Официально пандемия длилась три года. В мае 2023-го Всемирная организация здравоохранения объявила, что COVID-19 больше не является мировой чрезвычайной угрозой, хотя опасность продолжает оставаться серьёзной и вирус не исчез. В Омской области регулярно продлевается действие так называемого режима повышенной готовности и некоторых ограничений. На этот раз - до 31 октября. Запреты, например, на проведение массовых и публичных мероприятий, включая форумы, фестивали, концерты, странным образом уживаются с реальностью за счёт исключений. Люди тоже научились с этим уживаться, а приобретённый опыт мало с чем сравним.
"Это про ценность времени, про то, что мы научились работать удалённо, хотя первоначально казалось - как? Когда нет всех под рукой? Это заставило подойти к информации по-новому, структурировать, делегировать, распределять задачи, контролировать не в живом формате, а онлайн. Мне было страшно вначале, так как это был первый большой проект, который мне доверили, но реализовывать его было круто. Важно было не только с нашей стороны включиться, но и героям, которых мы записывали или к кому приезжали. Это был большой проект в формате коллаборации. Мы смогли выжать максимум из тех реалий, в которые были поставлены", - поделилась Дарья Нециевская.
Локдаун, объявленный в регионе 1 апреля, завершился 15 июня 2020 года. Марафон поддерживал омичей с начала самоизоляции по август 2020 года и собрал сотни тысяч просмотров. Он стал окном во внешний мир и для зрителей, и для его создателей.
Светлана Яловнарова
Корреспондент программы "Свободное время" (до 2021 г.)
"Проект "Смотри дома" стал для меня поводом из этого самого дома выйти! Именно работа помогла не поддаваться панике в тот шоковый для всех период. Но признаюсь, лично у меня пандемия оставила больше положительных впечатлений, потому что именно благодаря локдауну я смогла оказаться вместе со своим молодым человеком. Мы жили в разных городах, и когда его компания отправила сотрудников на удалёнку, он приехал ко мне. Так что даже в самые тёмные времена есть место чуду и любви".

Антон Щетинин

Оператор-постановщик
"Это вообще крутое время в том плане, что ты был в команде тех, кто не сидел дома, а помогал людям как-то организовать домашний досуг. Очень здорово было находиться у истоков трансформации культурной жизни человечества, даже не побоюсь такого слова. Благодаря нам в том числе фокус сильно сместился на выставки разного рода, будь то галереи художественные или музеи. Они, мне кажется, как будто зажили новой жизнью, а мы были свидетелями нового рождения. Я кайфанул".
Каждый участник проекта, являясь профессионалом своего дела, чётко выполнял задачи, поэтому всё гладко шло без глобальных накладок, отметила продюсер. В случае форс-мажоров, например, того же внезапно подтвердившегося теста на ковид, один продукт могли заменить другим, что позволяла структура проекта. Так что да, we can do it.
"2020 год сблизил нас с коллегами, мы больше друг о друге узнали, делились историями, кто что делает дома, активно переписывались. Но я человек, видимо, старой формации, кто предпочитает общаться с людьми вживую, смотреть, какие эмоции человек испытывает в момент беседы. После "Смотри дома" был ещё один масштабный проект "Песня на песню". Он уже был более традиционным, павильонным. Поэтому большие проекты - да, давайте, удалёнку - не надо".
Фото: Илья Петров, Александр Катаев, а также предоставлены героиней публикации