За кадром:
"До нас так никто не делал"
На край света в поисках женщины-дракона, культурных феноменов и урбанистических практик
Как рассказать обо всём, что происходило за 10 лет взросления "Продвижения"? Мы попытались приоткрыть завесу, выяснить, чем живёт телекомпания, какие смыслы авторы вкладывают в свои проекты, которые уже насчитывают около 2 тысяч эпизодов. В завершающем серию материале говорим с теми, кто живёт своей работой и транслирует миру телевизионный вайб.
От "Мамы в деле" до руководства цикловыми проектами
Когда типичный день начинается с просмотра графиков и таблиц, вы можете оказаться аналитиком Big Data, биржевым брокером или телевизионщиком. Надежда Орлова курирует производство семи проектов одновременно, а это только за полгода почти 200 выпусков абсолютно разных программ, которые должны быть вовремя сняты, смонтированы и отданы в эфир.
Одной из них является флагманский проект телеканала "Продвижение" "Мама в деле". Его главные героини - мамы из малых и больших городов нашей страны, которые рискнули и завели свой бизнес. С ними съёмочная команда проживает целый день, чтобы погрузиться в заботы мамы-предпринимателя, которой чуть не стала и сама автор программы.
Одной из них является флагманский проект телеканала "Продвижение" "Мама в деле". Его главные героини - мамы из малых и больших городов нашей страны, которые рискнули и завели свой бизнес. С ними съёмочная команда проживает целый день, чтобы погрузиться в заботы мамы-предпринимателя, которой чуть не стала и сама автор программы.
Надежда Орлова,
руководитель производства цикловых проектов телеканала "Продвижение"
руководитель производства цикловых проектов телеканала "Продвижение"
"В журналистике я уже 20 лет, всё это с перерывом на два декрета. Во втором я занялась рукоделием. Не сказала бы, что это был бизнес, это как раз было дело. Ты что-то делаешь, продаёшь, ремесленничаешь, скажем так. Естественно, приходилось всё это изучать. Читала про маркетинг, продажи, управление, а потом попала в образовательную программу "Мама-предприниматель". Там я увидела большое количество девочек, у которых горели глаза. Тогда я поняла, что в бизнес идут в двух случаях. Или зарабатывать деньги, что является по большей части мужской стратегией. Или женская стратегия, когда есть идея, которая настолько нравится, что хочется дать её миру. Мне нужно было выбирать: уходить из журналистики и заниматься своим делом или возвращаться в профессию и рассказать об этих девочках".
Журналист выбрала второй вариант. В проекте нет историй, как закупить корейскую косметику и успешно её продавать. Но есть такие, как открыть футбольную студию, не являясь спортивным фанатом, организовать для ребят летний лагерь с катанием на сапах, заняться составлением родословных, рыбным бизнесом, доставкой еды, шитьём одежды для животных, детских игрушек, модной обуви или даже услугами по дезинсекции. Причём речь только об официально зарегистрированной деятельности.
За шесть сезонов команда проекта рассказала больше 100 историй, как мамы устроили своё дело, и ни разу не повторилась с сюжетом. Впереди ещё есть много того, что хочется снять. Новый телевизионный сезон начнётся в октябре, а команда уже думает о том, что и как будет показывать зрителям через год. В 2020 году программа "Мама в деле" получила Гран-при ежегодного всероссийского конкурса Торгово-промышленной палаты России "За активное участие в освещении проблем экономического развития России и поддержку отечественного предпринимательства".
Надежда Орлова,
руководитель производства цикловых проектов телеканала "Продвижение"
руководитель производства цикловых проектов телеканала "Продвижение"
"Это не совсем про бизнес, не про жёсткий циничный подход, а про интересное дело. Как героиня ощущает себя? Зачем она это сделала? Как она всё совмещает? Чем занимается помимо работы? У неё же ещё есть дети, семья, она сама. Конечно, про деньги тоже говорим. В каждом выпуске есть эксперты, которые подсказывают, как добиться прибыли, выстроить взаимоотношения с партнёрами, коллективом. Героини делятся, как ссорились с сотрудниками, на какие грабли наступали, как их обманывали. И вот это самое главное: честно рассказать, чем придётся заплатить, понять, что ты вступаешь в рискованную игру, где можешь победить или проиграть. И зависеть это будет не только от тебя, но и от внешних обстоятельств. Я знаю, что многие девочки ждут эти выпуски, потому что для них это истории, которые вдохновляют".
Как призналась первый автор "Мамы в деле", стать бизнес-партнёром или позаимствовать идею дела ей самой ни разу не захотелось, а вот взять на заметку философию человека, его подход к делу, распределению сил и времени - случается до сих пор.
Этот же подход работает, если экстраполировать его на весь телеканал "Продвижение", в эфирной сетке вещания которого программы самых разных интересов. С самого начала было решено активно развивать производство собственного контента. За минувшие 10 лет выпущено более 50 цикловых программ и снято более 65 документальных фильмов. Ежедневно в эфир выходят передачи про бизнес, психологию, здоровье, историю и культуру. Проекты телеканала были не раз отмечены наградами всероссийских и международных конкурсов.
Забудьте о том, что вы делали до этого
Одной из первых программ собственного производства в уже таком далёком 2014 году стала передача "Артикул" - о многогранности культуры не только в городе Омске, откуда родом телеканал, но и далеко за его пределами: канал сразу поставил задачу не быть местечковым, мыслить и показывать глобально.
Елена Ищенко,
автор программ
автор программ
"Продвижение" - это такой канал, который расширил границы и работы, и собственных ощущений. Одна из самых запоминающихся поездок была в Данию, в Христианию - коммуну свободных художников, где они почему-то готовы были с нами общаться. Представляете? Возвращаясь в Омск, ты уже смотрел на то, что происходит здесь, иначе. Вот есть Союз художников, ты это всё видел, делал репортажи, а с новым опытом и впечатлениями сравниваешь и понимаешь, что такое свобода и как может быть по-другому. Нас распирало от того, что ты можешь больше, знаешь больше и теперь как будто понимаешь больше. Такая встряска нужна человеку, чтобы вылезть из какого-то болота, в котором он засиделся".
Христиания - неофициальная самоуправляемая коммуна, расположенная в районе Кристиансхавн города Копенгагена.
Командировка в Данию, Христианию. На фото автор программы "Артикул" Елена Ищенко и художник Андрес Хансен
Команда программы "Артикул"
Съёмки программы "Артикул"
Ольга Долгих,
автор программ
автор программ
"Забудьте о том, что вы делали до этого", - так нам сказали, когда мы пришли в Омскую телевизионную компанию. К тому моменту мы все были уже достаточно опытными журналистами, а тут нас ставили в такие условия, когда мы начинали нервничать и волноваться. Нам говорили выходить за рамки города, искать новости за пределами региона, за пределами страны, если нужно, и всегда встраивать то, что происходит в Омске, в мировой контекст. До этого никто на каналах так не делал. Мы сами должны были найти людей для программ, договориться, выстроить маршрут, приобрести билеты, забронировать гостиницу. Было тяжело, потому что это была для нас совершенно новая задача (с появлением продюсеров стало сильно проще). Переговоры могли месяцами длиться. И когда пазл складывался, появлялось невероятное удовлетворение собой".
Однажды "Сказки для взрослых" забросили съёмочную группу на родину Ивана-дурака - в село Вершинино Архангельской области. Умывальные процедуры пришлось проводить прямо над сказочным Кенозером
Командировка в Шанхай в рамках проекта "Высокий стиль"
Работа на выставке изделий Фаберже в Китае
Трендсеттеры телесмотрения
Широту кругозора определяли первое в регионе интеллектуальное ток-шоу "Удивительное рядом" и программа о безграничности путешествий "Зелёный коридор", лучшие практики развития городской среды открывала зрителю "Урбанизация", "Бруталити" поддерживало идею культа здорового духа и тела, семейное ток-шоу "Отцы и дети", получившее специальный приз Всероссийского конкурса "Семья и будущее России", помогало мирно решать проблемы поколений. Программа "ЛИЦА" знакомила зрителя с лучшими практиками в сфере государственного и муниципального управления, её героями становились видные политики и общественные деятели из разных регионов.
Документальные фильмы, в основе которых могла легко оказаться, например, история о Бабе Яге, стильный проект о жизни современного театра "Персона грата", "Молодая музыка Сибири", в своё время давшая шанс локальным музыкантам заявить о себе на большой сцене, хоккейный "Овертайм", который был отмечен специальным призом в рамках Всероссийского телевизионного конкурса "ТЭФИ-Регион", совсем не провинциальные "Трендсеттеры" - о тех, кто умеет загодя чувствовать зарождающиеся тренды. И всё это только в первый год жизни телеканала.
Юлия Черникова,
редактор, режиссёр и ведущая проекта "Трендсеттеры" (2014-2015)
редактор, режиссёр и ведущая проекта "Трендсеттеры" (2014-2015)
"Тогда очень многие представители бизнеса уезжали из Омска, был массовый исход. Но вместе с этим ощущалось дыхание свежего ветра, на место старого и традиционного приходило что-то новое и классное. Стали пробиваться интересные стартапы, открываться стильные концептуальные заведения. И я поняла - вот они, герои нашего времени, которые делают "несмотря на" и "вопреки всему". Легко любить Москву или Питер. Ты попробуй остаться и сделать так, чтобы полюбили Омск. Потому что он классный, здесь живут очень талантливые люди.
Взять хотя бы институт сервиса - это всегда была кузница талантов и генератор трендов. Создавая программу, я решила оттолкнуться именно от моды. Мне срочно нужно было найти проводника. И тут появилась Вика Клочкова! Она уже несколько лет работала стилистом, обожала моду и хорошо ориентировалась в омской модной тусовке. Во всех программах-превращениях не хватало реальности. И мы решили, что наша рубрика будет носить в первую очередь просветительский и прикладной характер: рассказывать об основных трендах через ретроспективу (ведь, как известно, мода циклична) и иллюстрировать сборными образами из актуальных коллекций. Моделями стали самые обычные девушки, наши телезрительницы. Первый выпуск увидел свет в ноябре 2014-го, тема - оверсайз (привет, 2024-й, - прим. ред.). Успех пришёл сразу. Трендсеттеры очень быстро из утреннего времени перекочевали в прайм-тайм.
Сейчас, спустя 10 лет, я не стала бы менять ровным счётом ничего. Это был классный проект для своего времени. Единственное, о чём жалею, - мало времени на интервью. Их приходилось нещадно сокращать, герой не успевал раскрыться. Но таковы законы телевидения. Сейчас есть возможность смотреть часовые интервью на YouTube, и мне немного обидно".
Взять хотя бы институт сервиса - это всегда была кузница талантов и генератор трендов. Создавая программу, я решила оттолкнуться именно от моды. Мне срочно нужно было найти проводника. И тут появилась Вика Клочкова! Она уже несколько лет работала стилистом, обожала моду и хорошо ориентировалась в омской модной тусовке. Во всех программах-превращениях не хватало реальности. И мы решили, что наша рубрика будет носить в первую очередь просветительский и прикладной характер: рассказывать об основных трендах через ретроспективу (ведь, как известно, мода циклична) и иллюстрировать сборными образами из актуальных коллекций. Моделями стали самые обычные девушки, наши телезрительницы. Первый выпуск увидел свет в ноябре 2014-го, тема - оверсайз (привет, 2024-й, - прим. ред.). Успех пришёл сразу. Трендсеттеры очень быстро из утреннего времени перекочевали в прайм-тайм.
Сейчас, спустя 10 лет, я не стала бы менять ровным счётом ничего. Это был классный проект для своего времени. Единственное, о чём жалею, - мало времени на интервью. Их приходилось нещадно сокращать, герой не успевал раскрыться. Но таковы законы телевидения. Сейчас есть возможность смотреть часовые интервью на YouTube, и мне немного обидно".
Два года подряд телеканал "Продвижение" становился победителем Всероссийского телевизионного конкурса "ТЭФИ-Регион", который считается своего рода "Оскаром" в профессиональной среде. В 2016-м жюри отметило линейку межпрограммных ID-заставок "Год российского кино", а в 2017-м - серию роликов "Исчезающая планета", посвящённых Году экологии в России и животным, находящимся под угрозой вымирания. Для обоих проектов художники канала вручную создавали невероятные иллюстрации.
Кроме того, финалистами конкурса в разные годы становились проекты "Утро Online", "Омск Здесь", "Год литературы", "Музыка в камне" (цикл "Театрон"), "ЛИЦА", "Михаил Казиник. Обнимаю вас музыкой", "Самое дорогое", "Мама в деле", "#КемБыть". Последний создан 14-летней воспитанницей Школы ТВ, где детям помогают получить незаурядные навыки. А с музыкой у телеканала самые серьёзные отношения, о чём в двух словах, конечно, не расскажешь.
Признание получили и проекты телеканала о путешествиях. В 2016 году проект "Самокат" об этническом туризме в России был отмечен спецпризом Второго всероссийского телевизионного конкурса "Федерация". В 2017-м его эпизод "Национальные особенности российского туризма" победил на I Международном фестивале "Русский путешественник - 2017" и получил награду Всероссийского конкурса "Моя земля - Россия". В 2019 году фильм "Фабрика туризма", посвящённый промышленному туризму в Армении и снятый при поддержке ереванского телеканала "21 TV", стал победителем международного кинофестиваля Viva Film Festival. Все они, кстати, связаны с именем одного человека, чей карьерный путь, начатый на "Продвижении", привёл к формированию консолидированной социокультурной повестки стран БРИКС.
ПРО движение, команду и ведьминский котёл
Виктория Рубан,
директор "Омской телевизионной компании"
директор "Омской телевизионной компании"
"Все 10 лет - это действительно история ПРО движение. Когда-то мы создавали телекомпанию, умея делать новости, и мы подняли их в регионе на совершенно иной уровень, но потом перед нами возникла принципиально иная задача: рассказывать о культуре. И здесь пригодились и все наши знания, но и потребовалась внутренняя перестройка, новые скилы (хотя я не очень люблю это слово). Делать рейтинговыми программы просветительские, культурного толка гораздо сложнее. Здесь нужно выключать новостника и превращаться в рассказчика, будить в людях любопытство, самим совершать открытия и ненавязчиво отдавать эти новые знания".
Андрей Трофимов,
главный оператор телеканала "Продвижение"
главный оператор телеканала "Продвижение"
"Много проектов, которые запомнились за 10 лет. Это и "Арт-детективы", и "Высокий стиль", и "Сказки для взрослых", и многие студийные проекты, у нас был, например, замечательный утренний канал. Очень интересными были программы, связанные с командировками: "ЛИЦА", благодаря которой мы много поездили по стране. Вообще на телевидении интересно работать: мир и страну посмотрели, себя показали. На самом деле за 10 лет работа операторов не сильно изменилась, добавились только инструменты: фотоаппараты, слайдеры, стабилизаторы, коптеры, всевозможный свет. Работать стало интереснее, творческие задачи стали более сложные. Телеканал "Продвижение" для меня - это прежде всего люди, это мои коллеги-операторы, которые все эти годы со мной, и никто не ушёл от нас: все успехи и тяготы мы переживаем вместе".
Обращение к истории - одно из направлений многих проектов телеканала, с которым команда умеет работать. Среди лучших проектов, как отмечает директор Омской телевизионной компании Виктория Рубан, - интеллектуальное ток-шоу "Удивительное рядом", проекты "Обратный отсчёт", "Арт-детективы", "Сказки для взрослых", "Вкусно по ГОСТу".
"Сказки для взрослых", например, были смесью мифологии и культурологии (какие они с точки зрения психологии, у нас, к слову, есть подкаст). Проект рассказывал о том, откуда образ брал свои истоки, как менялся, как интерпретировался. Один из выпусков был посвящён русалкам. Их прототипом считается Мелюзина, женщина-змея, женщина-дракон. Съёмочная команда умудрилась поехать в пригород Франции, в город Лузиньян, у которого Мелюзина была покровительницей, туда, где люди верят в её существование, вспоминает автор программы Ольга Долгих. Жители не безумцы, нет, а просто живут в этой истории и искренне ею делятся. Тогда же телевизионщики начали активно использовать постановочные съёмки, потому что на ТВ всё нужно иллюстрировать. И ведьминский котёл делали, и использовали сухой лёд, чтобы пар шёл.
Лузиньян, Франция, где искали истоки легенд о русалках, а ещё нашли ретромодель Bentley
А "Обратный отсчёт" был более реалистичным, но с не меньшей фантазией для постановок. Он рассказывал о предметах советского быта. Появилась тенденция на обращение к прошлому, к ностальгии. Журналистам было не всегда просто. Что рассказать о пылесосе "Вихрь" или гранёном стакане, кроме сухих фактов, если ты сам из другой эпохи и для тебя они ничего не значат? Но люди, к которым они обращались, - художники, актёры, которым предлагалось просто вспомнить, как это было, - очень охотно отзывались. Они как будто в прошлое возвращались, вспоминали истории и всегда улыбались. Экспонаты приходилось искать по всей стране - по музеям, коллекционерам и инсценировать зарисовки. Зато теперь у телеканала своя коллекция предметов быта и гардероба времён СССР, которая используется во "Вкусно по ГОСТу" - программе о том, как сочетаются реконструкция и вкусные рецепты. То есть из одной программы вытекла другая.
Что особенно приятно, вспоминает автор программы Ольга Долгих, после окончания "Обратного отсчёта", а он длился не один сезон, а с 2017 по 2020 год, его перевели и показали за рубежом в рамках партнёрства с TV BRICS.
А что же дальше?
Если думаете, что телевизионные истории закончились, спешим разуверить. Во второй части нашего финального материала мы расскажем об идеях, смыслах и планах, а ещё окажемся в сердце телеканала - там, где бьются за каждую эфирную секунду и смотрят новые передачи раньше всех (и иногда могут спойлерить), составляют ежедневные плейлисты программ и круглосуточно следят за эфиром "Продвижения" в разных часовых поясах.
Перечисленные проекты 16+ | Программы "#КемБыть" и "Кадры" 12+
Фото предоставлены героями публикации