Одна из самых успешных программ телеканала "Продвижение" является ещё и одной из самых вкусных - проверено съёмочной командой. Пять сезонов, 240 килограммов продуктов, 375 приготовленных блюд и более 50 млн просмотров в сети. Всё это проект "Вкусно по ГОСТу", за которым стоят несколько человек, объединённых любовью к телевидению, еде, а ещё желанием исследовать суть эпохи, формировавшей особую культуру питания.
За кадром:
советская эпоха через знакомые с детства рецепты
Экспозиция
"Книга о вкусной и здоровой пище", "Кулинария", "Питание для всех" и внушительная стопка подшивок журнала "Общественное питание" времён СССР. В сокровищнице проекта "Вкусно по ГОСТу" можно найти раритетные рецепты за 1937 год, кухонную утварь, которую собирали с миру по нитке, шкаф-буфет, какой был у наших бабушек и прабабушек.
Но что бы вы ни думали, это проект не просто про еду.
Но что бы вы ни думали, это проект не просто про еду.
Виктория Рубан,
директор "Омской телевизионной компании", один из сценаристов проекта "Вкусно по ГОСТу"
директор "Омской телевизионной компании", один из сценаристов проекта "Вкусно по ГОСТу"
"Это программа о времени. Об эпохе, которая складывается не только из знаковых исторических событий, грандиозных строек, громких экономических и культурных реформ. Она складывается из рутинных "картинок" из жизни обычных людей: их настроения, самочувствия и реалий, которые формируют их повседневность. Набор продуктов в холодильнике, содержимое кастрюли на плите - важный штрих к портрету советской эпохи.
Государству было дело до всего: и даже в системе питания не было ничего случайного. Советский общепит существовал и развивался в русле исторической парадигмы, идеологии, которую тогда формировало государство. Индустриализация, целинная эпопея, кукурузная кампания - эти процессы затрагивали и сферу питания. Захотелось придумать передачу, в которой вся эпоха отражалась бы через кухню".
Государству было дело до всего: и даже в системе питания не было ничего случайного. Советский общепит существовал и развивался в русле исторической парадигмы, идеологии, которую тогда формировало государство. Индустриализация, целинная эпопея, кукурузная кампания - эти процессы затрагивали и сферу питания. Захотелось придумать передачу, в которой вся эпоха отражалась бы через кухню".
Продолжая серию материалов, посвящённых 10-летию телеканала "Продвижение", мы переносимся в 2019 год, когда был запущен проект "Вкусно по ГОСТу".
ретроспектива
“
Кажется, это карма,
Жизнь в журналистике она начинала с должности корреспондента криминальной передачи, но неожиданно для самой себя пришла к булочкам, тортикам и истории советского питания.
Фарфоровая кружечка для кофе. Советская, между прочим
Фирменная кружка "Вкусно по ГОСТу"
Фото со съёмок. В кадре автор Юля Боброва и продюсер Кристина Зенова
Вышивка с изображением Фриды Кало, любимой художницы
Книжки про кулинарию
Сборники рецептур
Юлия Боброва,
автор идеи, ведущая программы "Вкусно по ГОСТу" (2019-2020 годы)
автор идеи, ведущая программы "Вкусно по ГОСТу" (2019-2020 годы)
"Я с детства знала, что такое общепит. Моя мама в советское время работала заведующей производством, а в 90-е - директором столовой. Я бывала у неё на работе, видела, как это всё происходит, как делают все эти кремовые розочки на тортах, как жарят котлеты. А когда дома собирались компании, как это было популярно в то время, видела, какие шикарные блюда готовит мама, как домашние, так и "показательные" - строго по сборнику рецептов.
Это, наверное, судьба: спустя столько лет самой заняться историческим аспектом общепита. Я даже нашла фотографию, сделанную перед стартом проекта, где я стою такая счастливая, держа в руках две огромные книжки про кулинарию и сборник рецептур, которые передала мне мама".
Это, наверное, судьба: спустя столько лет самой заняться историческим аспектом общепита. Я даже нашла фотографию, сделанную перед стартом проекта, где я стою такая счастливая, держа в руках две огромные книжки про кулинарию и сборник рецептур, которые передала мне мама".
Как вспоминает Юлия Боброва, в то время канал искал идеи для новых программ. Одной скромной строчкой журналистка среди прочих указала программу про еду, эстетику СССР "докрутили" позже. "Вкусно по ГОСТу" начинался с 15-минутной передачи, в которой было четыре рецепта с небольшими историческими справками.
Словно торт "Рыжик", с каждым сезоном программа становилась многослойнее и в итоге ощутимо трансформировалась и масштабировалась. Реконструкции советского быта в специально созданных декорациях, командировки в разные города, имеющие отношению к теме очередного выпуска, документальная хроника, собранная по кусочкам, и, собственно, те самые рецепты.
Словно торт "Рыжик", с каждым сезоном программа становилась многослойнее и в итоге ощутимо трансформировалась и масштабировалась. Реконструкции советского быта в специально созданных декорациях, командировки в разные города, имеющие отношению к теме очередного выпуска, документальная хроника, собранная по кусочкам, и, собственно, те самые рецепты.
СПАСИБО НАШИМ ПОВАРАМ ЗА ТО, ЧТО ВКУСНО ВАРЯТ НАМ!
"Мое первое приготовленное блюдо - картофель в мундире. Тогда у меня заболела мама и мне нужно было что-то приготовить. Кое-как затопила печку, даже не помню, мыла ли я картофель. И когда я увидела глаза своей мамочки, поняла, какая это радость, когда ты готовишь, а люди получают от этого удовольствие.
В советское время основным документом был сборник рецептур. Нам даже говорили, что это библия. Были некие замены продуктов, но опять же согласно сборнику. Помню такое блюдо, как "Котлета яичная", и мы её готовили только с разрешения.
Питание было верным, правильным, нужным. Все могли себе позволить питаться хорошо - начиная с детского сада и приходя в ресторан, будучи взрослым. Конечно, не каждый мог его посетить, но это действительно было праздником".
В советское время основным документом был сборник рецептур. Нам даже говорили, что это библия. Были некие замены продуктов, но опять же согласно сборнику. Помню такое блюдо, как "Котлета яичная", и мы её готовили только с разрешения.
Питание было верным, правильным, нужным. Все могли себе позволить питаться хорошо - начиная с детского сада и приходя в ресторан, будучи взрослым. Конечно, не каждый мог его посетить, но это действительно было праздником".
"Признаюсь честно, в выборе профессии была доля меркантильности. Торговый институт (который готовил специалистов по товароведению и общепиту, - прим. ред.) в то время был одним из престижных. Когда я пришла работать, я не была поваром, а только контролировала процесс. Шаг влево или вправо вообще не допускался. И только в 90-е мы могли что-то изобретать, но не для массового производства, а, к примеру, если нужно было накормить какую-то комиссию.
Сейчас работать в общепите намного интереснее. Во-первых, очень разнообразное сырьё, можно делать различное оформление. Во-вторых, поварской труд стараются механизировать, много современного оборудования. К советской системе питания отношусь всё равно положительно. Те блюда действительно были вкуснее, но сегодня очень широкий ассортимент, и новые блюда вкусны по-своему".
Сейчас работать в общепите намного интереснее. Во-первых, очень разнообразное сырьё, можно делать различное оформление. Во-вторых, поварской труд стараются механизировать, много современного оборудования. К советской системе питания отношусь всё равно положительно. Те блюда действительно были вкуснее, но сегодня очень широкий ассортимент, и новые блюда вкусны по-своему".
Здесь Людмила Малкова рассказала о том, правда ли раньше было вкуснее, о "библии" для советских поваров и о том, какие шалости мог себе позволить работник общепита.
Здесь Тамара Подольская рассказала, куда отправляли на практику технологов пищевой промышленности в СССР и как приходилось взбивать сливки в морозильной камере.
Здесь Людмила Малкова рассказала о том, правда ли раньше было вкуснее, о "библии" для советских поваров и о том, какие шалости мог себе позволить работник общепита.
Здесь Тамара Подольская рассказала, куда отправляли на практику технологов пищевой промышленности в СССР и как приходилось взбивать сливки в морозильной камере.
Любое приготовленное блюдо вызывает аппетит. Устоять, как сознаются члены съёмочной группы, очень сложно. Особенно, когда готовят выпечку: запахи невероятные! Это съедается с огромным удовольствием. В процессе приготовления повара иногда позволяют отступления от "канонических" рецептов (не 30-е же годы, в конце концов, за окном), чтобы адаптировать рецепт под современность и каждый мог приготовить его у себя дома.
Лина Свидерская,
режиссёр монтажа
режиссёр монтажа
"Работа над исторической частью является сложным и многоэтапным процессом. Нам нужно не только подобрать хронику, но и выписать пофрагментно, очень внимательно, чтобы потом закупить. Мы не можем брать всё, что нам захочется. Как и у музыки, у всего есть авторское право. За пять лет работы у нас накопился и свой архив, из него тоже подбираем нужные фрагменты. Иногда бывает так, что ты помнишь какой-то кадр, который идеально подойдёт, но не можешь его найти, потому что файлов уже очень много. Листаешь туда-сюда, со второго-третьего раза находишь и очень этому радуешься".
В проекте есть негласное правило: для наполнения программы изучать исторические источники, искать информацию в архивах, в дневниках и воспоминаниях людей, заставших советское время.
В этих почти научных изысканиях порой всплывают такие факты, о которых до сих пор мало кто знает. Например, прежде чем создавать народный комиссариат пищевой промышленности, центральный орган управления, регулировавший советский пищепром, делегация из СССР почти на полтора года отправилась в США, чтобы посмотреть, как устроена система общественного питания за океаном. Так, в 30-х годах в СССР появились первые холодильники. Сначала это были промышленные агрегаты, а в послевоенное время - уже и бытовые. Ярких моментов набирается гораздо больше, чем может уместить сценарий и хронометраж.
В этих почти научных изысканиях порой всплывают такие факты, о которых до сих пор мало кто знает. Например, прежде чем создавать народный комиссариат пищевой промышленности, центральный орган управления, регулировавший советский пищепром, делегация из СССР почти на полтора года отправилась в США, чтобы посмотреть, как устроена система общественного питания за океаном. Так, в 30-х годах в СССР появились первые холодильники. Сначала это были промышленные агрегаты, а в послевоенное время - уже и бытовые. Ярких моментов набирается гораздо больше, чем может уместить сценарий и хронометраж.
"Здорово, что все наши программы у людей вызывают какие-то воспоминания. В комментариях они делятся: а помните пекарню у вокзала? А помните такую-то чебуречную? А помните детское кафе на бульваре Нефтяников в Баку? Это живые свидетельства того, что было на самом деле. В какой-то момент тебя эти личные истории так затягивают, что напишешь 6-7 листов сценария, а нужно сдать 4 максимум. Режешь по живому, по эмоциям, по своим собственным и по зрительским. Но я по-прежнему уверена, что лучшее - враг хорошего. Или, как говорил Владимир Ильич Ленин, "лучше меньше, да лучше".
"Как всё классно сделать? Каждое "да ладно, так тоже пойдёт" на съёмках потом становится [чем-то нецензурным] на монтаже. Нужно добиваться, чтобы каждый дубль был не просто "неплохим". От ошибок, конечно, никто не застрахован, но нужно фокусироваться на работе и делать её качественно. Если делом дорожишь, любишь проект, то всё классно получается. Если относишься постольку-поскольку, то такая халатность может выйти боком. Как мне однажды сказали, режиссёр - это профессия, в которой нужно уметь вычитать, выбрасывать лишнее. Несмотря на все эти сложности, проект остаётся любимым".
Летающие тарелки, укатывающиеся со стола скалки, падающие крышки от кастрюль - этим на площадке уже никого не удивить. Однажды готовили пиццу по-советски. Да, в конце 80-х в СССР была пицца. Но получилось настолько шикарное пышное тесто, что из духовки вышла пицца-пирог. А в другой раз во время съёмок реконструкции нужно было сделать газировку с помощью сифона - культового и привычного советским людям аппарата для газирования воды. Для некоторых знакомство с этим устройством произошло впервые, и без сладкой лужи на полу не обошлось.
В отличие от того же советского кваса, который приходилось днями настаивать и бродить вокруг него в нетерпении, результаты проекта не заставили себя долго ждать. Вложения команды окупились впечатляющими цифрами. Представьте, выпуск о производственных столовых в СССР набрал 1 миллион просмотров, а о советском фастфуде - 2,4 млн.
"Мы иногда смотрели на все эти цифры с многочисленными нулями и думали: "Ничего себе!" Проект действительно выстрелил. С другой стороны, когда ты видишь огромное количество комментариев, которые, будем честны, бывают и позитивные, и негативные, ведь люди имеют право на своё мнение, то ты понимаешь, что уровень ответственности становится выше. Хочется подать информацию ещё лучше и интереснее, чтобы не разочаровать своих зрителей".
"Это проект не про еду и даже не про советскую историю, а больше про ностальгию, про эмоции, про хорошее, доброе, вечное. В нём есть больше, чем сухой рецепт, который ты прочитал или посмотрел в сети. Зрители чувствуют сопричастность, вспоминают своё прошлое, свою семью. Личность повара и ведущего в нашем случае очень важны, потому что они пробуждают эти ассоциации. Человеку агрессивному не стоит делать такую программу, потому что он не сможет передать тепло зрителю".
"Командировки - это всегда интересно, не меньше, чем работать на кухне. Москва и Питер - основные города, где мы снимали. Исходили их вдоль и поперёк. В день приходилось наматывать по 10-20 км пешком. Запоминающимися командировками были поездки в Карелию, где такая самобытная национальная кухня, про которую интересно рассказывать, интересно о ней с людьми общаться, поездки, конечно, в Татарстан, Казань - эчпочмаки и так далее".
"Помещение довольно-таки быстро разогревается до высокой температуры, от этого и дышать нечем, и устаешь больше. Мама как-то посмотрела передачу про молдавскую кухню и такая: "Давай приготовим мамалыгу". Но мама не понимала, насколько это энергозатратно, потому что мы замешивали эту мамалыгу около двух часов. Оказалось, это нет так-то легко, нам приходилось меняться. Но блюдо класс".
Мамалыга - круто заваренная каша из кукурузной муки или крупы.
Клиффхэнгер
В сборнике рецептур, который был центром вселенной советского общепита, больше тысячи рецептов. Но сложность продолжения проекта в том, что идеология того времени была рассчитана на стандартизацию кухни.
Да, Советский Союз был многонациональной страной, и нельзя было отказывать людям в их традиционных вкусовых пристрастиях. Поэтому блюда национальных кухонь вывели на всесоюзный уровень, благодаря чему в Сибири полюбили и чахохбили, и узбекский плов, а в Узбекистане знают, что такое пельмени и украинский борщ.
Да, Советский Союз был многонациональной страной, и нельзя было отказывать людям в их традиционных вкусовых пристрастиях. Поэтому блюда национальных кухонь вывели на всесоюзный уровень, благодаря чему в Сибири полюбили и чахохбили, и узбекский плов, а в Узбекистане знают, что такое пельмени и украинский борщ.
Тем не менее зрители подмечали, что полтавская котлетка, поданная на подушке картофельного пюре, а не с рисом, как в столовой какого-нибудь металлургического комбината, по-прежнему осталась полтавской котлеткой. К сожалению или к счастью, она была во всех союзных республиках.
Виктория Рубан,
директор "Омской телевизионной компании", один из сценаристов проекта "Вкусно по ГОСТу"
директор "Омской телевизионной компании", один из сценаристов проекта "Вкусно по ГОСТу"
"Интерес ко многим процессам из СССР находится на гребне очередной волны. Всё познаётся через призму времени, "большое видится на расстоянье", и теперь когда нас с этой эпохой разделяет более чем 40 лет, есть возможность взглянуть на неё непредвзято: без хаянья 90-х, без равнодушия нулевых. Многое в том времени было разумно, многое нет, но если вернуться к еде, то хотя бы тот факт, что редкий советский человек страдал от избыточного веса, подтверждает, что тема общественного питания не зря была под постоянным контролем различных институтов, министерств, комитетов и комиссий".
Признаться, команда уже не раз думала, что очередной сезон будет последним, потому что всё-таки это сложный проект и в наборе контента, и в производстве. Но нет. Сегодня создаются сценарии для шестого сезона, идёт активная съёмка, режиссёр и ведущий уже в разъездах. Что такое освоение целины? Как устроен флот? Что такое строительство Магнитогорского металлургического комбината? Как питались люди, которые в самых сложных бытовых условиях меняли жизнь в огромной стране? На эти и другие вопросы ответят в новом сезоне.
"У нас собралась такая команда, которая и горит, и живёт этим проектом. От этого ты тоже загораешься. Если даже что-то не получается, опускаются руки - есть ребята, которые поддержат, подстрахуют. Понимание того, что мы делаем и для кого мы делаем, даёт лучшие эмоции и мотивирует работать".
"Иногда, пересматривая старые выпуски, мы думаем, как всё-таки мы выросли. Как в любой команде, у нас иногда бывают споры, но мы очень дружны, зачастую понимаем друг друга с полуслова. В первую очередь проект дал людей, профессионалов, с которыми безумно приятно работать".
А сколько за последние пять лет испробовали новых рецептов вы? Не повторяться, когда снято 107 выпусков, становится всё сложнее. Но авторы надеются нас удивить, чтобы услышать по ту сторону экрана заветное: "Вау! Я непременно хочу это попробовать".
РЕЦЕПТ, ОТ КОТОРОГО ЁКНУЛО СЕРДЕЧКО
В соцсетях программы можно найти все выпуски и рецепты блюд!
Смотрите специальный выпуск, где можно можно узнать все подробности создания программы и поближе познакомиться с командой проекта.
Фото предоставлены героями публикации