За любой победой скрывается история, главный герой которой - человек и, возможно, даже не один. Продолжая редакционный проект, посвящённый 10-летию телеканала "Продвижение", мы "забрались" в заповедные места Приморского края и 2017 год. Получилось символично, ведь проект, принёсший одну из самых почитаемых ТВ-наград, связан с заботой о природе.
За кадром:
как рядовая задача обернулась телевизионным "Оскаром"
Экспозиция
Вокруг обрывистый утёс, песчаный берег, пенистое море. Именно здесь вышла на связь автор программ, телеведущая Марина Ларикова. Статус "в декрете" не всегда означает привязку к дому или отсутствие рабочих проектов.
То же случилось в 2017-м. Отпуск по уходу за первым ребёнком совпал с созданием серии межпрограммных роликов "Исчезающая планета". В честь Года экологии их посвятили млекопитающим и птицам, занесённым в Красную книгу России. Каждое видео коротко, но красочно и эмоционально рассказывало о возникновении вида и причинах его вымирания.
МАРИНА ЛАРИКОВА,
автор программ
"Я была в декрете со старшей дочерью и работала на полставки. Меня привлекали к решению самых разных задач, так как отдельный проект в полставки не влезал. Так мне поручили написать сюжеты к роликам "Исчезающая планета". Помню, писала эти сценарии по ночам, когда дочь засыпала. Ничего не изменилось, я и сейчас больше "ночной житель".
ретроспектива
Как вспоминает автор сюжетов, в создании текстов к роликам её не ограничивали ничем, кроме минутного хронометража и понимания, что это возможно нарисовать. Главные герои - животные - отбирались исходя из любопытных фактов о них, а образы продумывались так, чтобы получилась красочная картинка.
Юлия Суворова,
начальник отдела эфирного анонсирования
"Мы с коллегами поддерживали российские природоохранные проекты по сохранению редких видов диких животных. И когда 2017 год был объявлен Годом экологии, единогласно решили, что сделаем проект о том, как важно бережно относиться к природе и помнить, что человек – это не единственный житель Земли. Серию роликов назвали "Исчезающая планета", потому что, если однажды не станет животных и птиц, разрушится вся экосистема и наш мир станет совершенно другим местом".
Так персонажами стали филин, степной орёл, беркут, реликтовая чайка, утка-мандаринка, леопард, амурский тигр, манул, красный волк, песец, белый медведь, перевязка (вид млекопитающих из семейства куньих), горбатый кит и серый кит, морж, нерпа, выхухоль, зубр, лошадь Пржевальского, алтайский горный баран, северный олень. Сюжетов, кстати, набралось больше, чем нужно было.
МАРИНА ЛАРИКОВА,
автор программ
"Я предложила дизайнерам самим выбрать "кто больше нравится". Мне-то нравились все <…>. Я брала, допустим, семейство кошачьих и выбирала несколько видов. Или несколько разновидностей китов. Они все такие классные, я не могла ни от кого отказаться. Про какого-то кита мы сделали в итоге ролик, а про какого-то нет, но это понятно, не было смысла делать про двух похожих".
В итоге получился 21 видеорассказ о том или ином обитателе животного мира. Утка-мандаринка, например, восстанавливаемый вид. А вот с манулом и красным волком всё сложнее. Представитель кошачьих является уязвимым и редким. Среднемноголетняя плотность популяции составляет всего 4-8 особей на 100 кв. км. Красный волк и вовсе, вероятно, исчез на территории России, отмечает Красная книга. В странах Азии, в которых вид ещё сохранился, он обитает в основном на охраняемых территориях.
Над "Исчезающей планетой" работала целая команда, проект получился трудоёмким. Около двух месяцев заняло написание текстов, параллельно в течение года создавались акварельные персонажи и бэкграунды, оцифровывались, анимировались и озвучивались актёрами омских театров.
Сложнее всего, поделилась старший дизайнер Ксения Щербинина, было с первыми роликами: на них отрабатывались технические моменты, пытались понять, как лучше выстроить работу, чтобы максимально оптимизировать процесс. Но в целом всё шло максимально комфортно, "проект держал до последнего отрисованного кадра".
Ксения Щербинина,
старший дизайнер
"Очень нравилось, что "Исчезающая планета" сочетает в себе возможности как традиционных техник (акварельная живопись), так и цифровых (обработка в Photoshop, анимация в AfterEffects). Это добавляет душевности, теплоты. Интересно было собирать референсы, читать про таких разнообразных героев роликов, восхищаться их красотой, сложностью, необычностью.

Какие-то животные были хорошо знакомы (манул, амурский тигр), какие-то раскрылись с новой стороны (выхухоль, красный волк, серый кит) или стали открытием для меня лично (дрофа-красотка, перевязка). Сложно выбрать фаворита, но, пожалуй, это амурский тигр - невероятный красавец, манул, заставший ещё мамонтов, выхухоль - водяной крот с интересным образом жизни и историей".
  • Андрей Желиостов,
    дизайнер
    "Все запомнили этот проект как серию красивых акварельных зарисовок, я же запомнил каждый ролик как 60-70 слоёв в 3D-пространстве, которые нужно было анимировать! Это был невероятно интересный опыт, полный гордости от причастности к чему-то большему!"
  • Анатолий Бекишев,
    старший дизайнер
    "Наши звери такие красивые, что их просто невозможно рисовать без души, и необязательно быть художником-анималистом. Делались цветные иллюстрации, анимировались, так что небольшой анимационный фильм получился. Это было просто великолепно".
Всё было не зря. В 2017 году "Продвижение" запустило круглосуточную онлайн-трансляцию на собственном сайте, ролики можно было увидеть не только по телевизору, но и на компьютере или смартфоне. И в том же году проект заслужил бронзового Орфея в номинации "Телевизионный дизайн".
Анатолий Бекишев
Александр Головко
Юлия Суворова
Ксения Щербинина
Александр Головко,
руководитель дизайн-студии до 2021 года
"По легенде, акварель в качестве основного решения была выбрана потому, что эти краски так же со временем выцветают и пропадают с листа бумаги, как и редкие животные. На самом деле заместитель директора однажды пришла в дизайн-студию со словами: "Ребята, у меня тут со школы осталась коробка ленинградской акварели, вам не нужно для чего-нибудь?". Художники по этапам рисовали изображения, результат каждого этапа сканировался, собирался, чтобы потом с помощью компьютерной графики можно было воссоздать технику рисования акварелью. Я с удовольствием запускал и оттачивал процесс работы на пилотном ролике, а потом уже Андрей Желиостов анимировал всю серию".
Статуэтка стала второй для "Продвижения". Предыдущая - за межпрограммные ID-заставки "Год российского кино". Кроме "ТЭФИ-Регион", в копилке канала за 10 лет работы есть награды Международного фестиваля "Русский путешественник", Всероссийского конкурса "Моя земля – Россия", Международного кинофестиваля Viva Film Festival, Национальной премии в области спутникового, кабельного и интернет-телевидения "Золотой Луч", конкурса в области телевизионного маркетинга, продвижения и дизайна "МедиаБренд".
Клиффхэнгер
Ролики о планете исчезающей, но которую так хочется сохранить, выходили в эфир с 2017 по 2019 год. Их и сегодня можно найти на видеохостингах.
  • Спасибо, это прекрасно!
    Комментарий пользователя
  • Очень интересный проект. Мы с ребятами изучаем экологию юга Красноярского края.
    Комментарий пользователя
Ксения Щербинина,
старший дизайнер
"Пересматривая сегодня материалы, я испытала ностальгию. Есть недостатки, есть моменты, которые хотелось бы исправить, сейчас что-то было бы сделано по-другому. Но, несмотря ни на что, проект очень близок сердцу. Я с большой теплотой вспоминаю о нём и думаю, как же удивительна и разнообразна природа".
МАРИНА ЛАРИКОВА,
автор программ
"В моей работе мне всегда больше нравится процесс, результат уже как побочный его эффект. Не предполагала и не думала [о потенциальных статуэтках и обратной связи]. Это была очередная рабочая задача, хотя и очень интересная. Думаю, это болезнь всех журналистов: сколько раз пересматриваешь, столько находишь, что улучшить. Поэтому я стараюсь не возвращаться к старым работам".
На вопрос о том, не хочется ли показать проект подрастающим девочкам, автор призналась, что до сих пор не задумывалась об этом. Но... "может, и покажу. Старшая дочь хочет стать ветеринаром по экзотическим животным", - добавила журналист, оставив эту дверцу приоткрытой.
Фото предоставлены героями публикации