За кадром:
как почувствовать себя Гендальфом, завоевать сердце и отправить публику в симфонический космос

Все 10 лет роста телеканала "Продвижение" сопровождались красивым звучанием. Как шагать по жизни не только с песней, но и с оркестром, придумывать и реализовывать проекты, зарождающие в сердце зрителя любовь к музыке? Сегодня мы расскажем о синтезе творчества и телевизионных технологий.
Сергей РИЧКО,
генеральный директор телеканала "Продвижение"
"Телеканал "Продвижение" поддерживает творческие проекты и уделяет особое внимание развитию культурных инициатив. Мы верим, что музыка - это универсальный язык общения, поэтому наш канал всегда открыт для совместных проектов с симфоническими и камерными коллективами, а также создателями и артистами мюзиклов. Театр и литература, изобразительное искусство и документальное кино все эти годы также вдохновляли нас на создание контента, который зародит в сердцах зрителей любовь к творчеству. Цель нашего телеканала - служить источником вдохновения и позитивной энергии. Мы стремимся создавать эфир, который наполняет жизнь зрителей красотой и оптимизмом".
Среди статусных статуэток, свидетельств профессионального признания за все 10 лет, у телеканала "Продвижение" есть награда, которая напоминает о том, что жить нужно… по сердцу. Это премия национального фестиваля "Музыкальное сердце театра", полученная в 2021 году - за партнёрство.

Если любишь своё дело, то работа 24/7 в чужом городе не испугает, а просто заставит твоё сердце биться в такт красивой музыке. Впрочем, мы забегаем вперёд… Ещё в 2017 году программа "Михаил Казиник "Обнимаю вас музыкой", созданная командой телеканала, стала номинантом Всероссийского телевизионного конкурса "ТЭФИ-Регион". Главным героем стал известный скрипач, искусствовед, лектор, культуролог и музыковед Михаил Казиник, выступивший в Омске с лекцией-концертом "Три века музыки". Начало серии успешных музыкальных проектов было положено.

"ПЕСНЯ НА ПЕСНЮ"
Возможно, в 2024 году кавер-проектами никого не удивишь, это излюбленный и проверенный последним временем формат на федеральных каналах, но в 2020 году, после потрясений пандемии, в Омске решили сделать то, на что раньше здесь никто не решался замахнуться: запустить кавер-битвы между музыкантами, никогда прежде не встречавшимися в рамках одной афиши.
Екатерина Вельц,
соавтор и ведущая проекта "Песня на песню"
"Мы действительно были в каком-то смысле первопроходцами, именно в Омске, на канале "Продвижение" запустили кавер-шоу, где состоялись батлы между группами разных направлений. Тогда тема каверов только набирала обороты, захотелось подхватить эту волну, чтобы омские музыканты вышли за пределы своих концертных площадок, своих возможностей. Захотелось дать им поле для эксперимента.

Оказалось, что сами музыканты не только готовы, но и ждали этого очень давно. Они ринулись с большим энтузиазмом, несли потрясающие идеи, уникальное звучание. Отклик был потрясающий. Даже после проекта музыканты-участники создавали коллаборации на основе этого опыта. Появились ответвления в интерпретации омских групп, они объединялись, делали совместные концерты, записывали клипы".
В проекте "Песня на песню" и металлисты, и фольклористы могли, преодолев снобизм и жанровые барьеры, познакомиться друг с другом, посоревноваться и перенять интересные решения друг у друга. Подсказки и советы в качестве жюри давали заслуженный артист России Александр Олешко, композитор Григорий Гладков, оперный и эстрадный певец Дмитрий Янковский и музыкальный продюсер, директор группы "Мираж" Андрей Маликов. Даже они порой удивлялись саунд-экспериментам, которые устраивали омские артисты, отметила Екатерина Вельц.
Дарья Нециевская,
Руководитель отдела продюсирования, куратор проекта
"Проект "Песня на песню" стал для нас большим вызовом и во многом сюрпризом. Честно говоря, когда первый раз мы услышали об идее, не было уверенности, что мы сможем её реализовать - по разным причинам. Но это первый большой кейс, когда мы работали в коллаборации со сторонними коллективами и людьми, которые не являлись сотрудниками телекомпании. Это Марина Давыдова, Катя Вельц, Вячеслав Дюднев. Получилось сложно, но хорошо, очень интересно и увлекательно. Нам удалось тогда познакомиться с большим количеством музыкантов в Омске. Есть такая сила творчества, которая несёт человека через все трудности. И отдельное спасибо идеологу-вдохновителю Александру Ушакову, что доверил тогда мне эту очень сложную, большую историю, с которой, я считаю, мы справились. Это было здорово".
Масштабный проект, работа над которым велась командой телеканала около года, стал настоящим прорывом в музыкальной жизни региона. Завершение соревновательной дистанции отметилось большим офлайн-выступлением в Концертном зале, а потом фееричной вечеринкой - в ночном клубе. Многие каверы зажили своей жизнью. Разлетелся не только по Омску, но и за его пределами трек Credo российской поп-певицы Zivert, перепетый в этностиле проектом Kanva. Хитовым стал кавер на песню "От винта" из "Смешариков" (0+) от группы "СуперGood" в жанре СКА. Завирусился выпуск, посвящённый камерной музыке, где в оперной манере исполнили и советскую эстраду "На теплоходе музыка играет", причём на итальянском языке, и эксцентричный "Ленинград" - "За рулём кабриолета я врубаю Летова".

"НЕЛЁГКИЙ ЛЁГКИЙ ЖАНР"
С 2021 года начались серьёзные отношения с "Нелёгким лёгким жанром" - так называлась программа, посвящённая всем граням мюзиклов страны. Идея её создания принадлежала телеканалу "Продвижение" и проекту Musical Lover. Автором и ведущим выступил известный российский театральный режиссёр, неоднократный лауреат премии "Золотая Маска" Алексей Франдетти. Он же стал гостем программы Musical Lover и ведущей проекта мюзикл-блогера, на тот момент студентки театроведческого факультета ГИТИСа Екатерины Поляковой.
алексей Франдетти,
режиссёр, лауреат национальной театральной премии "Золотая маска"
"Огромное спасибо всем тем, кто причастен и к нашей замечательной программе "Нелёгкий лёгкий жанр", и непосредственно к продвижению этого жанра. На протяжении, наверное, последних пяти лет каждая моя премьера - будь то Большой театр, будь то театр "Ленком", будь то Малый театр - где угодно, рядом со мной телеканал "Продвижение", и каждый материал сделан с огромной любовью и к нашему общему делу, и к тому, что мы репетируем и показываем на премьере. Здорово, когда и в эфире, и за кадром люди являются фанатами своего дела, такими ударенными на голову. Я сам ударенный на голову, и это здорово, когда ты оказываешься в такой компании. Огромное спасибо "Продвижению" - за продвижение!"
Сергей Деменский,
генеральный продюсер телеканала "Продвижение", куратор проекта "Нелёгкий лёгкий жанр", автор и ведущий программы "Широкий взгляд"
"У каждого времени есть своя театральная парадигма, и сегодня, безусловно, её доминантой является музыкальный театр в целом и мюзикл в частности. "Нелёгкий лёгкий жанр" стал моим личным проводником в мир музыкальных постановок, благодаря которому мне удалось побывать во многих театрах России, не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Перми, Новосибирске, Екатеринбурге. Я стал свидетелем того, насколько любим этот жанр на всей территории нашей необъятной страны.

Вообще, работа над проектом "Нелёгкий лёгкий жанр" стала для меня своеобразным исследованием, которое позволило понять, как отдельный конкретный спектакль может оказать влияние на культуру в целом, как через определённый жанр интегрируются культуры, как происходит их взаимообогащение. Это как работа художника-постановщика влияет, например, на национальную моду, как генерируются различные смыслы, как спектакль считывает общественные настроения и вместе с тем формирует общественные ожидания. Технологические решения постановок соответствуют месту и времени, и многие решения в результате работы над этой программой родились именно на театральной сцене".

"МУЗЫКАЛЬНОЕ СЕРДЦЕ ТЕАТРА"
Пока кто-то постигал любовь мюзикловую, телеканал участвовал в перезапуске "Музыкального сердца театра". Это национальный фестиваль и одноимённая премия, которая с 2006 года развивает направления современного музыкального театра и отмечает его достижения во всём жанровом разнообразии. С 2021 года проект получил новую жизнь и стал проводиться по принципу ротации регионов. Так, в 2021 году местом действия стал Новосибирск, а телеканал "Продвижение" - главным информационным партнёром, подготовив цикл "дневников" о каждом дне фестиваля и масштабную трансляцию финала премии.
Сергей РИЧКО,
генеральный директор телеканала "Продвижение"
"Фактически телекомпания должна была "переместиться" из Омска в Новосибирск. Нужно было выпускать ежедневные дневники, а такой большой объём информации перенаправлять на тот момент не представлялось возможным. Но нам нравятся сложные задачи. Ты нарабатываешь опыт, находишь варианты, как можно реализовать задумку, как оптимизировать работу, как перенастроить логистику, подход. Поэтому было принято решение перевезти в Новосибирск две монтажные станции. Они фактически были развёрнуты посреди гостиничных номеров. Плюс ежедневно с 8 утра начинала работать наша передвижная телевизионная станция (ПТС)".
Работа на фестивале "Музыкальное сердце театра" в городе Новосибирске стала настоящим приключением для команды и испытанием на стрессоустойчивость и корпоративность.
Ольга Анохина
Видеоинженер
"Видеоинженеры очень редко бывают в командировках. Несмотря на трудности ночного монтажа и бессонных ночей, было очень интересно. Чувствовался командный дух, большая ответственность. Днём операторы с журналистом снимали репетиции, мастер-классы, интервью, а вечером - сам спектакль. Привозили без промедления на монтаж. Было очень мало времени, чтобы написать текст, смонтировать сюжеты, собрать передачу в единое целое.

Студия монтажа была импровизированная, оборудована специалистами нашей телекомпании прямо в номере отеля. В самой большой комнате стояли столы, привезённые из Омска компьютеры, пульты и микрофон. Согласовывали с администрацией отеля, как провести интернет и улучшить его качество. Готовую программу отправляли в Омск, а на следующий день она уже была в эфире! Для этого работали по сменам. Один человек поздно вечером спать ложился, смонтировав половину сюжетов, а другой - монтировал вторую половину и до утра собирал передачу целиком. Сон улетучивался, пока работала голова. Удавалось поспать пару часов, а потом приводили себя в порядок и выходили красивые к завтраку.

Пока монтировала, я получала массу впечатлений, словно сама побывала на всех спектаклях. Столько талантов! Столько театров, уникальных и необычных постановок! А зрители какие благодарные!"

Софья Халиулина

Продюсер fashion-съёмок, в прошлом - журналист телеканала "Продвижение"
"Это была моя первая журналистская командировка в другой город. И от этого незабываемая. Особенная атмосфера - жить с коллегами в отеле, записывать закадровый голос, накрывшись одеялом, чтобы не было эха, и ежедневно посещать гримёрки и закулисье лучших театральных трупп. Вайб, как будто ты вдруг оказался в лагере, - только со взрослыми. Я уже давно отошла от журналистики, освоила новую профессию, но если будет возможность - я не откажусь поехать снова на подобный проект".
Сергей РИЧКО,
генеральный директор телеканала "Продвижение"
"Эффектным нюансом финала, добавившим телевизионщикам сложности, было то, что зрители сидели на сцене, а всё действо происходило на небольшой сцене, устроенной между рядами. Мы обеспечивали трансляцию закрытия, предоставляя наших специалистов и техническое оборудование главному режиссёру и постановщику из Москвы. Работали 13-14 камер, коптер, летавший по залу. Чувствовалась разница в манере работы - их вальяжность, неторопливость, и наше чёткое - приехать, собрать ПТС, отбить камеры и быть готовыми в любой момент. Монтаж предстоял нам в Омске. Правки были минимальные, поскольку всё было достаточно профессионально подготовлено и снято".
Художественный руководитель Московского театра мюзикла, академик премии Михаил Швыдкой объявил телеканал "Продвижение" лауреатом премии "Музыкальное сердце театра" - "За партнёрство". Эксперты высоко оценили системную, последовательную работу канала по популяризации и продвижению музыкально-театрального жанра, представленную программами: "Нелёгкий лёгкий жанр" с Алексеем Франдетти, Musical Lover с блогером Екатериной Поляковой, специальным проектом "Место действия. Театр", посвящённым премьерам фестиваля.

"ОПАСНЫЕ СВЯЗИ"
В 2023 году музыкальный Омск увидел нечто ранее неизвестное. Musical Universe представил новые стандарты постановки мюзикла в России в мультимедийном прочтении проекта "Опасные связи" Театральной компании Глеба Матвейчука и Омского государственного музыкального театра при поддержке телеканала "Продвижение", "Радио Сибирь" и портала "Омск Здесь".
Рена Берег,
режиссёр проектов телеканала "продвижение",
специального репортажа, посвящённого мюзиклу "Опасные связи"
"Задачу сопровождения постановки "Опасных связей" в Омске нам с автором проекта Еленой Погарской поставили за полтора месяца до премьеры, так что время на подготовку, в том числе знакомство с первоисточником и разными его сценическими версиями, у нас было. Но поскольку сам спектакль создавался в непривычном для города постановочном формате и темп производства был очень высоким, на съёмки нам оставалось всего лишь две недели.

Концепция фильма о нём как "премьера в семи письмах" довольно органична, поскольку "Опасные связи" Шодерло де Лакло - роман в письмах. Непросто шла работа над графическими решениями, но то, что в итоге нашлось, показалось очень удачным: например, в цитатах из романа, возникающих на экране как тема следующего письма-главы. В соответствии с этими же принципами тайной связи всего со всем при записи интервью с участниками проекта мы расположились в не самом очевидном уголке прекрасного здания Музыкального театра, где синий и красный свет на решётке кованых ворот создавал как будто некую вуаль, а две малозаметных фигуры на заднем плане (костюмные манекены театрального музея!) добавляли образности".
И кино, и театр уже не раз обращались к истории, созданной в 18 веке в стиле личной переписки о фальши, страсти и, конечно, любви. Для погружения в неё омской публики с нуля создавались декорации, костюмы, балетные номера и даже по-новому ставились голоса артистов театра. Как отмечал композитор и режиссёр-постановщик "Опасных связей" Глеб Матвейчук, "в творчестве надо работать просто: изучать правила и нарушать их. Иногда надо выпускать внутреннего революционера". План удался, зрительный зал рукоплескал.
Рена Берег,
режиссёр проектов телеканала "продвижение"
"До премьеры спектакля мы двигались параллельно с командой постановщиков - снимали репетиции, процессы пошива костюмов, работы со светом, декорациями и прочее. Но точно ещё не понимали, что именно увидим на премьере. Тем отраднее было убедиться, что спектакль получился отличным: ярким, динамичным, эффектным - в общем, настоящим мюзиклом.

Мне было интересно наблюдать его именно как зрителю, а не только как режиссёру фильма о его постановке, хотя, не скрою, мои музыкальные предпочтения от мюзиклов довольно далеки. Я бы не сказала, что после "Опасных связей" мюзиклы стали мне намного ближе, но внимание к этому жанру действительно повысилось. Если бы я выбирала себе для работы музыкальный проект на свой вкус, это была бы, скорее, документалка о незамеченных гениях типа Вени Дркина или мокьюментари об омской клубной культуре девяностых/нулевых".
Мокьюментари - игровое кино, имитирующее документальное, псевдодокументалистика.
Проект, реализованный на сцене Омского музыкального театра, получил полную информационную поддержку. Помимо фильма, визуально задокументировавшего всю хронологию создания постановки, в региональном эфире телеканала еженедельно выходили подробные сюжеты о рождении "Опасных связей". Более 20 материалов создала самый молодой автор "Продвижения", фанатка жанра мюзикл и вчерашняя выпускница Школы ТВ - Виктория Абзамилова. Для неё этот проект стал первым масштабным и очень ответственным заданием, с которым молодой специалист справилась на отлично.
Виктория Абзамилова,
корреспондент телеканала "продвижение"
"Мюзикл в Омске - несбыточная мечта? А вот и нет! "Опасные связи" - первый проект, который позволял нам регулярно забывать о реальности, в которой мы, увы, существуем прозой, а не песней. На протяжении трёх месяцев с программой "Свободное время" мы вместе с труппой театра делали шаги к премьере: видели распаковку тканей для костюмов (одна юбка Маркизы де Мертей требует семи метров, а представьте, сколько всего было пошито элементов одежды!), подглядывали за первыми читками и тем, как артисты впервые берут в руки шпагу, чтобы в стиле французского фехтования острыми уколами и широкими элементами борьбы эффектно поразить противника в поединке, видели и слышали, как артисты старались перестроиться с академического вокала на мюзикловый.

Вместе с постановщиками труппа проделала большую работу, чтобы "примерить" новый жанр, поэтому эмоций было много - каждый день всё запечатлевали и обсуждали. Пусть мы и раскрывали зрителю тайны театральной романтики, но каким бы "конструктором" не считался жанр, его детали никогда не поддадутся счёту. Загадки сценического действия постоянно манят нас в зрительный зал, чтобы получить шанс поверить в истинную, а может, и бессмертную любовь, которая может зародиться и в циничных кукловодах Парижа 18 века".

"БОЛЬШОЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ПАРК. БАТТЛ ОРКЕСТРОВ"
Праздник музыки под открытым небом "Симфопарк", каждое лето собирающий тысячи омичей, в 2023 году вышел на новый уровень. Впервые программа длилась два дня, а завершил двадцатичасовой марафон "Баттл оркестров". В правом углу музыкального ринга оказался Симфонический оркестр Ленинградской области, в левом - Омский академический симфонический оркестр. В поединке между дуэлянтами Михаилом Голиковым и Дмитрием Васильевым выиграла музыка.
Михаил Голиков
Главный дирижёр и художественный руководитель Симфонического оркестра Ленинградской области, народный артист Республики Кабардино-Балкария
"Когда мы разместились и зазвучали на сцене вместе во время репетиции, с первой же ноты я понял: да! Мои тревожно-томительные ожидания превзошли себя, и тот результат, который мы все услышали и почувствовали на сцене, конечно, стоит того, чтобы это всё было реальным, чтобы этот проект состоялся. Это командная игра, в которой каждый хочет показать свои сильные стороны, борьба за дружбу, за продолжение наших совместных проектов, ведь сотрудничество двух оркестров только началось. Борьба здесь ведётся за будущее формата. Вместе по жизни веселей, ярче и духовно богаче".

Дмитрий Васильев

Главный дирижёр и художественный руководитель Омского академического симфонического оркестра, заслуженный деятель культуры Омской области
"Ощущения потрясающие, потому что впервые приходится дирижировать двумя разными оркестрами. У меня был опыт в дирижировании одним гигантским оркестром в 365 человек. Тут мы играем все вместе, в ансамбле, перехватывая друг у друга. Мы боялись, что будут проблемы в коммуникации, но пока всё получается. Просто должен быть ведущий и ведомый. Мы договариваемся, кто ведёт, а кто ассистирует ...Здесь важно как никогда чувство ансамбля, умение слышать и слушать друг друга".

Часто аудиторию филармонии представляют почтенной: возрастной и несколько чопорной публикой. Но это не так. Молодые слушатели охотно поворачивается навстречу классической музыке после того, как в первый раз услышат симфонический оркестр на open-air-фестивале. Пусть даже знакомство начнётся с исполнения произведений из кинофильмов или симфоджаза. Самое главное, чтобы люди поняли, что симфонический оркестр и симфоническая музыка - это космос, который таит в себе удивительные открытия. Этот космос стал доступен благодаря работе большой команды телеканала "Продвижение".
Виктория Рубан,
директор "Омской телевизионной компании"
"Песня на песню" был нашим, можно сказать, пилотным музыкальным проектом, где мы только оттачивали опыт взаимодействия с большим количеством сторонних специалистов и запуска множества параллельных процессов. Через год, в работе по сопровождению грандиозного опенэйра - двухдневного события с привлечением звёзд национального масштаба, мы применили все наши наработки и развили множество дополнительных профкомпетенций.

Мы работали с Омской филармонией, администрацией парка "На Королёва", коллегами с 12 канала. Участвовали во всём: давали техзадание людям, которые строили сцену, занимались продвижением проекта на различных медийных ресурсах, снимали сюжетные проморолики. Это был многогранный процесс, где было важно не упустить и бытовые вопросы, например, не забыть накормить в эти два дня собственных сотрудников, которые работали на площадке с утра до вечера, и сложные технические: сопровождение трансляции на видеоэкранах финального мультимедийного шоу и последующий постпродакшен по запросам филармонии и Министерства культуры Омской области.

Кстати, дни проведения "Большого симфонического парка. Баттла оркестров" совпали с днём рождения нашей телекомпании. Мы шутили между собой, что это было самое масштабное празднование. Мы разрезали торты и пошли работать. И это был великолепный день: люди сплотились, объединились вокруг общей задачи, стали мыслить коллективными категориями. Все переживали за результат, я это чувствовала. Мы все стали чуточку ближе".
Ильдар Султанов
Технический директор "Омской телевизионной компании"
"Команда "Омской телевизионной компании" и телеканала "Продвижение" занималась съёмкой и постпродакшеном мероприятия. Помимо нас, в организации технической части участвовало множество коллективов из разных компаний. Если говорить про нашу команду, то, помимо вверенного мне отдела, обеспечивали работу звукорежиссёры под руководством Александра Воропаева и команда Евгения Друковского.

Готовиться и планировать начали за 3 месяца. Изначально соотнесли предстоящие задачи и наши возможности в материально-техническом плане. По итогу сделали крупный заказ на обновление технического парка и программного обеспечения. Ближе к самому событию неоднократно выезжали на разведку местности, чтобы лишний раз убедиться в полной готовности. Оборудования было много. Завозили и монтировали его вечером пятницы и тогда же сделали первый технический тракт. Я бы не сказал, что использовали что-то уникальное. Наша команда работает давно и имеет богатый опыт проведения подобного рода съёмок.

Всегда приятно, когда успешно заканчиваешь длительный проект. Здорово, когда для его реализации требуется изучать и пробовать что-то новое".

Александр Воропаев

Руководитель отдела звукорежиссёров
"Это было грандиознейшей работой для всех служб. Масштабное, технически сложное мероприятие с большим количеством зрителей в памяти останется надолго. Более 80 каналов звука тогда пришлось записывать и свести это всё за 3 дня. Работа была интенсивной и интересной. А с учётом параллельных выступлений артистов на малой сцене - скучать было некогда. Конечно, не всегда всё бывает гладко. Техника, как бы она ни была хороша, может подводить. На записи одного из концертов у меня приказал долго жить ноутбук. Поэтому всегда стараешься дублировать системы - параллельно работал рекордер и запись удалось спасти.

Мой типичный рабочий день так или иначе связан со звуком. Это может быть выпуск передачи, или сюжет, или подкаст, или просьбы "улучшить звук". Волшебством отдаёт такой запрос, чувствуешь себя Гендальфом (смеётся, - прим. ред.). Не любить музыку в моей профессии, наверное, можно, но тогда придётся работать через силу, ведь уровень понимания напрямую связан с уровнем наслушанности. Я музыку сильно люблю, это моё (Александр также является гитаристом и вокалистом СКА-группы The Street Monkeys, - прим. ред.). Есть определённые стили, которые нравятся больше, а при работе с проектами выбирать не приходится, но плохой музыки не бывает. Даже если стиль не близок, можно подойти с технической точки зрения и получить удовольствие".

Говорят, любовь живет три года. Спорное утверждение, которое хочется опровергнуть. Поселившись в сердце, любовь меняет твою жизнь на много лет вперёд, толкает на свершения и рождает что-то новое. По мотивам премьеры "Опасных связей" "Омск Здесь" запустил совместный проект с порталом Musical Universe, в рамках которого мы узнали, как круто отвлечься от суеты и попасть на "Выходные мюзикла", и продолжаем общаться с теми, кто задаёт стандарты жанра на отечественной сцене.
Виктория Рубан,
директор "Омской телевизионной компании"
"Уверена, что впереди нас ждёт ещё много таких проектов, где можно будет проявить себя, сделать порой невозможное, подарить настроение людям, увидеть и прочувствовать кожей это заворожённое зрительское внимание. В конце концов, внимание - именно то, ради чего любой телевизионщик готов работать круглые сутки и очень часто без выходных".

Фото: Илья Петров, Евгения Иcтинова, а также предоставлены героями публикации