Имеют ли новогодние чудеса срок годности? Как студентка, я хочу верить, что нет. Почему? Праздничное настроение совершенно не элегантно "задвигает" на место сессия, которую, конечно, хочется пережить максимально безболезненно и без очередных срывов с криками: "Отчисляюсь!".
Всем привет, на связи снова студентка Вика с тысячей вопросов к себе и к системе образования. Да, как говорится, меня всё ещё не отчислили (боюсь, шутка однажды может выйти из-под контроля) и буквально через несколько дней у всех студентов начинается "марафон на выживание", состоящий из экзаменов, к которым мы, конечно, не то чтобы уж прям готовились в течение всего семестра. Диплом нужен, поэтому хочешь не хочешь сдавать всё равно придётся. Вопрос лишь в том, как это сделать без тотального стресса и лишней паники и реально ли выучить за ночь 50 билетов? Разберёмся по пунктам.
1 - Идти на экзамен стоит с настроем "всё супер, вселенная мне шепнёт нужный ответ" (и если завалишь - решить, что это судьба и ты к этому непричастен) или "это конец, я ничего не сдам" (и потом удивиться, если "случайно" всё-таки сдал)?
Азамат Макенов- психолог, любил учиться, перед экзаменами
занимался дыхательными практиками. Говорит,
лучший способ сбросить напряжённость ситуации - лёгкие
прыжки и создание тряски тела.
Позиция "учебник съела собака", "звёзды так сошлись", "это не я виноват, это вокруг все виноваты", конечно, помогает сохранить психику во время сессии. Но убегать от ответственности не есть хорошо. Поэтому рискуйте на экзаменах, даже если не готовы на все 100.
Закон Парето никто не отменял - это когда ты не знаешь 80 процентов, зато разбираешься в 20, и по случаю тебе выпадает вопрос именно из тех 20. Аналитическое мышление - в помощь. Но если вы понимаете, что завалите экзамен - не мучайте себя, идите сразу на пересдачу.
2 - Сессия порой становится благодатной почвой для конфликтов с преподавателями. Студенты и преподаватели не всегда в силах контролировать свои эмоции и забывают, что им ещё 3-4 года придётся видеть друг друга. Как подготовиться к острому моменту, чтобы не вспылить на ровном месте, когда видишь, что тебя "валят" или принципиально отправляют на пересдачу ?
Елена Сазонова - психолог, три раза в жизни имела
проблемы на сессии, поэтому агрессию
преподавателей в конфликтной ситуации не оправдывает.
Убеждена, что трудности закаляют.
"Виноваты всегда двое": чтобы стрессов и конфликтов на сессиях было меньше, обеим сторонам (студентам и преподавателям) стоило бы сходить на курсы по повышению самооценки. Все проблемы в отношениях - чаще всего из-за психологических травм и низкой самооценки. Все мы оцениваем свои навыки высоко, но объективно это совершенно необоснованно. А вообще, если вы знаете, что во время сессии стресс - ваше второе "я", начните решать проблему, это ненормально.
3 - Сессия - пора натянутых нервов и эмоционального обострения. Такое состояние и поведение - базовая реакция на стресс или признак нездорового "загона"? Во время сессии стоит "отрешиться" и забыть про бытовые радости, оставив их до лучших времён?
Наталья Дружина - психолог, никогда не приходила
на экзамен с вопросом: "А какой предмет сдаём?".
Любила период сессий, считала его отдыхом, ведь
в течение семестра предпочитала не копить "хвосты".
Экзамен ещё со школы никогда не подаётся как что-то классное - нет, о нём всегда говорят как об испытании, которое ты почему-то должен провалить. Для психики мало чего приятного. Но сессия - это не конец жизни. Экзамен экзаменом, но определённую долю времени нужно оставить "живой" и "чекать" остальные стороны жизни, иначе сессия превратится в марафон на выживание. Если вы будете себе отказывать в удовольствиях во время сессии, организм не выдержит пытки и попытается "свалить", и за подготовку к экзамену, конечно, не возьмётся.
4 - Заранее приготовиться к экзамену - это хорошо, но почему-то звучит совершенно нереально: почему студенты так любят ничего не делать и ныть о том, что ничего не успевают? Как отказаться от любимого "завтра точно сделаю"?
Сергей Гудков - психотерапевт, учился с утра и до ночи: по-другому
в медицинском нельзя. Сессию считает временем не учить что-то новое,
а возможностью закрыть пробелы: "Учиться надо сразу - потом невозможно".
Дети привыкли к тотальной безответственности! Со школы их тянут на тройки, когда они приходят в вуз - во взрослую жизнь, отношение к ней не меняют, остаются с позицией: "Я придумаю оправдание". Потому что, если ты будешь хорошо жаловаться, тебя пожалеют. Этим заражены очень многие. Как быть и как научиться не придумывать отговорки для любимого "сделаю завтра", а работать здесь и сейчас? Идите по негативному пути, представьте, что вы уже сегодня ничего не успеваете. Твой последний день сдачи не где-то далеко, а вот он - стоит за дверью. Кого-то это подстегнёт к работе, но не всех - всем и нельзя помочь.
5 - От 30 до 50 билетов за ночь - для мозга это реально? Если да, как можно максимально оптимизировать работу головы?
Анастасия Селифонова- тренер по развитию памяти,
была студенткой везучей, а не прилежной,
готовилась к экзаменам в последний момент: "Попытка не пытка".
1) Выучит лучше тот, у кого уже есть хоть какие-то знания. Новая информация "приклеивается" к тому, что уже есть в голове. Если там пусто, шансы минимизированы.
2) Умеет ли студент концентрироваться в течение длительного времени на изучении нового материала? Если мысли каждые пять минут уходят куда-то далеко от билетов, надо прокачивать концентрацию (кстати, советы, как натренировать мозг - найдёте здесь).
3) Выучили билет - тут же повторите его вслух по памяти до конца в том виде, в котором запомнили. Только после загляните в конспект, чтобы "догрузить" то, что не удалось усвоить с первого раза.
4) Читайте билеты вслух, так задействуется больше каналов восприятия. Создавайте яркие образы в голове. С этими способами после некоторой тренировки вы сможете любую формулу запомнить с одного воспроизведения.
5) Для учебы полезно освоить метод ментальных карт Тони Бьюзена. Когда новый материал, например, цикл лекций или учебник мы кодируем в значки, рисунки и создаём большую цветную схему. Известно, что визуальная информация усваивается мозгом гораздо быстрее, чем текстовая.
Помните, откладывать подготовку к важным экзаменам - очень рискованно. Ни один специалист не советует зубрить весь материал перед сдачей, наоборот, и для мозга, и для нервной системы будет полезно выспаться. Кстати, во время сна данные из кратковременной памяти переносятся в долговременную. Научные эксперименты показали, что тесты успешнее проходят те группы студентов, которые после изучения нового материала просто спали.
Регулярный недосып ваши сутки не расширяет, наоборот, снижает продуктивность: ухудшается работа участков головного мозга, снижается быстрота реакций и фокусировка внимания. Поэтому не пренебрегайте отдыхом, гуляйте, проветривайте помещение - насыщайте мозг кислородом. И главное! Не бойтесь ошибаться, даже на экзаменах это не смертельно! Как говорила Ольга Бузова: "Ничего не бойтесь, кайфуйте, жизнь одна"!
Кстати, летом прошлого года она приезжала в Омск - вспомним, как это было? Да, да, да, а потом сразу за билеты :)
А если у вас, как и у автора этого текста имеется постоянный внутренний конфликт: "Там ли я учусь?", а страсть к университету и парам всё никак не появляется, почему бы не превратить эти токсичные отношения в формальное: "ничего личного, чистый бизнес"? Отключайте эмоции - так проще готовиться к той самой сессии.
Если вы ещё не нашли в себе этот тумблер: "человек счастливый / человек на учёбе", предлагаю почитать наши интервью с психологами, в которых мы пытаемся разобраться: терпим всё или отчисляемся?
-
С Кириллом Макаровым мы обсудили, почему экзистенциальный кризис в 19 лет - это выгодно;
-
С Сергеем Гудковым поговорили, почему у героя-одиночки в грустной сказке об университетской жизни хэппи-энд невозможен;
-
С Максимом Дубовцом задали себе вопросы: "Ты, простите, какую пользу обществу приносишь? Почему тебя вообще кто-то слушать должен? Что ты сделал для мира?"