"Что ты для мира сделал?": психотерапевт Максим Дубовец об инфантильных первокурсниках
Общество  •  СИ «Омск Здесь» 29 сентября 2023, 15:11  •  печать

"Что ты для мира сделал?": психотерапевт Максим Дубовец об инфантильных первокурсниках

Находим причины хронического недовольства собой во время учёбы и начинаем путь к собственному "долго и счастливо" в серии интервью о том, как быть и что делать, если понял: лучшие годы ты тратишь не на вуз мечты.

Привет. Меня зовут Вика. Я студентка. В омском университете учусь на режиссёра кино/ТВ, и, как я уже недавно призналась, моя мечта давно вышла из-под контроля. Спустя всего месяц второго курса у меня уже ровно неделю дёргается глаз, а соблазн провести время пар с ощущаемой пользой настолько велик, что перед тем как переступить порог вуза приходится придумать 10 причин "зачем и почему?". В таком количестве их, конечно, у меня не находится. Сегодня, уже за четвёртой беседой с профессионалом, в этот раз вместе с психотерапевтом Максимом Дубовцом, попробуем понять, как заходить в универ "с лёгкой ноги" и где искать источник мотивации?

- Максим, давайте начнём с того, что и вы когда-то же учились в университете, как у вас проходила адаптация к новым условиям после школьных стен? Насколько процесс перехода в вуз для вас был комфортным?

- Замечу сразу, есть очень большая разница между "поступить в университет" и "я хочу кем-то стать". Я в 1 классе ещё захотел стать врачом, и вопрос "будет тебе комфортно или нет?" не стоял от слова совсем. Поэтому сути вашего вопроса я не понимаю (смеётся). В смысле комфортно? Я хочу стать врачом. Значит, я мыслю не категориями "нравится/не нравится", а "что нужно для этого делать?", грубо говоря, "кого убить" для достижения цели? Сколько часов в морге провести?

Во-первых, если есть цель, надо двигаться к ней через не могу. Трудности? Нет, не слышали.

Во-вторых, а можно ли кем-то стать, если на твоём пути не было трудностей? Понимаете, когда ты делаешь что-то новое, у тебя по любому что-то будет не получаться - просто потому, что ты делаешь это впервые. Поймите, в вуз приходят не для того, чтобы тебе было комфортно 5 лет, а чтобы кем-то стать.

- Кем стать, мы фантазируем все два года, пока готовимся к ЕГЭ. Но вот нарисовал ты себе красивую картинку "что будет после школы, когда я зайду в свой университет"…

- А пришла - и не понравилось, что увидела? Бедненькая (с насмешкой)! Жизнь вот не такая честная, не такая красивая и не такая простая. То есть люди годами создавали систему образования, а ты пришла и: "Нет. Мне нехорошо". Думала, будут интересно лекции читать? Как может быть лекция по высшей математике интересной? Ну как? Да, это скучно, и это нормально. А ожидания у молодёжи такие "воздушные" - потому что вы зациклены на себе. "Мне не комфортно - поеду йогой заниматься на Бали. Там - не здесь, там - хорошо". Ты, простите, какую пользу обществу приносишь? Почему тебя вообще кто-то слушать должен? Что ты сделал для мира? Почему ты выдвигаешь свои правила?

- Так и почему так происходит?

- Почему (удивлённо)? Потому что молодёжь максимально овеществлена. Желания исполняются моментально: хочешь? Родители уже всё купили. Понимаете, молодёжь вряд ли сегодня умеет мечтать и ставить цели, вряд ли имеет мотивацию что-то делать и кем-то становиться. У вас жизнь слишком лёгкая, из формата: "хочешь - на".

- То есть молодёжь, по-вашему, приходит в вузы без мотивации кем-то стать и чего-то добиться? Допустим, но это же не смертельный диагноз, что тогда делать, когда мы начинаем прозревать: понимать, на новую учёбу попали интуитивно, и думать: "а что забыл в универе"? Как искать потерянную поколением мотивацию? И что делать теперь уже со своим шатким положением на учёбе?

- Ответы ищите в себе. Задавайте себе вопросы и отвечайте на них. Понимаете, человек должен осознавать значимость своей жизни и как-то оценивать своё сегодняшнее положение в мире. Есть неплохие три вопроса, по ответам на которые станет ясно, есть у вас на самом деле мотивация заниматься тем, чему вы учитесь или лучше стоит попробовать сменить сферу деятельности:

1 - я занимаюсь значимым делом?

Если дело значимое, трудности (бессонные ночи, пересдачи и т. д.) вас будут устраивать.

2 - с каким результатом я себя отождествляю?

3 - насколько я могу быть автономным и целеустремлённым по достижению к цели?

Понимаешь, что придёшь устраиваться на работу, а тебе скажут: "нам твоих вузовских знаний мало" и не возьмут? Так чего ты ждёшь? Кто мешает тебе добирать эти знания и навыки, которые реально требуются в профессии, а не ждать, когда окончишь вуз и останешься с претензией "меня не научили".

- Так, а если ответы не особо вдохновляют?

- Что-то идёт не так? Уходи и иди туда, где ты будешь и видеть цель, и чувствовать мотивацию. Положение не "на своём месте" можем сравнить с пожаром: дом горит - выйди. Если вы стоите так посреди горящего дома и думаете: наверное, нужно смириться с пламенем, потерпеть, оно же когда-то изменится и перестанет жечь. В такой ситуации человек - дурак.

- Что тогда, по-вашему, в процессе обучения важнее и полезнее: мотивация или стимулирование?

- Стимулирование - стимул - палка для погона скота. Мотивация - это про внутреннее стремление к цели и энергию, дающие силы. Что вам ближе, то и выбирайте. Кстати, стимулы - это снова разговор про овеществление личности. Если человек выбирает их, возникает вопрос: "Готов ли он к целенаправленной деятельности? Понимает ли он, в чём его личность? И есть ли у него цели?".

- Обстоятельства жизни в каком возрасте влияют на это?

- 9-12 лет. Когда родители в этом возрасте не верят в детей, как дети-то сами в себя должны поверить? В ребёнка не верят, начинается гиперопека, а это насилие. В итоге мы имеем не полноценную самостоятельную личность, а человека с выученной беспомощностью. Ещё раз скажу, это очень важно: если родители не доверяют ребёнку, он не научится доверять сам себе и, главное, верить в себя на протяжении всей жизни. Кстати, последствия гиперопеки тоже всегда видны - это дети из разряда или "я самый лучший", или утонувшие в тревоге - те бешеные перфекционисты, что без красных дипломов жить не могут.

- Но мозг же уже заточен на идеальный результат - тут не попляшешь, получается?

- Нефункциональная тревожность мешает жить, но осознание любой травмы, боли, неудобства заставляет нас сделать шаг вперёд.

- Вернёмся к вузам: вот не нравится человеку его место учёбы, он этим делится, в ответ: "Это нормально, ты потерпи ещё года 4, там и конец". Терпим или бежим прочь?

- Из серии "Терпи казак - атаманом будешь"? Смотрите, какая у нас история получается, терпение в обществе ассоциируется с доблестью: сильные люди не жалуются, они терпят. Но куда сложнее быть личностью: брать на себя ответственность за свою жизнь и менять её, наполняя реальным смыслом. Вот и всё.


Ранее с Кириллом Макаровым мы уже поговорили, почему экзистенциальный кризис в 19 лет - это выгодно, с Сергеем Гудковым обсудили, почему у героя-одиночки в грустной сказке об университетской жизни хэппи-энд невозможен, а с Натальей Дружиной разобрались, есть ли жизнь после ЕГЭ?

Кажется, всё самое неоднозначное обсудили, пора поставить на паузу этот эмоциональный сериал про чувства студентки. Что я поняла после всех бесед с профессионалами? Наше будущее и отношение к настоящему - только наш выбор. Хочешь драматизировать, никто не останавливает. Возможно ли "долго и счастливо" в моём вузе? С моим отношением - нет. Тут всё однозначно. Что делать дальше? Я ещё не придумала. Если всё же кардинально изменю ситуацию, не забуду рассказать😊

Фото: Елизавета Медведева

Читайте также