Привет. Меня зовут Вика. Я студентка омского университета. Всё ещё с горем пополам учусь на режиссёра кино/ТВ, и меня всё ещё не отчислили. В прошлом материале я рассказала о разочаровании в вузе мечты и выплеснула все накопившиеся за год эмоции. А сегодня с психологом Кириллом Макаровым постараюсь разобраться, как работает наш мозг, когда нам что-то не нравится, почему разочаровавшимся студентам хочется говорить о своих страданиях, почему вопросы "Кто я?" и "Куда я иду?" являются базовыми для каждого человека и стоит ли радоваться, если экзистенциальный кризис нагрянул в 19, а не в 35.
- Кирилл, давайте начнём с того, как так получается, что практически взрослый человек приходит в учебное заведение, казалось бы, на специальность мечты, но спустя совсем небольшой отрезок времени разочаровывается. Почему мы чувствуем "не хочу", "не моё", "хочу отчислиться"?
- Начать здесь нужно с системы самоопределения человека. Этот процесс я бы поделил на 2 слоя.
1 слой - базовый: начинает формироваться с двух лет, когда в ребёнке биологически включается функция абстрактного мышления. До 8 лет ребёнок воспринимает как должное все сценарии поведения тех, с кем живёт. После восьми он уже готов постигать нормы современного мира самостоятельно. Так у человека развивается способность оперировать сложными абстрактными категориями. Это влияет на мировосприятие, мировоззрение, на формирование стержня и опоры, благодаря которым человек, встретившись с трудностями, сможет не упасть в них, как в горную реку. Если первый слой у личности прочный, то в критических ситуациях, она сможет оставаться "байдарочником, который способен на этой реке жизни что-то решать".
2 слой - самореализация: как выбрать конкретную линию для реализации? 150-200 лет назад речь о самоопределении в жизни вовсе не шла. Дело жизни выбиралось по одному критерию - востребованность работы на земле, где ты живёшь. Ты нужен, если ты полезен обществу. В 20 веке информационное общество стало развиваться и функциональная отраслевая заточенность людей стала терять свою актуальность. Мир перестал считаться механизмом, в котором люди могут быть лишь "хорошо смазанными функциональными шестерёнками". Человек стал цениться как индивидуальность, как самостоятельный феномен, а не как хорошее приспособление для слаженной работы общей машины, грубо говоря. Тогда люди стали мыслить иными категориями: "Нравится ли мне то, что я делаю? Моё ли это? Могу ли я полностью себя выразить здесь?". Индивидуальность выбора стала особенно цениться в 2000-х годах. На мой взгляд, это связано с выходом первого фильма медиафраншизы "Матрица". Фильм подвиг аудиторию задавать себе серьёзные вопросы: "Живу ли я в своём мире? Настоящий ли он?". Речь о том, что каждый должен нащупать свою траекторию. А часто получается так, что человек теряется и не видит её. Тогда он оказывается перед вакуумом. Этот вакуум поиска себя может задушить человека: он может разочароваться в себе, в системе образования, в социуме. "Меня в этом мире не ждали" - такой кризис в 21-24 года случается. Представления о реальности, юношеские романтические надежды сталкиваются с реальностью и рушатся.
- Получается, люди не умеют выбирать, чем им стоит в жизни заниматься? Из-за чего это происходит?
- Сегодня поиск таланта пущен на режим "повезёт/не повезёт". Из детей выдавливают способности. А способности с талантом не одно и то же. В идеале человек проявляет творчество, и это для него энергетически малозатратно. Он может чувствовать гордость, воодушевление, вдохновение и уважение к себе. При этом от раза в раз будет сохраняться таинство действия. Это если мы говорим про талант. Если же родитель "пушит" ребёнка и поощряет мелкие механические успехи, то закрывает линию таланта и поощряет развитие обычных способностей. Мало кто это различает.
Большинство родителей думают: "Сейчас мы ребёнка в этом направлении поднатаскаем, здесь подтянем, а тут способности разовьём - у него будет больше шансов поступить в вуз". В итоге шансов - больше, а толку? К моменту получения красного диплома в элитном вузе у ребёнка усталые погасшие глаза.
У него не получается производить подпитку дофаминовой цепочки. Выдавливать из себя усилия он может, а получать воодушевление для дальнейшего - уже нет. До 20 с лишним лет ребёнок даёт результат, выкачивает из себя результаты - за них получает социальное одобрение. Но когда возникает момент, чтобы порадоваться своим успехам, результатам, особенно когда видит, как у других глаза горят, наступает разочарование. Хорошо, если разочарование наступило не в конце обучения, а сразу и на первом курсе. Да, слава Богу, потому что ко мне чаще всего приходят люди 30-35 лет. Они уже всё всем доказали, но не понимают, чего сами хотят. Голова уже работает, чтобы воспринимать тонкие и сложные процессы, но они сталкиваются с тем самым экзистенциальным кризисом. Человек начинает себя чувствовать расходным материалом, той достойной шестерёнкой со всеми гражданскими правами, которая может исполнить своё желание, но не знает какое. Он поздно, но понимает: его жизнь - отыгрывание ожидаемых функций, за которое он получал поощрение, одобрение общества.
Вернёмся к первокурсникам, разочаровавшимся в закулисье учёбы в вузе. Если человек способен решиться, то нужно приостановиться, опереться на свой внутренний ресурс и задать себе вопрос: кто я? куда иду? Нужно прожить кризис самоопределения.
- Получается, кризис - это необходимая ступень, которую обязательно нужно и прочувствовать, и преодолеть?
- Да, в китайском языке "кризис" - два иероглифа: "угроза" и "возможность". В медицине кризис определяется как поворотный пункт, после которого больной либо выздоровеет, либо умрёт. Было бы идеально выйти из этого кризиса, определившись не с профессией и не с вузом, а скорее с пониманием, как ты будешь двигаться дальше. Сделаешь паузу? Окунёшься в работу? Дашь себе творческий отпуск около года? Трезвое отношение к этому моменту поможет выйти из бессмысленной гонки. Будь она собственно выбранной или навязанной. Нужно вернуться в свой поток и начать мыслить категориями "нужно оно мне" или "не нужно". Это здоровое решение.
- То есть такой отход от заданной траектории - это не показатель того, что ты "не можешь" и не показатель слабости? Потому что после школы так мыслить не особо получается. Кажется, что все твои усилия перед ЕГЭ и перед поступлением обесценены. Как тогда стоит менять ход мысли?
- Во первых, понять для себя: вуз - это некоторая ступень на моём пути, но иду я, то есть я заказчик, и я как заказчик беру или не беру то, что мне полезно сейчас. Поэтому ни вуз, ни школа не определяют, что мне нужно. Другими словами, каждый раз и по поводу пятёрки, и по поводу тройки, и по поводу ЕГЭ, ОГЭ или чего угодно нужно всегда обращаться к себе: что это для меня и где здесь я, а где навязанное? Человеку может быть сложно думать этими категориями и не потому, что он не может, а потому что в его семье так не делают.
Когда человек столкнулся с чем-то критическим, в нашем случае с желанием отчислиться, полезно возвращаться к здоровой психологии, к сверке с самим собой.
Фишка в том, что надо научиться перестать очаровываться внешним. Лучший вариант для молодого человека. От этого тебе может и что-то не нравиться. Но это не объект у тебя вызывает такие ощущения, а ты. Ты хотел на это опираться, а оно оказалось "жидким" - ты провалился. Вот и разлом: думал, прочная почва под ногами, а оно вовсе не так.
Если нарисовать психологическую модель и показать, на что человек опирается, мы увидим, что большинство людей ходят на ходунках, держатся за поручень.
Это, к сожалению, чаще всего и происходит в том случае, который мы обсуждаем. Хорошо бы обнаружить эту зависимость и от неё отказаться для того, чтобы не испугаться, не разочароваться в себе и всё же суметь себя воспринимать хозяином своего положения. Даже при том, что человек в данный момент слабый и уязвимый. Он просто не соответствует типичному сценарию, который одобряется или самим человеком, или другими. Это нормально. Не стоит разочаровываться. Ещё раз повторю: хорошо, что почувствовал это сейчас, а не очнулся спустя 20 или 30 лет.
- Если говорить именно про проживание и принятие такого разочарования: ходишь на учёбу, ничего не меняешь в жизни, негодуешь в вузе, приходишь домой, и вот только кажется, наконец-то я в месте, где комфортно, как сразу со всех сторон: как учёба? Как правильнее воспринимать и отвечать на такой вопрос от каждого родственника?
- Я бы предложил вопрошающим переформулировать: что ты чувствуешь на учёбе? Расписание ребёнка можно и на сайте посмотреть, куда интереснее его состояние там. Поэтому, чем обсуждать известные факты, лучше спросить напрямую: что у тебя внутри? Что ты чувствуешь? Хорошо тебе там или плохо? Интересно или нет? Это в разы ценнее для всех. Это обсуждать полезно, потому что для человека очень важно так называемое отреагирование эмоций. Для меня, например, в школе было открытием, когда мы на уроке убрали термины и реально поняли: ускорение - быстрота изменения скорости. Я с этим открытием пришёл и делился со своими близкими, потому что это откровение для меня. Это же открытие, и если я с этим прихожу, то я делюсь тем, что у меня внутри, я выражаю свою эмоцию. Я проживаю это полноценно, как человек и это важно, это настоящая жизнь. Это настоящие отношения, взаимодействие с близкими. Получается, хороший разговор - обмен некими откровениями и эмоциями, а не просто: все пятёрки? Молодец! В этом сценарии включаются чисто функции: "хороший ребёнок", "хороший родитель". Но это "всё хорошо" - чаще всего оказывается иллюзией.
- Вернёмся к переживанию разочарования: человек находится в этом состоянии и ему ведь больше не о чем говорить, кроме того, как всё трагично. Почему мы так любим обсуждать наше "плохо"?
- Я начну с того, что делать, а потом скажу, почему. У слонов замечено такое поведение в стае: когда он начинает заболевать - он ложится. Не падает, а постепенно ложится, потому что болен. Ему тяжело, сил стоять нет, он ляжет и будет лежать пока не наступит воспаление лёгких, а затем смерть. Но слоны же живут в стае. Другие особи видят, один из них ложится, другие начинают его поднимать, держать до выздоровления. В момент, когда человек сам не может справиться, он, грубо говоря, кричит: "Сам не смогу". Люди привыкли искать ответы не внутри себя, а где-то снаружи, ждать того волшебника в вертолёте.
- Когда человек всё же оказывается в контексте разочарования, насколько нужно отдавать власть над собой эмоциям? Получается же, что всё печально и вот ты уже погрязаешь в этом болоте трагедии. Стоит переживать своё разочарование во всех красках или же всё-таки заставляем себя обреченно радоваться жизни?
- Тут сразу как в известном шампуне: 2 в 1. Отреагировать на разочарование - смысл имеет, но нужно не наслаждаться этой болью. Надо дать себе возможность прожить боль и эту горечь, но поставить себе примерный рубеж.
- А как понять, что заигрался со своими страданиями?
- Больше двух недель пребывания в депрессивном состоянии - это уже признаки клинической депрессии. Если я больше двух недель "лежу лицом в ковёр" - это попадание в яму, с этим надо что-то делать или самому, или идти к неврологу. Потому что если появляются вегетативные симптомы, то затянувшаяся грусть становится клиническим случаем. Если ты три дня переживал из-за оценки так, что поседели волосы, - это травма. Если спустя три месяца ты с паникой вспоминаешь эпизод жизни - это посттравматическое, стрессовое расстройство. Поэтому рубеж - две недели, дальше нести за собой тоску, тревогу, страдания и стресс опасно.
- То есть рамки чисто временные?
- Человек может заиграться с болью. Лучше поставить календарные рамки и спустя обозначенный срок начинать барахтаться. Пройти дно, отгоревать и открывать шторы, решая вопрос. Как Мюнхгаузен, тянуть себя за волосы из болота. Боль - это же суррогат любви к себе, но это обман. Ложь приводит к саморазрушению и ненужной подмене чувств. В детстве происходит подмена смыслов в словах "жалость" и "милова́ние". Вот помилова́ть - поласкать. А пожалеть - признать несчастным и неспособным. "Пожалеть" - часто вспоминается как что-то одобрительное. Но это ошибка. Дальше в жизни человек, привыкший к жалости, продолжает подменять смысл и сам себя унижает и загоняет в ту же яму, о которой мы только что говорили. Поэтому если почувствовал кайф от боли - значит, подменяет понятия любви. Если человек находится в разочаровании, жалеет себя - он умирает с удовольствием. Он умирает с гордостью. Раз такие сильные переживания присутствуют. Значит, я умираю за что-то большое.
- Откуда появляется такое желание принести себя в жертву?
- Драматизация и трагедизация - процессы психически нездоровые. Вырастают из разных предпосылок: нарциссизм, неразделённая любовь. Жизнь не такая уж дружелюбная, какой казалось. Однако отношения "я и мир" остаются великими - это самый большой масштаб отношений, которые человек может переживать. Ощущение трагедии, драмы происходящего даёт величие, но это игра психики. Человек так проживает свой экзистенциальный кризис. Но как спойлер: исход будет негативный. Вспоминаем слонов, ты падаешь. Вот если я борец на татами: я проиграл бой от удушающего приёма, при котором я терял сознание - это называется "не сдался". И здесь дать знак, что тебя обстоятельства сейчас окончательно задушат - это не слабость, а честное желание жить дальше. Но если я похлопал по татами, только почувствовав угрозу от удушающего приёма, - я сдался. Понимаете, людям стоит не стесняться проигрывать и при этом продолжать не сдаваться дальше.
Опираться на близких. Это не признаки слабости, а признаки истощённости и принятия своей несовершенности. Это тяжело, но необходимо. Так что если есть возможность на себя опереться, то ищем ответы в себе. Если её нет - вспоминаем слонов.
- Видимо, правда, Земля на трёх слонах стоит. Спасибо.
Фото: Елизавета Медведева