Из шестого выпуска подкаста "Чего докопались?" от студии "Да будет talk!" вы узнаете всё об Омской стоянке. В коротком 20-минутном эпизоде профессор, кандидат исторических наук Борис Александрович Коников и журналист Дарья Панурова поговорили о двух самых ярких находках этого археологического комплекса. Как простой каменный топор поможет разгадать тайну древних торгово-экономических отношений? Какие люди жили на Омской стоянке ещё до прихода на эти земли экспедиции Бухгольца в XVIII веке? Почему они поклонялись скелету рыбы и как это связано с Иртышом? Подробности читайте в материале, а ещё больше интересных деталей слушайте в выпуске!
"Задолго до того, как на левобережье Оми застучали топоры строителей первой Омской крепости, здесь возникли и успешно развивались древние и средневековые цивилизации", - рассказывает археолог, кандидат исторических наук и научный руководитель археологического комплекса "Омская стоянка" Борис Коников. Судить об этом нам позволяют древнейшие находки, сделанные на территории Омской области.
- Наш Омск, наверное, уникален среди других сибирских городов. В чём его уникальность? Прежде всего в том, что на его территории располагается множество памятников археологии. Причём памятников, которые, во-первых, очень ценны для науки. А во-вторых, они рисуют картину жизни нашего мегаполиса - города Омска до 1716 года. До того времени, когда в устье Оми прибыла экспедиция подполковника Бухгольца и образовалась первая Омская крепость. Памятников очень много, археологам есть чем заняться. Но раскопки ведутся в тех пределах, в каких позволяет городская территория. Омск застроен, и понятно, что возможности ограничены, - здесь и далее рассказывает Борис Коников.
Борис Коников на записи подкаста "Чего докопались?"
Именно в нашем городе расположена знаменитая группа памятников культурно-археологического наследия под названием "Омская стоянка". Каждый омич определённо прогуливался рядом с её границами, ведь расположена она практически в центре города - в районе нынешнего профилактория "Восход" рядом с природным парком "Птичья гавань". На территории стоянки были обнаружены артефакты и поселения, датируемые периодами от VI тысячелетия до н. э. до XIII века н. э. Исследование научного комплекса началось ещё в первой половине прошлого века - в 1927 году изучением стоянки занялась В. П. Левашова, на сегодняшний день исследование продолжает Борис Коников.
Б.К.: Давайте обозначим, где именно она находится. Прежде всего, это наш Кировский округ, прибрежная часть Иртыша, примерно район Ленинградского моста. Справа от него, если ехать в аэропорт, располагается профилакторий "Восход" - он находится в том числе на территории Омской стоянки. Вообще её площадь около 28 гектаров. Это я для сравнения всегда привожу - такова площадь территории Московского Кремля.
Археологи за работой на Омской стоянке
Но Омская стоянка - не единственный археологический памятник в нашем городе. Не менее крупным можно считать городище Большой Лог.
Б.К.: Я бы два памятника выделил. Мы уже назвали Омскую стоянку. А второй памятник расположен в районе современного железнодорожного моста через Омь. Ну, или в районе ТЭЦ-5, так скажем. Речь о городище Большой Лог. Крупнейший археологический памятник в нашей области - его площадь тоже за 30 гектаров. Но все эти цифры, наверное, никакой реакции у человека не вызовут, если только не обозначить один момент. На Омской стоянке, скажем так, первые люди появились в каменном веке, по крайней мере, в 10-м тысячелетии до нашей эры. Только-только вымерли мамонты и прочие, как мы иногда в шутку говорим, допотопные животные. 10 000 лет до нашей эры, представьте! И на Омской стоянке люди жили вплоть до прихода Бухгольца (начало XVIII века, 1716 год).
Станет ли для вас открытием тот факт, что под государственную охрану попадают любые, даже самые незначительные археологические находки?
Б.К.: Я, может быть, кого-то удивлю. Но не надо думать, что охране подлежит только какая-нибудь пирамида Хеопса или гробницы Тутанхамона. Даже если на местности найден один древний глиняный горшок, она уже ставится на учёт и является памятником археологии. Такая практика и у нас, и за рубежом.
Находки, обнаруженные на Омской стоянке
А с чего всё, кстати, началось? Когда и кто именно в Омске обнаружил Омскую стоянку? Случилось это 105 лет назад, в 1918 году, и связано выдающееся открытие с именем Сергея Ковлера - мужа одной из дочерей небезызвестной купчихи Шаниной.
Б.К.: Стоянка была обнаружена в не самое подходящее время для тогдашних омичей: революция, Гражданская война, 1918 год. И открыл её врач-краевед Сергей Александрович Ковлер, он был женат на старшей дочери купчихи Марии Шаниной - Варваре. О нём можно много говорить, личность чрезвычайно интересная. Гуляя по левобережью Иртыша, он случайно обнаружил и подобрал каменные орудия труда. И, знаете, не положил ведь у себя дома для коллекционирования, а доставил в наш краеведческий музей (тогда он ещё назывался Западно-Сибирский краевой музей). Этим самым Сергей Ковлер увековечил своё место, роль и личность в истории археологических исследований!
Наверняка вы уже слышали про памятник природы "Берег Драверта", живописное урочище расположилось в Горьковском районе Омской области. Этот памятник геологии носит имя выдающегося сибирского геолога и минералога Петра Драверта. И не последнюю роль учёный сыграл в жизни Омской стоянки.
Б.К.: С открытием Омской стоянки связан Пётр Людовикович Драверт. Это энциклопедически образованный, выдающийся человек. О нём с восторгом отзывались многие знаменитые российские академики. Он также собрал на Омской стоянке большую коллекцию древних артефактов и представил её нашему Западно-Сибирскому краевому музею.
Наконец, на этом археологическом памятнике работала первый профессиональный геолог Омска - Варвара Павловна Левашова, а также легенда сибирской археологии - Валерий Иванович Матющенко.
Б.К.: Варвара Павловна - человек удивительного трудолюбия и археологического таланта. Она окончила московский университет, приехала молодой женщиной в наш город. Работала у нас три года и оставила о себе самую светлую память. Валерий Иванович Матющенко, основатель сибирской школы археологии, тоже внёс неоценимый вклад в изучение Омской стоянки. Он автор первой научной статьи об этом памятнике.
Если в ближайшее время вы захотите самостоятельно познакомиться с коллекцией артефактов, собранных на территории стоянки (которых, на минуточку, найдено уже около 7000), можете посетить Омский историко-краеведческий музей. Также обязательно загляните в музеи двух университетов - ОмГПУ и ОмГУ.
Максим Грачёв, руководитель полевых работ на "Стоянке Омская", директор музея археологии и этнографии ОмГПУ
Ну и, конечно, нельзя обойти стороной две самые крупные находки, сделанные на территории Омской стоянки.
Б.К.: В ходе раскопок в культурных слоях Омской стоянки было обнаружено два значимых погребения. Первое погребение ваш покорный слуга исследовал в 1988 году. А второе - мой коллега Максим Грачёв исследовал уже в начале XXI века. Сперва расскажу о первом погребении, которое меня в своё время сильно поразило. Мы раскопали погребение мужчины, залегавшее примерно на глубине двух метров. Если судить по скелету, мужчина был прекрасного телосложения, стройный, ростом около метр девяносто. Представитель европеоидно-монголоидной расы. То есть здесь, на территории Западной Сибири, вообще шёл процесс смешения "пришельцев" с Запада (из европейской части) и европеоидов. А юг Сибири давал нам, скорее всего, монголоидов. Шёл естественный процесс, когда образовывались пары, рождались дети. Но! С ним ведь не было ни одного предмета, то есть, ему в загробную жизнь ничего не положили. Но у него в ногах наискосок лежал женский скелет. Она была меньше ростом, где-то 165 сантиметров, тоже европеоидно-монголоидного типа, но с ней были украшения и вещи. Ей положили каменные орудия труда, в области груди у неё находились две подвески с зубами росомахи, очень оригинального животного. Мы сделали вывод, что это была семейная пара, жившая в 5-4 тысячелетии до н. э, каменный век. Но интересно с мужчиной, тунеядец? Это я в кавычки беру.
Фантазия нейросети Midjourney на тему находок на Омской стоянке
Не менее интересна вторая крупная находка Омской стоянки. Речь о так называемом захоронении младенца с рыбой.
Б.К.: Второе захоронение уже помоложе, тоже 4 тысячелетие до нашей эры. Были найдены останки младенца, а с ним скелет рыбы. Интересно, что всё это погребение было засыпано красной глиной, мы её называем охрой. В представлении древних, а также многих-многих народов она олицетворяла собой кровь. Древние давно заметили, что очень часто, когда человек уходил из жизни (охота, война), из его тела вытекала кровь, а затем он умирал. И вот так появилась эта традиция, символ жизни, посыпать погребения красной охрой. Ну а теперь о рыбе, зачем она? Первый вывод, такой поверхностный, который мы можем сделать: древние люди верили в загробную жизнь, это есть во многих мировых религиях. Ну а если загробная жизнь - это нечто параллельное нашей обычной жизни, то кушать-то надо! И могли положить ему в загробную жизнь, в его путешествие рыбу. Но это только первый взгляд. Затем мы должны вспомнить, что практически у всех народов Западной Сибири (скажем, хантов и манси) рыба занимала видное место в системе ритуальных и религиозных воззрений. Рыба служила символом, соединяющим мир мёртвых и мир живых. Поэтому я думаю, что к младенцу была подложена рыба не только для того, чтобы снабдить его питанием на том свете. Вероятнее всего, в это вкладывалась и определённая частичка воззрений, надежды. Конечно, археологи всегда теряются, сказать со 100 % вероятностью, что думали те люди, мы не можем.
Б.К.: В коллекции краеведческого музея находится каменный топор. Ну топор, и топор, что мы их не видели, что ли? Но дело в том, что это не только произведение, которое было создано в 4 тысячелетии до н. э. Это было орудие, отличавшееся высокой производительностью. А ещё смотрите, какая интересная деталь, у нас в Западной Сибири хорошего камня нет. Они его доставили, причём, извините, не на поезде. Скорее всего, по реке, хотя могли быть и сухопутные экспедиции. А привезти надо было за тысячи километров, из Казахстана, с Восточного Урала. То есть, это уже серьёзные зачатки торгово-экономических отношений.
По мнению Бориса Александровича, у Омской стоянки есть будущее и большой научный потенциал. Здесь возможны новые и самые неожиданные открытия. Возможно, произойдут они спустя годы, когда техническое оснащение археологов шагнёт далеко вперёд, что позволит с минимальными затратами выяснять, что происходит на глубине нескольких метров земли.
Кстати, на тему Омской стоянки у нас даже есть отдельный выпуск видеоблога "Короче, Омск".
Не пропустите другие материалы по подкасту "Чего докопались?":
- Прав ли был Дарвин? Что археология говорит о происхождении человека?
- Будущее Атлантиды, золото Колчака и акулы. Опасности и "ништяки" подводной археологии.
- Как находка простых школьников из области привела к мировой сенсации?
- Также все самые свежие и интересные факты про археологию вы можете узнать из нашего Telegram-канала - подписывайтесь, мы вам всегда рады!
Главное фото создано с помощью Midjourney