К ним всегда можно обратиться по телефону бесплатной горячей линии 8 800 700 54 52, если вы потеряли связь с кем-то из близких или знакомых, если ребёнок внезапно задержался после школы, если заметили одинокого человека, которому, возможно, нужна помощь.
Обо всём, что касается поиска пропавших, подробно рассказывала в подкасте "Исчезнувшие" координатор омского отделения поисково-спасательного отряда Рада Маевская. Вспоминаем самое важное в честь 14-летия существования движения в России, которое отмечается 15 октября.
С чего всё началось
Лиза - имя пятилетней девочки, которая в 2010 году вместе с тётей и собакой ушли гулять по окрестностям подмосковного Орехово-Зуева и не вернулись. На их поиски постепенно собрались около пятисот случайных людей. Тётю нашли спустя 9 дней, девочку с пытавшейся согреть её собакой - на следующие сутки. К несчастью, и женщина, и ребёнок скончались от переохлаждения. Тогда стало ясно, чтобы как можно быстрее приступить к поискам, нужна постоянно действующая система, которая может подняться по тревоге - alert (англ.).
С тех пор отделения отряда стали открываться в разных регионах РФ. Появлению омской версии в феврале 2018 года способствовало не какое-то конкретное ЧП, а желание одного человека помочь быть готовым к такому.
- Я плакала, когда увидела, какая разница в успешных поисках в регионах, где есть отряд и где его нет, - поделилась мотивацией к основанию омского отделения "Лиза Алерт" Рада Маевская.
До этого она ничего не знала о движении, работала исполнительным директором в IT-компании, воспитывала ребёнка. Пока однажды ночью не услышала по радио историю человека, который не знал, чего хочет и в чём себя применить. Ведущий рассказал ему о добровольцах, которые ищут пропавших людей.
Как отметила координатор омского отделения, от новичков она регулярно слышит о страхе оказаться лишним, "мешаться под ногами". Но, во-первых, всегда проводятся вводные лекции. Во-вторых, помочь может буквально каждый, например, отслеживая комментарии в соцсетях под постами с ориентировками или обзванивая больницы. Чтобы помогать, необязательно знать картографию. Делать это можно удалённо. Как именно? Просто позвоните по горячей линии 8 800 700 54 52 или напишите отряду в соцсетях. С другой стороны, к тому, чтобы помогать, нужно быть готовым прежде всего эмоционально.
- Если человек сталкивается с трагическими поисками, это может выбить из колеи. Не каждый готов увидеть мёртвого ребёнка. Потом кто-то находит в себе силы продолжать, кто-то переключается на что-то другое <…>. Есть такое мнение, что волонтёр живёт [в отряде] три года. Поэтому баланс очень важен. Нам не нужно всё ваше время. Нам важно, чтобы у вас были нормальные отношения в семье, на работе, чтобы не было перекоса. Если же я вижу человека, который рвётся на каждый поиск, я с ним поговорю.
Остаться или уйти - право каждого. Есть те, кто с нами с первого дня. Это не так просто заменить. Это возможность менять мир. Ещё несколько лет назад, когда пропадал ребёнок, это даже в новости не попадало. Только когда его дня три уже ищут, да и людей немного собиралось, потому что никто об этом не знал. Сегодня иначе. Да, это развитие соцсетей, быстрое попадание в новости. Сейчас представить ситуацию, что ребёнка нет и никто его не ищет, невозможно, - отметила Рада Маевская.
Есть, конечно, и курьёзные случаи. Они, а главное, любые успешные поиски помогают двигаться вперёд. Например, в один день координатору пришлось искать бабушку с деменцией, которая нашлась спящей дома в ванной комнате, дедушку, будто сбежавшего из больницы, но на деле засидевшегося в другой палате, и велосипедиста, отставшего от марафона и заблудившегося в лесном массиве.
Есть эффект в психологии, называемый синдромом свидетеля, когда люди, ставшие очевидцами опасной ситуации, не пытаются помочь пострадавшим. Вероятность, что они откликнутся, тем меньше, чем больше людей станут просто стоять и смотреть. То есть большинство считает, что помочь должен кто-то другой, а не он.
А вот снять на видео - это незазорно. Омичка напомнила случай, когда в банк пришёл человек босиком, несмотря на неподходящую погоду. Он задавал странные вопросы и в целом вёл себя не как все. Вместо вызова скорой его записали на видео ради смеха и выгнали на улицу. Через несколько дней он вернулся. И другой охранник уже вызвал полицию. Оказалось, у мужчины ментальное заболевание, его искали родные.
Да, с обилием неадекватности на улицах, агрессии и разных запрещённых веществ бывает страшно подойти к незнакомому человеку. Но всегда, как советуют поисковики, можно вызвать скорую или полицию.
- С равнодушием я сталкиваюсь практически в каждом случае. Поиск в городе - это всегда либо быстрое нахождение за счёт того, что кто-то обратил внимание и помог, либо трагический исход. И таких историй много. Самое тяжёлое, когда понимаешь, что человек мог выжить, если хотя бы кто-то обратил внимание, - призналась поисковик.
Так на улице Лизы Чайкиной, прямо рядом с пешеходной дорожкой, по которой весь день ходили люди, погиб один дедушка. Вместе с такой же пожилой супругой они пошли гулять. Оба страдали деменцией. Понятно, что ясным весенним днём мирно гуляющая пара не вызывает вопросов. Но потом солнце село, а у пенсионеров, подолгу скитающихся вокруг торгового центра, никто не спросил, не нужна ли помощь. В какой-то момент они разделились. Бабушку нашли первой, она выжила. А дедушка умер в кустах от переохлаждения. Хотя к тому моменту (прошло несколько дней) в этом районе уже висели ориентировки с фотографией пожилого мужчины ровно в той одежде, в которой он пропал, с очень приметной кепкой.
- Никто не посмотрит нас вас косо, если вы перестрахуетесь и позвоните нам или в службу спасения. Позвоните и идите дальше по своим делам. Лучше мы лишний раз съездим и проверим, но никто не погибнет, - подчеркнула координатор отряда.
Бывает, что люди настолько погружены в свои дела и мысли, что ничего вокруг не замечают. Но есть те, пояснила Маевская, кто сознательно остаётся безучастным. "Я не подружка, чтобы звонить директору", - сказала учительница волонтёрам, когда искали 11-летнюю школьницу, не вернувшуюся на ночь домой. Когда такого же возраста мальчика высадили из автобуса на трассе, он долго шёл пешком, мимо проезжали машины, и никто не остановился. Когда двое мужчин тащили кричащую и вырывающуюся девочку. В первом случае ребёнок нашёлся в гостях у одноклассницы. Два других закончились трагически.
На что обращать внимание
- Если ребёнок младше 7 лет находится один на улице, неважно, ночью или днём.
- Если взрослый человек находится ночью один на улице и при этом выглядит растерянным.
- Если человек пьян и на улице не лето.
- Если человек, особенно пожилой, ночью сидит на остановке.
Во всех случаях можно позвонить по номеру службы спасения 112 или горячей линии "Лиза Алерт" 8 800 700 54 52. Вопросы о том, какой сегодня день и год, что это за место, являются универсальными маркерами, чтобы проверить, нет ли у человека ментальных проблем со здоровьем, хотя он может заверять вас в обратном и в том, что помощь не требуется. С детьми в этом смысле сложнее. В условиях, когда столько внимания уделяется детской безопасности, подойти и заговорить с чужим ребёнком может быть подозрительно.
Как советуют в "Лиза Алерт", считается нормальным подойти и задать вопрос, где его родители. Но сделать это нужно так, чтобы не напугать. Не надо дотрагиваться до ребёнка, уводить его: возможно, его уже ищут, а к вам потом могут быть вопросы. Даже представители полиции не могут везти чужого ребёнка в отделение один на один. В ответ на ваш вопрос ребёнок может сказать, что с ним всё хорошо. Но если вам кажется, что ситуация не совсем нормальная, можно позвонить в 112, отметила Рада Маевская. Если ребёнок нервничает рядом с неким взрослым, стоит спросить об этом самого ребёнка.
- Я видела ситуацию, которая мне показалась странной. Девочка играла в песочнице, а взрослый мужчина постоянно хватал её за локоть и говорил "пойдём, пойдём". Рядом сидели женщины, я сначала подошла к ним и спросила: это папа с дочкой? Оказалось, да, и я пошла дальше. Некоторые могут из-за подобного внимания понервничать, не так понять, но можно улыбнуться и объяснить ситуацию. Нормальный родитель скажет спасибо. А если подозрения оказались небеспочвенными, вы спугнёте похитителя.
Чужих детей не бывает. Гораздо хуже, если ребёнок был в опасности, а вы прошли мимо. На них надо обращать внимание как на своих. А своих - научить правилам безопасности, - настаивает Рада Маевская.
Чему научить своего ребёнка
Беседовать с детьми на тему их безопасности рекомендуется начинать с трёх лет. Правила нужно не только проговаривать, но и обыгрывать, ввести в обиход.
"Извините, я не могу с вами разговаривать" - ответ ребёнка на вопросы постороннего, которому его нужно научить.
"Я вас не знаю, я с вами никуда не пойду" - маркерная фраза, которую ребёнок должен сказать как можно громче и на которую обратят внимание окружающие, если незнакомец продолжает настаивать.
Правило трёх "Н". Никогда никуда и ни с кем не уходить, кроме своих близких.
Свой - чужой. Это по умолчанию мама и папа. В некоторых случаях братья, сёстры, бабушки, дедушки. Почему некоторых, потому что много зависит от их возраста и состояния здоровья. То есть нужно определить круг лиц, которым вы можете доверять. Чужие не значит плохие. Но случаются происшествия, когда детей похищают не совсем посторонние люди.
Кодовое слово. Оно даст ребёнку понять, в курсе ли происходящего родители. Так, был случай, когда за девочкой неожиданно пришёл знакомый семьи. По его словам, об этом его попросила мама ребёнка. Девочка спросила кодовое слово, пароль, мужчина не смог его назвать. Тогда она начала кричать и привлекла внимание прохожих.
Научите ребёнка кричать. Как отметила координатор, детей обычно учат быть тихими и послушными. Когда нужна помощь - они молчат. Поисковики рекомендуют родителям и детям вместе учиться кричать.
Научите ребёнка, что его будут искать. Нужно выбрать безопасное место и оставаться там. Если он будет перемещаться, найти его станет сложнее.
Зафиксируйте контакты родителей. Например, на силиконовом браслете.
Все эти договорённости надо постоянно освежать игрой и беседами с детьми. Если ребёнок сам ушёл из дома (сбежал), это тоже не значит, что он в безопасности. Причём убегают подростки из любых семей, благополучных в том числе.
Нужно учитывать, что на опрос близких об обстоятельствах исчезновения и на подготовку оповещений уходит время. Если окажется, что это похищение, по статистике, есть не более трёх часов, по истечении которых найти ребёнка живим вероятность, к несчастью, небольшая.
Полчаса - это время, которое в "Лиза Алерт" считают критическим. Если нет иных договорённостей между родителем и ребёнком, то спустя 30 минут после того, как ребёнок в ожидаемое время не вернулся домой, не отзвонился или не отправил сообщение, уже можно звонить в отряд, который отправит машину и проверит маршрут.
- Ежедневно несколько раз в день приходят сообщения, что пропал ребёнок. Это хорошо в том плане, что люди привыкают, что это ненормально, что об этом не стыдно рассказать. Вас за это не накажут. Вопросы к родителям возникают, когда наблюдается систематическое пренебрежение обязанностями, оставление детей в опасности.
90 % таких заявок заканчиваются тем, что ребёнок нашёлся в течение нескольких часов у друзей, на горке и так далее. И хорошо. Мы порадуемся вместе с вами, мы не обидимся, если вы будете через день нам звонить. Это лучше, чем пропустить первые драгоценные часы и потом искать ребёнка гораздо дольше, - пояснила координатор омского отряда "Лиза Алерт" Рада Маевская.