Каждый год в России исчезают более 180 000 человек. Теряются и взрослые, и дети. Теряются как в лесах, так и в городах. Кого-то удаётся найти и спасти, а чьи-то имена пополняют печальную статистику МВД. Одной из причин увеличения трагических случаев нередко бывает человеческое безразличие. И, наоборот, благодаря неравнодушному отношению людей удаётся сотворить чудо и спасти чью-то жизнь.
Поисково-спасательные отряды в России сегодня не редкость. Но прежде, чем они начали появляться и развиваться в каждом регионе, пришлось столкнуться с трагедиями. Так, отряд "Лиза Але́рт" появился благодаря пятилетней девочке Лизе Фомкиной и её тёте. Осенью 2010 года несколько сотен человек стихийно объединились, чтобы найти их в окрестностях подмосковного Орехова-Зуева. Спасти их не удалось. Но эта трагедия послужила поводом для создания одного из крупнейших в России поисково-спасательных отрядов, на счету которого тысячи спасённых жизней. Отряд получил название "Лиза Алерт": в честь погибшей девочки и англ. alert - "сигнал тревоги".
В феврале 2018 года благодаря инициативе и упорству одного человека региональное отделение "Лиза Алерт" открывается в Омске. Наш регион один из немногих, где отряд появился не вследствие трагического события, а по инициативе человека. Этим человеком стала Рада Маевская. Омичка, окончившая филологический и экономический факультеты ОмГУ, возглавляла успешную ИТ-компанию. В её жизни не было трагических событий, связанных с поисками близких людей, но её глубоко зацепили истории, связанные с потерявшимися детьми. Тем более что к тому моменту Рада сама только стала мамой.
- В компании, в которой я работала, была классная команда и отлаженный процесс труда. В какой-то момент я поняла, что у меня есть время и силы для того, чтобы сделать что-то ещё. Я стала думать над тем, чем я могла бы быть полезна. Я здраво оценивала свои силы, что по плечу, а что нет. Помогать системно больным и умирающим людям у меня не хватило бы духу. О существовании "Лиза Алерт" я узнала совершенно случайно в эфире ныне не существующей радиостанции. Ведущий отвечал на вопросы слушателей, и один молодой человек жаловался на то, что он не знает, чего хочет от этой жизни. Ведущий привёл в пример поисковиков отряда "Лиза Алерт". Он сказал, что это самые обычные люди, которые находят силы и возможности помогать другим. Я начала искать информацию. Позвонила на горячую линию отряда и сказала, что хочу помогать. В Омске отряда не было, но оказалось, что помогать в поисках можно из любого региона. Мне сказали "вы нам нужны", - рассказывает Рада Маевская.
Девушка начала усиленное обучение. Осваивать информацию ей помог большой опыт работы в сфере экономической безопасности и аналитики. Практические занятия поисковиков проходили в Новосибирске. Там учили радиосвязи, картографии, навигации, как водить группу по лесу, перестраивать, координировать. В ноябре каждого года "Лиза Алерт" проводит форум, куда приезжают представители региональных отрядов со всей страны, рассказывают о проделанной работе и приводят статистику пропавших и найденных.
- Несмотря на то, что в Омске не было отделения, меня позвали на этот форум. Я лично встретилась с организаторами отряда и окончательно поняла, что да - это моё. Я увидела статистику и плакала прямо в зале. Пропадают 180 тысяч человек в год, чуть меньше, чем погибают в авариях. 20 тысяч из них не находятся. Нет ресурса, чтобы их искать эффективно и долго. Особенно тех людей, что пропали в природной среде. Никаких спецслужб и спасателей на всех не хватит. Я увидела, насколько разная ситуация с трагическими случаями в регионах, где поисковики есть и где нет. "Лиза Алерт" помогает сохранить десятки жизней в год на один регион.Я пошла к руководителю отряда Григорию Сергееву и сказала, что хочу, чтобы отряд "Лиза Алерт" появился в нашем регионе, - рассказывает Рада.
Подготовительная работа по созданию омского поисково-спасательного отряда "Лиза Алерт" длилась несколько месяцев. На помощь омичам прислали нескольких специалистов из других регионов, где отряд успешно работал несколько лет. Днём рождения омского отделения считается 10 февраля 2018 года. В этот день в Омске состоялась первая встреча омского отделения "Лиза Алерт". На неё, помимо нескольких десятков добровольцев, были приглашены представители полиции и следственного комитета. Через два дня с силовыми структурами было подписано соглашение об обмене информацией. И в этот же день волонтёров ждал экзамен - поступила заявка на поиск двух девочек.
- Ирония в том, что девочки пропали в том же районе, где я живу. Первый день существования отряда - и уже ночные поиски детей. Девочек нашёл охранник магазина, в который они заглянули. У меня до сих пор лежат организационные листы с того дня. Тогда в поисках участвовали 18 человек, 10 из них в отряде до сих пор.
Участники отряда "Лиза Алерт" занимаются исключительно поиском людей. Периодически на горячую линию поступают звонки с просьбами найти потерявшуюся собаку, должника, отца-алиментщика или даже преступника, помочь бездомному на улице. Но волонтёры отвечают - их сфера, только поиск пропавших людей, которым нужна помощь. Поиски их не прекращаются до того момента, пока не будет результата.
- Мы не организация, а сообщество людей. Наш устав неформальный. У нас в отряде запрещены любые разговоры про политику, про религию, про всё, что может вызвать противоречия и споры. У нас нет юридического лица, мы не собираем деньги ни в каком виде. Это принципиальная позиция отряда, и вряд ли она когда-нибудь изменится, просто пока мы занимаемся этим на энтузиазме, потому что мы так решили и так хотим, у нас совершенно другая мотивация, нежели искать за деньги, - объясняет Рада Маевская.
Из-за такой принципиальной позиции добровольцам часто приходится привлекать и вкладывать в поиски собственные средства. Одежда для поисков в лесу, отгулы за свой счёт и заправка машин. В случае, если это ночные морозные патрули или пункт поиска находится далеко от города, заправить автомобили поисковикам помогают. Например, один из крупных заправочных концернов проводит акцию - предлагает водителям перечислить свои бонусы с покупки топлива на специальный счёт. Затем эти бонусы равномерно распределяются между регионами, где ведёт деятельность "Лиза Алерт". И в случае необходимости на них заправляют машины поисковиков. Для удобства некоторые добровольцы приобретают своё оборудование, но это не является обязательным условием участия в поисках.
За время существования омского отделения "Лиза Алерт" в регионе найдены тысячи людей. Но сотни числятся пропавшими. Если человека долго не могут отыскать, поиски переходят в пассивную стадию, когда ведётся аналитическая работа. Помешала темпам развития отряда пандемия. До неё системное обучение проходили порядка ста человек. Пандемийные годы не только не добавили в отряд людей, но и, наоборот, переключили часть из них на другие задачи. Сейчас отряд выходит на прежние показатели.
- Я не могу сказать, что омский отряд большой. Системно обучающихся на данный момент 60 человек. У нас всегда узкое место - координаторы и информационные координаторы, те люди, без которых поиск невозможен. Сейчас это я и Мария Журавлёва. Для города миллионника хотелось бы больше. У меня много поисков за пределами Омска. Но если говорить о нашем регионе, то самый впечатляющий - это поиск Коли Бархатова. Тогда малыша нашли живым. Но часто помнятся трагедии. Например, дедушка, который погиб на улице Лизы Чайкиной, рядом с пешеходной дорожкой. Он два дня ходил по этому району, вокруг были развешаны ориентировки, но никто не обратил внимания на него самого, - говорит Рада.
Сегодня поиски людей вышли на новый уровень. У членов отряда есть современное оборудование: рации, маршрутизаторы, квадрокоптеры, кроме того, налажены дружеские отношения с шестью пилотами-добровольцами, оказывающими помощь, когда необходимо вести поиски с воздуха. Омск - второй регион после столицы с таким внушительным парком летательных аппаратов. Рада Маевская отмечает, что техника в поисках, конечно, важна. Но не менее важным является человек и его психологическая стойкость.
Есть такое мнение, что волонтёр живёт в отряде три года. Большинство людей в течение этих лет находят силы, ресурсы, эмоциональный заряд, чтобы в этом участвовать, потом уходят. Нам важен баланс. Чтобы поиски не влияли значительно на нормальные отношения в семье и на работе. Нужно знать меру. С новобранцем, который рвётся на каждый поиск, я буду говорить и где-то ограничивать. Это моя ответственность как руководителя отряда. Бывает человек сталкивается с трагичными поисками. Не каждый готов увидеть мёртвого ребёнка. Это может выбить из колеи. Поэтому перед поисками, где высока вероятность не найти человека живым, мы предупреждаем волонтёров, чтобы человек понимал, готов он или нет с этим встретиться. Мы стараемся, чтобы люди осознанно к этому подходили. Бывает, кто-то наоборот не выдерживает столкновения с человеческим равнодушием или жестокостью. Остаться или уйти - право каждого. Все мы разные. И за счёт того, что разные люди, разного возраста, разных профессий собираются вместе ради одного дела, получается магия, которая позволяет делать то, что делает отряд.
- В прошлом году у меня случился день очень странных заявок. За один день три случая. В одном - в центре города искали бабушку с деменцией. Мы запустили поиски, обзвонили больницы, создали ориентировки, начали деятельность в соцсетях, запустили поиск камер на пути возможного маршрута бабушки. Я подхожу к квартире, где она живёт, и навстречу мне полицейские, которые сообщили, что бабушка просто уснула в ванной. Не прошло и пяти минут, как поступает заявка на поиск дедушки, который пропал из больницы. Мы поняли, что это плохая история, потому что на улице было не очень тепло, а он пропал в пижаме. Дедушку нашли в соседней палате, куда он зашёл в гости. Как только мы решили, что на сегодня хватит, к нам поступила заявка от участника веломарафона. Он заблудился. Это была заявка "Лес на связи", когда мы можем говорить с пострадавшим и он объясняет своё местоположение. Мы понимаем, что это какой-то километр, но не понимаем какого шоссе. Я доехала до марафонца первой, но два часа мы ещё эвакуировали его велосипед, - делится историями координатор омского поисково-спасательного отряда "Лиза Алерт" Рада Маевская.
Каждый человек в этой команде - это звено большой мозаики, без которого общая цель может быть не достигнута. Участник поисковой операции чётко понимает, что он должен делать, как действовать. Для этого волонтёры проходят обучение. Добровольцем стать легко. В аккаунтах отряда "Лиза Алерт" в социальных сетях публикуется вся информация о собраниях и занятиях. Можно просто позвонить на горячую линию по телефону 8-800-700-54-52 и заявить о желании помогать.
- Не нужно бояться к нам приходить. От новых ребят в отряде, я постоянно слышу примерно одно и то же: "Я так долго наблюдал, так хотел приехать, но боялся, что ничего не знаю и буду только мешаться". Мы объясняем, что можно помогать даже без специальных знаний. Нам помогают люди с ограниченными возможностями здоровья. В их квартирах мы можем установить принтер для печати ориентировок. Это большая польза. Или, например, можно отслеживать комментарии в соцсетях под ориентировкой. Мы в моменте поисков на улице можем не увидеть их, а кто-то увидел пост и сообщил, что видел этого человека. Звонят не всегда, а мы заглянем в соцсеть только два часа спустя. Поэтому мониторинг соцсетей очень важен. Есть те, кто из дома обзванивает больницы по определённому списку, с определённым количеством вопросов. И это тоже большая польза. И таких задач по каждому поиску у нас очень много. Я знаю, что большинство людей в определённый момент жизни задают себе вопросы: для чего я здесь, зачем я нужен, что я могу? Эта история с отрядом - это то, что даёт возможность менять мир и чувствовать смыслы.
Полностью подкаст можно послушать здесь:
Ранее старшие поисковой группы отряда "Лиза Алерт" Фёдор Свириденко и Мария Журавлёва рассказывали "Омск Здесь, как ищут детей.