Во всём мире 25 мая отмечается День пропавших детей. В жизни так случается, что несовершеннолетние пропадают, исчезают по разным причинам, иногда совершенно необъяснимым. Этот день посвящён детям, которые до сих пор не найдены.
Каждый случай, когда ищут ребёнка, считается чрезвычайным происшествием. В Омской области розыском пропавших детей занимаются разные ведомства. Но верными помощниками в поисковых операциях являются добровольцы разных объединений. Одно из таких - поисково-спасательный отряд "Лиза Алерт". В России этот отряд возник в 2010 году после того, как в Орехово-Зуеве в лесу вместе со своей тётей заблудилась четырёхлетняя Лиза Фомкина. Первые несколько суток их практически не искали. Только спустя несколько дней информация о пропаже девочки распространилась в интернете. Множество тогда ещё не знакомых друг с другом людей без поисковых знаний и специального оборудования приехали искать маленькую Лизу. Её нашли погибшей на десятый день с момента пропажи. Позже врачи сообщили, что добровольцы опоздали всего на сутки. Тогда люди, искавшие Лизу, пообещали друг другу сделать всё, чтобы такая трагедия больше не повторилась. Так в 2010 году возник отряд "Лиза Алерт", который назвали в честь погибшей.
Сегодня отделения отряда действует в 56 регионах нашей страны. С момента его существования (2010 года) в отряд поступило более 17 000 заявок на детей, более 15 800 детей найдено живыми. При каждом сообщении "Алерт!" в специальных чатах с места срываются десятки волонтёров, которые готовы патрулировать улицы, обзванивать больницы, осматривать стройки и заброшенные здания, прочёсывать лесопосадки и даже заболоченные леса.
По всей стране участники поисково-спасательного отряда "Лиза Алерт" проводят мероприятия по профилактике случаев, когда ребёнок теряется. Они рассказывают о правилах безопасности, проводят лекции для родителей. Детям в игровой форме объясняют, как вести себя в разных ситуациях, чтобы не попасть в беду. Об одном таком мероприятии подробно рассказывал "Омск Здесь". Главная их цель - заставить задуматься о том, что делать для того, чтобы ребёнок не попал в беду, и как можно меньше ориентировок о пропавших было развешано по городу и рассылалось по социальным сетям. В Омске отряд существует два года и доказал свою эффективность во многих поисках.
Все помнят, как летом 2019 года в Большереченском районе искали маленького Колю. "Омск Здесь" подробно рассказывал, как полицейские, спасатели, росгвардейцы, участники поисковых отрядов и простые люди, которые не смогли остаться дома, зная, что в лесу потерялся ребёнок, квадрат за квадратом обследовали заболоченную тайгу. Почти двое суток мальчик провёл в лесу и был найден живым благодаря правильно поставленным задачам и скоординированной работе поисковой группы под руководством опытного поисковика - мамы троих детей, которая специально прилетела из другого города, чтобы помочь отыскать Колю.
- В День поиска пропавших детей мы стараемся привлечь максимальное внимание к этой проблеме детей, - рассказала корреспонденту "Омск Здесь" координатор омского поисково-спасательного отряда "Лиза Алерт" Рада Маевская.- Все мы стараемся не думать о неприятных вещах, лелея в себе уверенность, что с нашими детьми, с нашей семьёй такого точно не случится. Это ключевое заблуждение, которое и приводит к беде. Люди не осознают, что достаточно какой-то мелочи, чтобы налаженная жизнь пошла не по тому руслу и ребёнок попал в ориентировку. Это может случиться с любой семьёй в любой момент. И наша задача - создать такие условия, в которых риск для ребёнка будет минимальным, научить его, как распознать опасную ситуацию и что делать, если она всё-таки наступила. Поэтому в этот день мы буквально кричим о такой страшной проблеме, чтобы люди остановились и хотя бы на минуту задумались, может быть, даже испугались, но поговорили со своими детьми и оценили тот образ жизни, который они им создают с точки зрения безопасности.
В этот день по традиции поисковики организуют флешмобы, лекции, инсталляции, интервью, разные акции, чтобы донести важную информацию до максимального количества людей. "Омск Здесь" ранее сообщал, что на улице маршала Жукова появилась особенная "Стена".
Согласно статистике за 2019 год, только по количеству зарегистрированных обращений в полицию в Омской области теряются два ребёнка в день. Большая часть "потеряшек" - это подростки, которые самовольно сбегают из дома. Но в эту статистику входят и дети, которые потерялись нечаянно или попали в беду (несчастный случай). На эти страшные цифры заметно влияет сезонность - зимой дети меньше времени проводят на улице, реже теряются. Реки и другие водоёмы таят в себе большую опасность. Помимо того, что дети могут утонуть, осенью и весной они проверяют лёд на прочность, и он не всегда выдерживает тяжести тела или удара ногой. В эти периоды поисковики всеми возможными способами рассказывают о вновь возникшей опасности. Летом прибавляется опасность природной среды.
- Если говорить о печальной статистике, то среди погибших детей 8 из 10 погибают именно в воде - это котлованы, речки, колодцы. Дачные и деревенские сортиры, как бы ужасно это не звучало, представляют такую же опасность. Чем больше ребёнок проводит времени на улице за пределами своего дома или двора, тем больше для него риски попасть в беду. Наша задача, как взрослых и родителей, создать ребёнку безопасные условия хотя бы на территории своего двора, на пути из школы домой, в подъезде, оценить все риски и свести их к минимуму, - поясняет Рада Маевская.
Летом количество пропавших детей возрастает. Самое опасное - потеряться в природной среде - именно об этом говорят участники отряда на проводимых ими родительских собраниях. В ходе беседы взрослым объясняют, когда детей можно брать с собой в лес, а когда - категорически нельзя, что делать, если вы едете вообще без детей и не собираетесь уходить глубоко, ведь теряются даже опытные грибники.
Большинство пропавших в лесу, которых мы ищем, независимо от их возраста, это люди, которые именно в этот лес ходят регулярно и уверены, что знают эту территорию, как свои пять пальцев. Таких людей чаще всего мы и ищем. Даже знакомое место всегда надо оценивать с точки зрения безопасности: не доходить до паранойи и везде видеть грядущую беду, а именно знать о возможных рисках, - говорит Рада Маевская.
Сегодня у омского отряда "Лиза Алерт" числится один незакрытый детский поиск – это поиск Димы Колпакова, который пропал в Тарском районе в мае 2018 года (о его поисках, когда привлекалась даже авиация, рассказывал "Омск Здесь"). Тогда отряд только начинал свою добрую деятельность в регионе, заявка о пропаже школьника поступила спустя несколько дней после его исчезновения. Участники отряда "Лиза Алерт" выезжали на место, откуда предположительно мог пропасть Дима, в течение нескольких дней вели поиски, но до сих пор о нём ничего неизвестно.
- Мы поддерживаем связь со следственными органами, в частности, со Следственным комитетом. И до сих пор обсуждаем задачи, которые мы можем выполнить, чтобы найти Диму. Каждый год мы отрабатываем задачи по разным регионам страны, на случай, если вдруг подросток оказался в другой области. Этот поиск не закрыт, работа по нему продолжается.
Много лет назад в Омске исчезла Даша Некрасова - ребёнок просто вышел из школы и не дошёл до дома. Отряда "Лиза Алерт" в Омске тогда ещё не было. Но сегодняшние поисковики включились в процесс её розыска, распространяли листовки, чтобы напомнить омичам, что ребёнка до сих пор ищут. Встречались с волонтёрами, которые тогда искали девочку, чтобы понять, что ещё сегодня можно сделать, чтобы найти хоть какие-то следы её исчезновения, проверить места, которые ещё не обыскали. Но сказать, что отряд занимается поисками Даши нельзя, потому что заявки о её розыске не поступало.
Если говорить о тех поисках, которые не завершены (человек не найден, и нет подтверждений, что он жив или мёртв), то в этих случаях проводится много информационных мероприятий - распространяются ориентировки, отрабатываются свидетельства и показания очевидцев, места предполагаемого местонахождения человека. По одному из поисков - 17-летнего подростка, участниками отряда регулярно обзванивались больницы нескольких областей, где предположительно мог находиться пропавший. В целом волонтёры находятся на связи с друзьями и коллегами разыскиваемых людей, напоминают, что поиск не окончен, и, конечно же, тщательно отрабатывают все сведения, которые поступают в отряд.
- В истории отряда есть удачные примеры многолетних поисков, когда спустя несколько лет ориентировки выстреливали и звонили люди, которые сообщали, что видели пропавшего, поясняли, где находится человек. Потому наше правило - мы никогда не хороним раньше времени. Пока человек не найден погибшим, для нас он живой, мы его ищем живым.
"Омск Здесь" пообщался с людьми, которые решили, что они могут быть полезными при поиске людей. Один из таких - Фёдор Свириденко. Деятельностью отряда "Лиза Алерт" он заинтересовался в начале 2018 года. Зимой поисков почти не было, но он следил за новостями на страницах отряда в социальных сетях, читал публикации о его работе.
- Мой первый поиск весной 2018 года оказался городским - мы искали бабушку, которая потерялась в одном из райцентров, - рассказывает Фёдор. - Я был в группе, которая патрулировала часть города, а потом прочёсывала кладбище, нам поступила информация, что она собиралась туда пойти. К сожалению, насколько я знаю, тогда поиски не увенчались успехом, но я только укрепился в мысли, что хочу быть в отряде и искать людей, которые потерялись.
До эпидемии коронавируса силами участников "Лиза Алерт" регулярно проводились учебные мероприятия - ознакомительные лекции для тех, кто впервые пришёл в отряд, отдельные лекции по основам навигации, радиосвязи, работы старших поисковых групп. Много таких материалов доступно для самостоятельного изучения на канале отряда в YouTube . По словам Фёдора, несколько раз в месяц проводились тренировки - выезды в лес на окраину города, где за несколько часов каждый желающий может на практике научиться работе с компасом, навигатором и радиосвязью, поработать в группе на "прочёс" территории и на отклик.
- Пару раз в год, обычно весной и осенью, проводились более крупные учения - со штабом, учебным пропавшим и сценарием. Но начинать, мне кажется, лучше всего с участия в настоящем поиске. Это позволит быстрее получить представление о сути этой деятельности и более целенаправленно подходить к учебным мероприятиям. Например, многим охотникам и туристам не надо объяснять, как пользоваться компасом, а участники авторадиоканалов часто уже имеют базовые представления о радиосвязи. Но собственно поисковую специфику приходится осваивать всем с нуля, - советует Фёдор.
Сейчас его частo ставят старшим поисковой группы. Такая группа должна либо обнаружить пропавшего в обозначенном квадрате, либо выйти из него с высокой степенью уверенности, что человека там нет. Эта ответственность не позволяет координатору поиска назначить старшим поисковой группы неподготовленного человека (при этом остальные члены группы могут быть на поиске в первый раз, но слушаться старшего). Старший должен уметь силами группы провести работу на прочёс или на отклик таким образом, чтобы не оставить на местности слепых зон. Также надо знать правила работы в радиоэфире, уверенно пользоваться всеми функциями навигатора, правильно действовать при обнаружении следов или вещей пропавшего и пройти курс первой помощи. Это несложные навыки, и овладеть ими может каждый. Но их надо отработать и продемонстрировать на практике. Фёдор считает: если работу его группы придётся переделывать, значит, он украл несколько часов из драгоценного времени, отпущенного пропавшему на выживание. А участники группы ходили за ним по лесу впустую, зря тратили силы.
- Больше всего мне запомнился поиск мальчика Коли в Большереченском районе в августе 2019 года, - говорит Фёдор Свириденко. - Около двух суток тогда мы все вместе искали трёхлетнего ребёнка в лесу, где всё было очень серьёзно - со следами кабанов и медведей, с множеством заболоченных участков. Более тысячи добровольцев, полиция и МЧС, авиация и беспилотники, джиперы и квадроциклисты, кинологи - кого там только не было! Тогда ещё совсем малочисленный омский отряд не справлялся с огромным количеством желающих помочь: для формирования поисковых групп не хватало оборудования, но прежде всего, не было обученных старших. На помощь приехали опытные поисковики из других регионов. Но всё равно многие добровольцы, пожертвовавшие своим временем и другими ресурсами, подолгу ждали получения поисковой задачи. Неподготовленного человека нельзя отправлять в лес и подвергать опасности. Исправить эту ситуацию могут только те, кто присоединится к отряду и пополнит число его регулярных участников. Только благодаря им на следующем "резонансном" поиске меньше добрых людей будут вынуждены топтаться без дела на штабной поляне, в лес уйдёт больше поисковых групп, а у пропавшего возрастут шансы быть найденным.
В тот раз всё закончилось хорошо: когда мы выполняли очередную задачу, в эфире прозвучало сообщение одной из групп: "Ребёнок найден!". Участие в поисках затягивает. Все рванули в лес, а я сижу на работе?! Надо быстрее заканчивать дела и ехать к ним! Здесь важно знать меру, чтобы не действовать в ущерб себе. Достаточно быстро появляется понимание, на какой поиск я очень постараюсь поехать, а какой предпочту пропустить, занимаясь своими делами. Стараюсь ездить прежде всего на лесные поиски. А в городских участвую, только когда там не хватает людей.
Мария Журавлёва по профессии инженер. Но любовь к своему питомцу повернула род её деятельности совершенно в другое русло - в отряде "Лиза Алерт" Маша с псом Грантом ведут занятия по подготовке к поиску собак. И, конечно, они всегда участвуют в поисковых операциях. Свою роль сыграл в этом и опыт участия и работы в аварийно-спасательной службе, где они помогали готовить собак к поискам в природной среде и на завалах.
- В нашем омском отряде я уже два года - с момента его создания, - рассказала "Омск Здесь" Мария. - За деятельностью "Лиза Алерт" я следила давно, с тех пор, как он начал свою деятельность в нашей стране. С появлением его в Омске в нём почти сразу открылось кинологическое направление, чем я всегда хотела заниматься. Теперь наши знания и опыт помогают готовить четвероногих поисковиков и, конечно, разыскивать людей, когда это необходимо.
Маша рассказывает, что в природных условиях в поисках её пушистый друг породы бордер колли по кличке Грант играет особую роль - он может услышать звуки и почуять запахи, которые не чувствует человек. Сама Маша выступает в таких случаях либо в качестве кинолога, либо старшей по группе: она умеет пользоваться компасом и навигатором, умеет ориентироваться в природной среде, знает правила поисков в лесу.
- Помимо поисков, я готовлю новичков - читаю лекции, раз в две недели до известных событий я проводила тренировки на свежем воздухе, в лесу. Обучала новых добровольцев пользоваться оборудованием, которое помогает при поиске. И, конечно, провожу занятия и тренировки для кинологов, - говорит Мария.
Своим первым серьёзным поиском она считает случай, когда в Чернолученском лесу заблудилась девушка. Тогда Машу поставили старшей группы, а пёс Грант оказал активное содействие и помог отыскать "потеряшку". Это был первый случай в их практике, когда в рацию прокричали заветное для всех поисковиков: "Найден! Жив!", причём это стало возможным благодаря именно их группе.
- Конечно, эти чувства, когда ты находишь человека, неописуемы, - вспоминает девушка. - Перед глазами до сих пор крутой берег, который густо зарос травой и деревьями. Мы шли ночью, волновались, и вот человек найден! Трудно описать словами, что переживаешь в такой момент в душе. Это не забудется никогда.
Второй поиск, который оставил неизгладимый след в душе кинолога, проходил в Горьковском районе, когда искали дедушку. Тогда поиск не дал никаких результатов, но сложная работа в течение трёх ночей в природной среде, в дикой природе, где не ступала нога человека и порой не было вообще никакой связи, дала очень ценный опыт. Очень сложно быть собранным, когда приходится обследовать огромные сложные территории, когда кажется, что на каждом шагу есть свидетельства того, что человек был тут. Кроме того, в ходе таких поисков поисковики учатся, сближаются, что позволяет нарабатывать опыт, качественнее работать в команде.
Все участники отряда пришли в него по зову сердца: они не могут сидеть дома, когда знают, что могут принести пользу в поиске пропавших людей, особенно, если это дети. При этом каждый уделяет отряду ровно столько времени, сколько позволяет его уклад жизни.
Рекомендации родителям, чему нужно научить детей, чтобы избежать трагедии:
-
нужно знать, на чём сделать акцент и чему ребёнка научить, чтобы избежать беды. Об этом участники отряда "Лиза Алерт" рассказывают на бесплатных родительских собраниях, заказать их проведение можно по телефону: 8-800-700-54-52. На таком собрании взрослым расскажут, как надо выстроить образ жизни ребёнка и чему его нужно научить, чтобы минимизировать риски неблагоприятных ситуаций;
-
важно донести до ребёнка мысль, чтобы он усвоил: если он потерялся, его обязательно будут искать. Важно, чтобы в такой ситуации не ребёнок искал родителя, а у ребёнка была абсолютная уверенность, в случае если он заблудился или потерялся, родные обязательно будут его искать.
-
если ребёнок потерялся, то в первую очередь он должен оглядеться, остановиться, убедиться, что родителей нет рядом и никуда ни с кем не уходить, его обязательно найдут.
-
ребёнок должен знать номера телефонов своих родителей и кого-то из близких родственников, свой адрес, безопасный маршрут из дома, правила, где он может погулять, во сколько должен возвращаться домой.
-
если ребёнок гуляет один, у него с собой всегда должно быть средство связи, а взрослые всегда должны отвечать на его звонки. Это правило действует в обе стороны - ребёнок всегда должен отвечать на звонки взрослых.
- Поделиться:
- RSS