Свободное время  •  13 января 2025, 18:31, последнее обновление 13 января 2025, 18:59

Слезами горю не поможешь, но и себя не обмануть. Как три подруги в театре личную жизнь исправляли

Как женщина учится прятать свои слёзы за предприимчивостью, юмором и верой в чудеса - в Лицейском театре показали спектакль о том, как дружба может горы свернуть.

Не для всех новогодняя ночь - это время бесшабашного веселья, салютов, танцев и встреч с любимыми. Некоторые в праздник особенно ощущают своё одиночество, тем более если пришлось отмечать его тет-а-тет с селёдкой под шубой. В голове навязчиво начинают появляться разные мысли: прошёл ещё год, а когда я наконец уже стану счастливой?

Вот и главная героиня новой постановки Лицейского драматического театра "Да, мы дамы" (16+) Татьяна оказывается одна в новогоднюю ночь, и никаким чудом в её доме не пахнет. К ней на помощь приходит тяжёлая артиллерия - замужние подруги Лариса и Наиля. Они решают найти Таньке "нормального мужика". Так в её доме в одну ночь оказываются холостой сосед Стасик и Дед Мороз (оба не по собственной воле). Вот только у самих подруг их замужняя жизнь совсем не малина.

Премьерный спектакль - режиссёрский дебют актёра Евгения Трубкина, который сейчас учится в Екатеринбургском государственном театральном институте по специальности "Режиссура театра". По его словам, в какой-то момент ему захотелось расширить для себя границы этого искусства и посмотреть на любимое дело с другой стороны, посмотреть глубже. Для своего первого опыта в качестве режиссёра Евгений выбрал пьесу Дамира Салимзянова "Дуры мы, дуры". Евгений считает, что она сама его выбрала.

- Знаете, как в "Гарри Поттере" палочка выбирает волшебника? Вот и тут так же было - стечение обстоятельств. <...> В этом материале мне понравились живые люди: все диалоги и монологи в пьесе - результат общения драматурга с реальными людьми. И в принципе персонажи этой истории живут среди нас, - рассказывает режиссёр Евгений Трубкин.

 

Кстати, режиссёр намеренно не заимствовал для своего спектакля название пьесы, а решил его переделать. Всё потому, что он не хотел вешать на трёх героинь ярлык "дур", считая это неуважительным. На спектакль с названием "Дуры мы, дуры" зритель идёт с конкретной установкой: скорее всего, покажут "что-то пошлое". Тогда он уже понимает, кого он увидит и какие выводы должен сделать.

Кстати, что касается жанра, то именно в нём прячется всё новогоднее чудо. А где случаются чудеса? В сказке, конечно. Вот Евгений и решил назвать свой спектакль "сказкой с судьбой".

 

- Признаюсь, что у драматурга пьеса была подписана так: "новогодняя сказка с судьбой". Мы оттуда взяли просто "сказка с судьбой", потому что мне понравилась тема сказки. События, которые происходят в спектакле, могут случиться только в ней. Когда мы верим в чудеса максимально? Именно под Новый год, люди на планете становятся более открытыми и добрыми. Это какой-то волшебный период. И вот, собственно, это она - сказка, но только та, которая происходит у людей во взрослой жизни. А почему с судьбой? Потому что она сюда вмешивается. В нашей жизни очень часто происходит то, чего мы не предполагаем, то, что мы привыкли называть судьбой: какие-то решения или события, которых мы не ожидаем. И здесь так и происходит, - делится Евгений.

В спектакле у самих зрителей несколько раз появляется возможность побывать теми самыми Мойрами, что плетут нити судьбы. Именно зритель решает, ввести ли нового персонажа, который может круто изменить личную жизнь героини, внеся в неё долю абсурда. Однако Евгений уверен, что зритель будет действовать по заранее отрепетированному сценарию, ведь сама история ведёт его к тому, чтобы принять то или иное решение, которое пойдёт на пользу главной героине.

Три женщины иронизируют друг над другом и над самими собой, заливисто смеются над мужиками, с которыми волей-неволей приходится быть той женщиной, что "коня на скаку остановит и в горящую избу войдёт". Но наступают минуты, когда стальной характер и слепая вера в лучшее дают трещину и оказывается, что голливудская улыбка прячет боль от оглушающего одиночества и страха, и дома тебя ждёт только тишина. Но они продолжают цепляться за ускользающее счастье, чтобы хотя бы на мгновение почувствовать себя счастливыми, а не просто заявить об этом. По словам Евгения Трубкина, это состояние отлично описывает выражение "смех сквозь слёзы". Но в одном героиням спектакля повезло точно - в дружбе.

- Я бы хотел верить в такую искреннюю дружбу, но не у всех есть возможность ощутить её. Не у всех есть люди, которые могут поддержать в любую минуту, несмотря ни на что, ничего не требуя взамен. Здесь видно, на что подруги готовы ради неё (главной героини - прим. ред.) пойти. Но при этом у каждой из них есть своя боль, своё одиночество. И они вместе стараются это пережить, - дополнил Евгений.

Актриса Наталья Мельникова исполняет роль Ларисы - одной из подруг Татьяны. Как рассказывает Наталья, героини спектакля воплощают в себе узнаваемые женские архетипы. Дружба свела вместе трёх совершенно разных девушек: Татьяна ранимая и романтичная натура в розовых очках, Наиля - затейница, "прёт как танк", уверенная в себе женщина везде, кроме дома, а героиня Натальи Лариса - мужик в юбке: она давно разучилась плакать, в её семье за "пореветь" отвечает муж. Причём актриса и её персонаж противоположны друг другу - ей гораздо больше подходит роль Татьяны, которую играет Юлия Сапфирова.

- Это очень частое явление: человек, даже если он замужем или женат, всё равно чувствует одиночество. Для наших героинь на первом месте - их женское счастье с мужчиной. На втором месте у них стоит дружба, которая за много лет их и спасала, и поддерживала. Это довольно редкое явление, - рассказывает Наталья Мельникова. - Когда работа (над спектаклем - прим. ред.) только началась, мы с Юлей скрипели: роль нелегко шла, потому что в тебе самом этого нет. Поэтому мы всё нарабатывали в себе те качества, которые нам не свойственны. Я даже на каком-то этапе заметила: господи, какая грубая я стала в жизни. Это, кстати, беда всех актёров. Надо себя сдерживать, потому что можно заиграться.

Период подготовки спектакля тоже оказался сложным: актрисы с режиссёром разбирали внутренние травмы героинь и практиковались в юморе, а также работали над мизансценой.

- Женя нам поставил задачу: смех сквозь слёзы. Это и предполагает соединение комедии и трагедии. Это очень непростая пьеса, потому что в ней надо выдавать стендаперский юмор, а потом взять и прикоснуться к глубине и триггерам героя, которые действительно есть у персонажа. Вся пьеса ими переплетена, - делится Наталья.

- Я вообще другая от слова совсем, - говорит Юлия Сапфирова, сравнивая себя со своей героиней Татьяной. - Но я её к себе притянула и живу с ней. Мне достаточно приятно с ней общаться. Мои отличия от Тани? Во-первых, место её работы - детский садик. Это не моё. И вообще я сама по себе человек бешеный и энергичный. Татьяна же рассудительная, слишком правильная, вся такая женственная, чего во мне нет. Мы разные люди вообще. По первости, конечно, было тяжело. Я думаю, что не мне одной, и девочкам тоже. Мы ещё движемся к тому, что должно получиться в итоге. Да, мы уже прижились с персонажами, но всё равно это ещё не окончательный вариант. Я этого не боюсь - я не стану Татьяной. Я Юля. Но когда мы здесь, естественно, я максимально перевоплощаюсь. Ну как иначе? Этого требует постановка.

В спектакле также принимают участие Фариза Махатова, Наталья Виташевская, Игорь Майоров, Вячеслав Болдырев, Евгения Суровая. Смогут ли женщины изменить судьбу Татьяны и почему вообще её личная жизнь потребовала срочного вмешательства? Как три дамы потешаются над судьбой и сильным полом, но при этом льют горькие слёзы и скрывают их именно из-за "мужского поголовья" (выражение одной из героинь - прим. ред.) зритель сможет увидеть уже 13 и 14 января на премьере спектакля "Да, мы дамы".

Фото: Елизавета Медведева

Читайте также