Свободное время  •  14 января 2025, 16:53, последнее обновление 14 января 2025, 17:11

"Кажется, что это какая-то детская придурь". Почему быть подростком всё-таки тяжело

Актёры театральной школы рассказывают со сцены историю подростка, который хотел вырваться из плена условностей и стать свободным.
 

Как разрешить дилемму: быть хорошей девочкой, которая во всём слушается маму, или наконец почувствовать себя свободной и воплотить в жизнь самые безумные душевные порывы и понять, какая ты настоящая? С этим предстоит разобраться главной героине спектакля "Гутя" (12+) (у девочки такое необычное имя). По сюжету в её плотный график "школа - домашка - школа" врывается девчонка-ураган и человек-праздник Дашка. Она - первый осознанный друг Гути, та, с кем она сможет стать смелее, сильнее, высвободить свои эмоции, а главное - не бояться совершить ошибку. Это же так важно для подростка.

"Гутя" - совместный проект Омского государственного театра драмы и Центра современного искусства "Огненный дракон". В спектакле принимают участие ученики театральной школы "Новая смена", а режиссёром спектакля выступил педагог школы и заслуженный артист России, ведущий актёр Омской драмы Руслан Шапорин. О том, как молодые актрисы искали в себе героев, почему каждый из нас должен найти в себе Дашку, про театральную школу и почему не надо становиться артистами, создатели спектакля рассказали журналистам на "Культурном завтраке".

Спектакль "Гутя", как рассказывает Руслан Шапорин, не задумывался как проект, на который будут продаваться билеты и приходить зрители. Это была отчётная работа учеников школы "Новая смена", чтобы показать их родителям, чему они научились. Так сказать, закрыть сессию и начать работать над чем-то новым. Но Руслан решил, что будет интересно, если спектакль сможет посетить любой желающий, а сам проект настолько полюбился ему самому и актёрам, что идёт на сцене уже три года.

- В пьесе нет того, от чего я, например, устал. Есть только молодой человек - красивый, фантастический, ранимый, свободный, подвижный, сломанный. Разный. Для меня этот спектакль - огромный сгусток красоты в разных проявлениях. И я понял, что его надо показывать зрителям дальше. У нас нет рекламы, я уже давно понял, что здесь работает только сарафанное радио, - рассказывает режиссёр спектакля Руслан Шапорин.

Руслан Шапорин

Спектакль поставлен по повести питерской писательницы Анны Анисимовой. Это история о взрослении, дружбе, первых серьёзных внутренних конфликтах, спорах, а также поиске себя и своего места в мире. История подростка Гути близка каждому, ведь всякий проходил через душевные муки взросления и вынес из этого периода какой-то опыт. Актрисы спектакля - ровесницы своих героинь, им 16-17 лет, а режиссёр считает, что пьеса вообще лишена возраста. Как признаются сами актрисы, они во многом играли самих себя. Причём в спектакле каждая из девушек играет Гутю и ищет в себе Дашку.

- Мы рассказываем историю о себе, у нас нет каких-то определённых ролей: мы все играем одного человека. И суть, наверное, всего нашего спектакля в том, что в каждом из нас есть Гутя и Дашка. Дашка - максимально открытый человек, эмоциональная и яркая личность. А Гутя, наоборот, только находится на этапе пути к такому типу личности, она более закрытая, - рассказывает начинающая актриса Вера Диденко.

Вера Диденко

Руслан Шапорин в работе над спектаклем выбрал интересную стратегию: он не "репетировал" людей, то есть не показывал актёрам, как играть и как двигаться по сцене. Режиссёр просто разговаривал с ними об их чувствах, подростковых переживаниях, увлечениях, о молодёжных "хохмах", а девушки делились с ним личными историями. Режиссёр сознательно сделал этот шаг, чтобы девушки соединили в спектакле то, чем живут они, с тем, что переживают герои "Гути".

- Дашка ищет праздник во всём, живёт как в последний раз, - добавляет Руслан Шапорин. - Вместо листовок на улице Гутя и Дашка пошли раздавать имбирное печенье людям. Просто так. Они обнимают деревья. Кажется, что это какая-то детская придурь, но в этом и есть поиск вечного праздника. И подруга пыталась научить Гутю этому. Дашка достаточно успешно занимается живописью и поёт, как и её мама. У неё интересная семья. А у Гути, наоборот, мама очень строгая и аскетичная. Девочка говорит: "Мама всё время строгала меня, как карандаш". Понятно, что мама не чудовище - мы старались уйти от этого, потому что, когда становишься на место матери, начинаешь понимать, почему она так делала. Но самое главное для Гути - понять, кто она.

В спектакле задействованы 10 человек, но есть четыре исполнительницы роли, которые, по словам режиссёра, "тот самый корабль, которые тянет всю историю". Это актрисы Настасья Попова, Алина Хохрякова, Ярослава Сигова и Вера Диденко. В постановке актёры всё делают сами, даже вместо звукорежиссёра регулируют музыку. Зрителя помещают в знакомые школьные декорации: учебный класс, актовый зал, а наблюдает он за камерной историей, находясь прямо на сцене.

- Мне кажется, что каждый из нас ведёт какую-то отдельную мысль Гути, и в итоге все они сплетаются в единую человеческую сущность. Кто-то рассказывает о дружбе с Дашкой, кто-то о ревности, кто-то об учёбе, кто-то об отношениях с мамой. Её личность раскрывается с разных сторон, хотя сама Гутя называет себя занудой и трусихой, но это не так. Просто нужно дать себе свободу, - делится актриса Настасья Попова.

Настасья Попова

- А для меня "Гутя" - это мостик к нашим родителям, потому что они были когда-то такими же детьми, как и мы. Но, к сожалению, по прошествии многих лет какие-то чувства, впечатления из прошлого они зарыли внутрь себя. И, как мне кажется, наша задача - попытаться их растрясти, чтобы они вновь почувствовали себя молодыми, красивыми и яркими, какими они были раньше, - добавляет актриса Алина Хохрякова.

Алина Хохрякова

Театральная школа "Новая смена" открыла свои двери три года назад. Учеников делят на три возрастные группы: младшая (7-9 лет), средняя (10-12) и старшая (13-17). Как рассказывает Руслан Шапорин, главная проблема школы - "текучка" учеников: кто-то понимает, что театр - это не для него, а старшеклассники часто уходят, чтобы посвятить больше времени подготовке к выпускным экзаменам. Но прийти и попробовать свои силы может каждый.

- Я никогда не делаю отборы, не принимаю их среди детей. Единственное, что если есть сильные противопоказания с точки зрения психики или физики, а нагрузки достаточно большие, тогда стоит подумать. Я не понимаю градацию талантов. Ребёнок должен сначала понять, куда он пришёл, у него должна появиться личная мотивация чему-то учиться, а не делать по указке родителей, - говорит Руслан Шапорин.

Как признаётся режиссёр, он не уговаривает учеников становиться актёрами, наоборот, постоянно приводит им аргументы, почему не стоит выбирать эту профессию. Многие актёры, по его словам, идут за этой мечтой с уверенностью, что станут великими артистами, а когда розовые очки разбиваются, то наступает тяжёлое разочарование.

- Это не профессия, а образ жизни. Вы готовы к такому? Быть всё время в движении, постоянные репетиции, спектакли. И даже ночью мы учим тексты и о чём-то спорим. Это не обычная работа: отработал свои часы, забыл и ушёл. Такого нет ни в актёрской среде, ни в режиссёрской. И я, конечно, провоцирую учеников: может, передумают, - признаётся Руслан.

- Это какой-то подростковый поиск: кем ты хочешь стать. Я помню, что я очень много перебирала разных профессий и много думала. Так сложилось, что моя мама много работала в театрах и водила меня в детстве на спектакли. Я подумала, почему бы не попробовать себя в театре, и нашла "Новую смену". Буквально за несколько месяцев просто с ног на голову всё перевернулось: я стала более открытой и свободной. Ты привык быть домашним растением, сидеть дома, смотреть что-то в интернете, а тут общаешься с людьми. И тут же мы начали работать над "Гутей", и я поняла, как она похожа на меня, - говорит Настасья Попова.

Ближайший показ спектакля "Гутя" состоится 26 января в Центре современного искусства "Огненный дракон".

Фото: Сергей Мельников

Читайте также