Свободное время  •   3 декабря 2024, 17:14, последнее обновление 4 декабря 2024, 13:37

5 историй, когда жажда приключений рушила людские жизни. О послевкусии от "Месяца в деревне"

Скука в новом спектакле Омской драмы "Месяц в деревне" - один из ключевых мотивов: она показывает, как люди совершают глупости ради мимолётных эмоций. После просмотра премьеры мы вспомнили пять историй о том, как скука и поиск острых ощущений приводили к настоящим трагедиям.

"Месяц в деревне" (16+) - премьерный спектакль Омской драмы не столько о пожирающей силе любви, сколько о том, насколько опасной для человека может быть элементарная скука. 2 часа 30 минут я лениво поглядывала на часы в надежде поскорее закончить это театральное приключение. Почему? Просто не зашло, случается. Характерный почерк Александра Кузина, режиссёра этой постановки - классические спектакли, без "современностей" и дерзких интерпретаций. Более взрослой аудитории они наверняка как бальзам на душу. А мне, выросшей в эпоху клипового сознания, похоже, не хватает новых форм. Хотя всё-таки с нежностью отношусь к поставленным им ранее здесь же "Женитьбе Фигаро" (2018 г., 16+) и "Сирано" (2013 г.). Обычно, даже если история от меня далека, я всё-равно стараюсь в неё всмотреться, погрузиться в глубинные смыслы, идеи и образы. Чтобы передать читателю атмосферу постановки. Но в этот раз мне этого делать совсем не хочется. Вместо этого я решила зацепиться за один из главных посылов истории: "человеческая скука может привести ко многим бедам", и поискать в реальной жизни случаи, когда скука, жажда приключений и поиск ярких эмоций доводили людей до глупостей и даже трагедий.

Немного про сам "Месяц в деревне"

Это история о любви, ревности и эмоциональной борьбе, разворачивающейся в российской усадьбе XIX века. Наталья Петровна (Анна Ходюн), жена помещика (Руслан Шапорин), влюбляется в молодого учителя Беляева (Максим Савенко), но он симпатизирует её воспитаннице Вере. Ревность разрушает покой в усадьбе, однако, в отличие от героев другой премьерной истории драмтеатра, наши герои страсти не подчиняются, проявляют благоразумие, честь и в итоге расстаются. Чувства остаются безответными, а жизнь возвращается к прежней рутине.

На этом фото в роли Беляева - Тимур Мулин

Сама история, честно сказать, без изюминки. Чуть не случилась измена, занесло на повороте, но всё-таки ничего-то в итоге и не произошло. Центр притяжения всего спектакля - страстный и колоритный образ, действительно блестяще воплощённый актрисой Анной Ходюн. Ещё присутствуют несколько занимательных второстепенных персонажей и любовных треугольников. Наибольшую симпатию вызывает интеллигент и "друг дома" Ракитин (Михаил Окунев) в вечной френдзоне. Говорят, этот образ Тургенев писал с себя, выражая таким образом характер отношений с обожаемой им певицей Полиной Виардо. И ещё привлекательна гордая воспитанница Верочка (Алина Заулицкая), преданная близким человеком - Натальей Петровной. В итоге девушка добровольно выбирает брак по расчёту, чтобы вырваться из ненавистного места. Стоит сказать, что молодая артистка, только недавно попавшая в труппу театра, очень искренне и правдоподобно выглядит в этой роли.

Анна Ходюн

А вот учитель Алексей Николаевич Беляев (Максим Савенко) как будто слишком молод и наивен, чтобы поверить в то, что такая статная и красивая женщина вообще обратит на него внимание. Даже сам герой поверить в это не может, и в этом смысле артист со своей ролью справляется хорошо. Складывается впечатление, что только от невообразимой скуки непримечательной помещичьей жизни в деревне героиня выдумала себе все эти чувства. Былая страсть остыла, и малейшая возможность хоть что-то почувствовать превратилась в вызов.

Кажется, вообще нередко люди, движимые страстью или стремлением к приключениям, совершали безумные поступки, рисковали здоровьем и репутацией. А всё ради веселья, любви или даже славы. Вдохновившись мотивом спектакля, мы собрали пять реальных историй такого печального опыта.

В попытке подзаработать спустилась по Ниагарскому водопаду в бочке

Американская искательница приключений Анни Эдсон Тейлор (1838-1921 гг.) вошла в историю как первая женщина, спустившаяся по Ниагарскому водопаду в деревянной бочке! Анни просто хотела вырваться из нужды, заработать деньги и стать знаменитой, поэтому и решилась на отчаянный шаг в свои 63 года.

Для подготовки к спуску Тейлор использовала специально изготовленную бочку, усиленную железными обручами и обитую мягкими подушками изнутри. 24 октября 1901 года она совершила свой опасный спуск, преодолев ярость водопада, женщина отделалась только ушибами и потерей сознания. Вот только стать богатой и знаменитой при жизни ей было не суждено. Помогавший пропиарить авантюру с бочкой менеджер сбежал со всем заработанным и даже прихватил ту самую бочку.

Выступления и лекции Тейлор не принесли ожидаемых доходов, и вскоре общественный интерес к её истории угас. Оставшуюся часть жизни она провела в бедности, пытаясь продать свои мемуары и как-то бороться за выживание. Именно этим образом и историей вдохновлён спектакль "Смит и Вессон" (16+) в Омской драме.

Антуан де Сент-Экзюпери и крушение в пустыне

Автор знаменитого "Маленького принца" был не только талантливым писателем, но и страстным пилотом, известным своими рискованными авиаполётами. В 1935 году он решил установить рекорд скорости, перелетев из Парижа в Сайгон (ныне Хошимин, Вьетнам). Этот амбициозный перелёт должен был принести ему престиж и крупное денежное вознаграждение.

Во время полёта через Сахару, недалеко от границы Египта и Ливии, самолёт потерпел крушение из-за технической неисправности или навигационной ошибки (точные причины не ясны). Экзюпери и его механик Андре Прево оказались в пустыне без достаточного запаса воды и еды. Они страдали от обезвоживания, сильной жары днём и холода ночью. Спасение казалось невозможным, и каждый день их состояние ухудшалось.

Чудом их спасли бедуины, что стало одним из ключевых событий в жизни писателя. Переживания и размышления, возникшие в пустыне, позже стали вдохновением для его творчества, особенно для "Маленького принца", где пустыня является важным символом поиска смысла и человеческой близости. Эта история стала ещё одним доказательством неугомонного духа авантюризма у мужчины, готового рисковать ради новых открытий и испытаний. Кстати, премьеру по этому произведению можно будет посмотреть в омском Доме актёра (12+).

Всю жизнь рисковал жизнью ради зрелищ

Гарри Гудини, знаменитый иллюзионист, известен на весь мир своими трюками. Он часто ставил себя в опаснейшие условия, чтобы удивить публику. Из своих ловушек мужчина выбирался только с помощью невероятной силы воли и ловкости. Например, Гудини часто показывал номер, в котором он запирался в железном баке или подводной камере. Из неё ему нужно было выбраться в течение трёх минут, прежде чем он потеряет сознание от нехватки воздуха. А ещё мужчина часто ввязывался в публичные "дуэли" с медиумами, пытаясь разоблачить их как мошенников. В то время это была весьма опасная авантюра, ведь мистицизм и спиритизм пользовались бешеной популярностью и авторитетом.

Можно считать, что опасное ремесло и довело его до смерти. Известный своим "железным торсом" Гудини как-то почти случайно получил в живот от студента-боксёра, желавшего проверить его прочность. Удар спровоцировал разрыв аппендицита и перитонит, от которого великий мастер зрелищ вскоре и умер.

Искал Эльдорадо, нашёл смерть

Сэр Уолтер Рэли, английский мореплаватель и фаворит королевы Елизаветы I, прославился своими авантюрными экспедициями в поисках Эльдорадо - легендарного города, полного золота. Одержимый древними легендами и мифами, мужчина предпринимал целых две поездки в Южную Америку: в 1595 и 1617 годах.

Экспедиции сэра Уолтера Рэли в поисках мифического места оказались крайне рискованными и принесли больше проблем, чем богатства. Эльдорадо не было найдено, а экспедиция завершилась неудачей. Это подорвало репутацию Рэли и привело к его падению при дворе. Вместо богатства и славы мужчина столкнулся с критикой, заключением и, в итоге, казнью.

Однако его рассказы о приключениях захватили воображение современников и сделали его легендой своего времени. Экспедиция Рэли стала символом стремления к открытиям и готовности рисковать ради мечты. Кстати, в нашем подкасте про археологию "Чего докопались?" Эльдорадо мы ещё не искали, зато пытались найти не менее легендарную Атлантиду.

Профукал всё ради юбки

Напоследок вспомним героев, которые хоть и являются вымышленными, но их история не менее показательна. В романе Набокова "Камера обскура" (18+) (по мотивам которого в Омской драме тоже недавно выпустили премьеру) и пьесе Тургенева "Месяц в деревне" центральное место занимают темы любви, страсти и разрушительных последствий необузданных чувств. Однако, в отличие от сдержанных персонажей Тургенева, герои Набокова, поддаваясь соблазну, полностью разрушают свои жизни. Кстати, премьера "Камеры обскура" на камерной сцене прошла параллельно с "Месяцем в деревне". А в этой рецензии мы подробно разбирали, в чём смысл постановки и почему там можно отыскать множество библейских и художественных аллюзий.

Главный герой романа Бруно Кречмар, преуспевающий человек, теряет всё из-за своей страсти к Магде, молоденькой любовнице, которая, как и Наталья Петровна из "Месяца в деревне", испытывает романтическую тягу к другому мужчине - художнику Горну. Однако в отличие от Натальи Петровны, которая ограничивает свои чувства, Магда не останавливается. Кречмар, ослеплённый любовью и ревностью, теряет контроль, его жизнь рушится, а предательство Магды становится роковым ударом, приводящим к слепоте и смерти.

Оба произведения показывают, как любовь и страсть могут управлять людьми, но на примере героев "Камеры обскура", пусть и вымышленных, виден полный спектр последствий, когда чувства берут верх над разумом. Эта история служит напоминанием о том, как легко страсть способна разрушить не только отношения, но и всю жизнь.

Читайте другие наши рецензии на спектакли Омской драмы:

Фото: Андрей Кудрявцев, предоставлены Омской драмой; изображения созданы с помощью Midjourney

Читайте также