А где луч света? В Омской драме прогремела "Гроза"
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь» 16 июня 2023, 15:06  •  печать

А где луч света? В Омской драме прогремела "Гроза"

На камерной сцене Омской драмы яркая премьера - спектакль "Гроза" в жанре "сказочки". Делимся впечатлениями и комментариями режиссёра Галины Зальцман.

Говорят, перед смертью у человека проносится вся жизнь в голове. Возможно, всё пережитое сужается до нескольких важных для тебя людей. А через парочку жадно впившихся в память образов прорывается и голос совести. В такое путешествие вместе с главной героиней пьесы Островского "Гроза" приглашают зрителей нового премьерного спектакля Омской драмы.

"Гроза" (16+) в постановке режиссёра Галины Зальцман сконцентрирована вокруг шести основных персонажей истории: Катерины (Наталия Запивохина), Тихона (Артём Ильин), Варвары (Ольга Беликова), Кабанихи (Ирина Герасимова), Дикого (Михаил Окунев) и Бориса (Игорь Костин). Всё путешествие длится приемлемые полтора часа без антракта, а в зал вместо привычного звонка зрителей приглашают раскаты грома.

- Мы решили рассказывать историю от лица Катерины, посмотреть на мир её глазами. Поэтому сконцентрировали действие на основной линии конфликта, убрали нескольких персонажей, чтобы остались только те, кто непосредственно влияет на сюжет. "Гроза" Островского написана на стыке драмы и трагедии, в ней человек борется с высшими силами, судьбой, роком, непреодолимыми вещами. В ней есть понятия грех, Бог, любовь, Вера, и конфликт строится вокруг них. Поэтому нам интересно было найти, в чём выражен этот конфликт, при этом нашей постановочной группе было очень важно сохранять и подчёркивать эту трагедийную сущность пьесы, выявить столкновение языческого и православного. Что есть любовь в православии и язычестве? Что есть бог и закон, и всегда ли он исходит от бога? Правильно ли люди понимают божественный закон и как они его трактуют? - рассказывает режиссёр спектакля Галина Зальцман.

Языческое, в частности, проявляется через жуткий хор скоморохов (Олег Берков, Анастасия Ешкова, Иван Курамов, Мария Макушева, Александр Соловьёв). Дьявольски завораживающие бесы с балалайкой, шаманским бубном, скрипкой и тамбурином выступают и "голосом совести" Катерины и её проводниками "от финала к финалу".

- У нас спектакль начинается с финального события. Запутавшаяся, потерянная Катерина бесконечно возвращается на круг, пытаясь вспомнить свою жизнь, её сознание дробится, оно полно духов, истязающих её. Это такой морок совести, что ли. И зрители вместе с Катериной видят этот морок через хор-скоморохов, через такой ярмарочный, шутовской оркестрик, который Катерина когда-то, наверное, видела во время праздника на площади, и он так ярко врезался в её голову, что все её грехи и сомнения заговорили голосами этого страшного хора. Язычество ведь само по себе довольно страшная, хтоническая вера. Поэтому у нас возникло название жанра - сказочка, весь мир нашего спектакля не бытовой. А ещё мы нашли песенку про девочку, которая бросилась в реку, и она идеально вписалась в ткань нашего спектакля, - отметила режиссёр постановки.

Смерть Катерины - страшная программная вещь, неотменяемый спойлер, ещё со школьной скамьи въевшийся в подкорку. Но на спектакле Омской драмы ты об этом просто забываешь. Все персонажи очень яркие, харизматичные - безупречные в мелочах (мимика, интонации, взгляды, паузы). Вероятно, такая "сказочка" (так заявлен жанр спектакля) - как раз то, что нужно затюканным бесконечными списками для чтения старшеклассникам. Здесь нет назидательного тона, скуки и чего-то, что не вписывалось бы в современные реалии. Всё можно понять, прочувствовать, каждый герой в определённый момент вызывает сочувствие.

- Думаю, что старшеклассники понимают, что театр - это не буквальный перенос пьесы для того, чтобы написать потом сочинение, не читая произведение, поэтому никаких предубеждений, что они не поймут, у меня нет. Считаю, что в такой подаче история им будет даже ближе и понятней. Хоть Островский и жил 200 лет назад, он и сегодня актуален, и произведения его вполне себе могут быть внятными и интересными. Может быть, после спектакля, они смогут иначе взглянуть на сам текст, прочесть пьесу, как она написана и получить удовольствие. Школьная программа порой странным образом устроена - "Грозу" проходят в 9 классе. В этом возрасте ещё очень многие вещи непонятны. И вот это назидание, и "луч солнца в тёмном царстве" - что это ещё значит, кроме слов? Театр, как мне кажется, должен способствовать преодолению, чтобы молодые люди могли увидеть, почувствовать, что на самом деле стоит за всеми этими буквами, - считает режиссёр.

В какой-то момент на "свидание" с бредящей Катериной приходит медведь (вернее, её любовник Борис, а затем и муж Тихон в образе зверя).

- Медведь снится Катерине во сне. С одной стороны - это такой классический для русской культуры сюжет сновидения (вспомним сон Татьяны из "Евгения Онегина"). С другой стороны, в православной традиции есть сюжет изображения Христа в виде зверей. В том числе есть изображения Христа в виде медведя. И тут у нас тоже сходится - медведь-жених, Христос-жених - непонятно, кто её уносит в пучину? Забирают её силы зла (медведь тащит во грех) или всё-таки Христос, который прощает ей всё? - поделилась Галина Зальцман.

​​

Есть в этом спектакле и поражающий воображение эротизм. Но эту химию между Катериной (Запивохиной) и Борисом (Костиным) трудно описать, так что гораздо лучше один раз увидеть всё своими глазами! Кстати, не переживайте, что история подкосит вас эмоционально: здесь очень много приятного юмора, который разбавит гнетущую атмосферу надвигающейся трагедии.

Фото: Андрей Кудрявцев

Читайте также