Не чернуха,
а история большой любви
а история большой любви
Смотрим "Похороните меня за плинтусом" (16+) в Омской драме: плачем, смеёмся, но не кринжуем!
"Похороните меня за плинтусом" - трагикомичное путешествие по лабиринту детских воспоминаний и обид в Омской драме. Постановщик - главный режиссёр питерской "Мастерской" Роман Габриа.
"Похороните меня за плинтусом" - трагикомичное путешествие по лабиринту детских воспоминаний и обид в Омской драме. Постановщик - главный режиссёр питерской "Мастерской" Роман Габриа.
Каждый взрослый где-то глубоко в себе носит печаль о потерянном рае детства, откуда однажды его выгнали, но куда он отчаянно мечтает вернуться. Если же это священное время было омрачено страданиями и жестокостью, человек будет жаждать прощения. Зачем? Чтобы умыть наконец исцеляющими слезами всё ещё кровоточащие раны души…
Фото: Андрей Кудрявцев, Омская драма
Просмотр в далёком 2009 году фильма "Похороните меня за плинтусом" (16+) режиссёра Сергея Снежкина оставил психотравму. Это было страшно, дико, местами до болезненности правдоподобно. Блестяще воплощённая актрисой Ниной Крючковой героиня повести Павла Санаева - бабушка Нина Антоновна - чудовищный монстр из самой глубокой шкатулки детских кошмаров. Так что, когда в репертуарном листе Омской драмы на горизонте замаячила премьера от Романа Габриа по этому произведению, сделалось по-настоящему не по себе. Мы уже переживали опыт смерти и "хоронили отца" с его "С днём рождения, Папа!" (18+). Так что от режиссёра, который во второй раз выбирает для работы не самый радужный материал, следовало ожидать чего-то уж очень эмоционально непростого.
Первым добрым звоночком о том, что особо эпатировать и морально потрясать зрителя никто не собирается, стали вот эти слова Габриа о материале для постановки:
“
Эта повесть для меня глубоко лиричная, добрая и совсем не жестокая, какою она кажется на первый взгляд. Она о любви.
Что кажется совсем уж оксюмороном в контексте увиденного в далёком 2009 году. И совсем бальзамом на душу легло интервью, где в формате глубокой и увлекательной беседы мы с Романом ещё до премьеры договорились о том, что вся задача спектакля, в сущности, сводится к тому, чтобы "обнять и простить бабушку". Так получилось ли?
В разворочённом бурей быте
В разворочённом бурей быте
Ещё перед началом спектакля сцена с поднятым занавесом вовлекает зрителя в какое-то ностальгическое путешествие по задворкам былой памяти. Перед нами перенасыщенная бытом квартира из советского прошлого: узнаваемый холодильник вроде "ЗиЛ-Москва" дышит в бочину миленькой газовой плите, стерильная белая ванна подпирает обеденный стол, а металлическая койка ютится у кинескопного телевизора, по которому почти без остановки идут любимые мультики детства.
В такой омут памяти и погружается повзрослевший Саша Савельев (Егор Уланов). Матрица образов, переодевание главного героя (Егор Уланов) во взрослого себя указывает на то, что перед нами не реальное время и место действия - это скорее лабиринт воспоминаний:
В такой омут памяти и погружается повзрослевший Саша Савельев (Егор Уланов). Матрица образов, переодевание главного героя (Егор Уланов) во взрослого себя указывает на то, что перед нами не реальное время и место действия - это скорее лабиринт воспоминаний:
“
Ведь взрослый Саша находится не в квартире, а в памяти об этой квартире. И он видит не бабушку, а вспоминает её. Сочиняет заново. И квартира для него - существо, действующее лицо,— рассказывал Роман в интервью.
Фото: Андрей Кудрявцев, Омская драма
В этой самой квартире вместе с полубезумной бабушкой (Валерия Прокоп) и артистичным дедушкой (Валерий Алексеев), в отрыве от горячо любимой мамы (Анна Ходюн), мальчик провёл солидную часть детства.
"Мама променяла меня на карлика-кровопийцу и повесила на бабушкину шею тяжкой крестягой. Так я с четырёх лет и вишу".
"Мама променяла меня на карлика-кровопийцу и повесила на бабушкину шею тяжкой крестягой. Так я с четырёх лет и вишу".
Очень камерная, интимная и автобиографичная история трагедии одной семьи тем не менее разворачивается на большой сцене театра. "Похоронить себя за плинтусом" через Сашу Савельева вообще-то просит сам Санаев, поскольку оригинальное произведение - реальная история детства писателя. Его дедушка - знаменитый советский артист Всеволод Санаев по молодости женился на студентке филфака Лидии. Эта женщина непростого характера, не сумев реализоваться в жизни, потеряв первенца, утратила всякое душевное равновесие и так и не смогла оправиться от пережитых потрясений. Позже у пары родилась дочь Елена, а уже у неё сын - Павел Санаев. В повести мы видим очень красочную и эмоциональную иллюстрацию того, как психотравмы бабушки приводят к необратимым трансформациям. От выходок женщины страдают все близкие, а в особенности достаётся маленькому мальчику, которого она как будто пытается "залюбить до смерти".
Фото: Андрей Кудрявцев, Омская драма
Центральный конфликт в семье писателя спровоцировало решение его матери Елены связать жизнь с актёром Роланом Быковым, против чего категорически выступала вся семья. Мальчика отлучили от мамы, а перечить деспотичной родительнице женщина не посмела. Все эти конфликты нашли отражение и в произведении, и в спектакле.
Фото: Андрей Кудрявцев, Омская драма
"Топтать каждый может, а ты прости"
"Топтать каждый может, а ты прости"
Квинтэссенция содержания пьесы - это, пожалуй, слова, которые отчаявшаяся Нина Антоновна говорит дочке Ольге в самом конце на пороге её квартиры перед закрытой дверью, когда та всё же набирается смелости и похищает сына у матери.
“
Топтать каждый может, а ты прости. Покажи, что величие есть в тебе. Боишься, опять кричать начну? Не буду… Простишь, буду знать, что недостойна голос на тебя повысить. Ноги тебе целовать буду за такое прощение! Грязная дверь у тебя какая… Слезами своими умою её. Весь порог оботру губами своими, если буду знать, что тут доченька живёт, которая матери своей все грехи простила.
Фото: Андрей Кудрявцев, Омская драма
И звучат эти слова в красиво оформленном, трогательном, до надрыва внутри обнадёживающем финальном монологе в исполнении народной артистки Валерии Прокоп. В отличие от монструозного и шокирующего образа бабушки из знаменитой экранизации нулевых, её Нина Антоновна не так пугает и шокирует. Она тверда и часто невыносима снаружи, все "сволочи" и "суки" (да, в постановке вы услышите не самые приятные выражения), но почти в каждой ситуации считываются глубокие внутренние переживания героини и искренняя любовь к близким. И Валерия Ивановна - не просто эмоциональный и энергетический центр спектакля. Она филигранно выводит образ бабушки-героини, всю жизнь тянущей на своих плечах семью. Сложного, закрытого и "колючего" человека, несущего внутри себя бурю подавленных эмоций, нереализованных желаний и целый океан любви.
ЛЮБОВЬ
ЛЮБОВЬ
ЛЮБОВЬ
Фото: Андрей Кудрявцев, Омская драма
Многих при просмотре окатит приятной тёплой волной ностальгии. Можно вспомнить купания в ванне, семейные посиделки и гулянки на кухне, а в памяти нет-нет да и всплывут эти миры, которые всегда так внезапно разрастались до масштабов вселенской значимости из самых незатейливых комнатных игр.
Архитектура грёз и лабиринт воспоминаний
Архитектура грёз и лабиринт воспоминаний
Как и в любой своей работе, Габриа ваяет даже не спектакль, а целое художественное полотно. Что "Папа", что "Плинтус" и в отрыве от основной истории интересны своим визуальным языком. Декорации, свет и музыка создают такое пространство, в котором смыслы раскрываются под особым фильтром. Кажется, что за всем этим можно с интересом наблюдать даже без слов.
Богатое детское воображение увлекает в фантазийные миры. Вот истосковавшийся по маме Саша надевает лыжи, пальтишко, выставляет штурмана Чебурашку и на двух стульях мчится сквозь метель, пытаясь ухватиться за милый сердцу образ. Или в другой сцене мальчик в шапочке из фольги с усиками и пёстрыми бабочкиными крыльями за спиной увлекается в новое смелое путешествие сквозь метель. Потом уже дедушка (Валерий Алексеев) подхватывает безумную фантазию внука и на потеху залу проплывает в забавном образе по сцене.
Богатое детское воображение увлекает в фантазийные миры. Вот истосковавшийся по маме Саша надевает лыжи, пальтишко, выставляет штурмана Чебурашку и на двух стульях мчится сквозь метель, пытаясь ухватиться за милый сердцу образ. Или в другой сцене мальчик в шапочке из фольги с усиками и пёстрыми бабочкиными крыльями за спиной увлекается в новое смелое путешествие сквозь метель. Потом уже дедушка (Валерий Алексеев) подхватывает безумную фантазию внука и на потеху залу проплывает в забавном образе по сцене.
Фото: Андрей Кудрявцев, Омская драма
Сценические решения радуют глаз, увлекая зрителя в самобытную архитектуру детских грёз. На протяжении двух часов зал буквально купается в нежных красках, тенях, мыльных пузырях и бабочках. Детская ладошка неуверенно выводит на большом экране старательные ученические каракули, фантасмагорически волшебные иллюстрации Адели Низаевой, время от времени точно в глубоком сне проплывающие над сценой, завораживают.
А поскольку воспоминание вытесняет реальность, взрослый Саша часто невидимой тенью бродит по сцене, он - отголосок прошлого себя, бережно собранный образ из осколков далёкого вчера. Кажется, убери его со сцены совсем и ничего не поменяется. Да и в своей семье он невидимка, на которого все окружающие проецируют свои страхи, желания или комплексы. За него думают, за него чувствуют, остальное во внимание никем из взрослых не принимается.
А поскольку воспоминание вытесняет реальность, взрослый Саша часто невидимой тенью бродит по сцене, он - отголосок прошлого себя, бережно собранный образ из осколков далёкого вчера. Кажется, убери его со сцены совсем и ничего не поменяется. Да и в своей семье он невидимка, на которого все окружающие проецируют свои страхи, желания или комплексы. За него думают, за него чувствуют, остальное во внимание никем из взрослых не принимается.
“
…Жизнь нужна только затем, чтобы делать уроки, ходить к врачам и пригибаться от бабушкиных криков.
Фото: Андрей Кудрявцев, Омская драма
"Пропала жизнь"
"Пропала жизнь"
Из немногих ярко чувствующих здесь - Ольга (тройное браво Анне Ходюн!), она громче всех ругается, с надрывом до хрипотцы в голосе пытается достучаться до матери и с нежностью наслаждается каждым мгновением, которое ей иногда позволено провести с сыном. Она - далёкий и почти недосягаемый идеал матери, которая, кажется, и может дать те самые, понятные и осязаемые ребёнком тепло и любовь.
“
Бабушка была моей жизнью, мама - редким праздником. У праздника были свои правила, у жизни свои.
Фото: Андрей Кудрявцев, Омская драма
Очень колоритно в ткань спектакля вплетены два мужских образа - дедушки Саши Семёна Михайловича (Валерий Алексеев) и соседа Алексея (Михаил Окунев). Не такие заметные в книге, здесь эти персонажи "обрастают кожей", заставляют проникнуться симпатией. Муж Нины Антоновны - в прошлом талантливый артист МХАТа, который теперь спасается от абсолютного и деспотичного матриархата "рыбалкой". Вместе с понимающим соседом мужчина "сбегает" из дома, глушит горькую, ругает и жалеет больную супругу. А ещё харизматично осыпает зрителей стихами и монологами, например из Пастернака или чеховского "Дяди Вани":
“
Пропала жизнь! Я талантлив, умен, смел... Если бы я жил нормально, то из меня мог бы выйти Шопенгауэр, Достоевский... Я зарапортовался! Я с ума схожу.
Фото: Андрей Кудрявцев, Омская драма
Алексей Михаила Окунева же совсем отказывается плясать под женскую дудку (как, например, его смирившийся Савел Прокофьевич в "Грозе" (16+) Галины Зальцман), а потому выбирает жизнь одинокую, но гордую. Сцены их пьяных и комичных посиделок на кухне - вторая главная изюминка спектакля после Валерии Прокоп.
Пожалуй, главное достоинство премьерной постановки Габриа в том, что, в отличие от популярной экранизации нулевых, режиссёр передал ключевой посыл произведения - любовь. Любовь через кривое зеркало обезображенного прошлого, принятие, слёзы и страх, но всё же любовь какая она есть. Истерзанный заботой внук всё-таки обнимает бабушку. Где-то здесь, возможно, уже гнездится и прорастает прощение. Так ли это на самом деле? Пусть каждый зритель заглянет в себя, своё прошлое и решит для себя сам.
Пожалуй, главное достоинство премьерной постановки Габриа в том, что, в отличие от популярной экранизации нулевых, режиссёр передал ключевой посыл произведения - любовь. Любовь через кривое зеркало обезображенного прошлого, принятие, слёзы и страх, но всё же любовь какая она есть. Истерзанный заботой внук всё-таки обнимает бабушку. Где-то здесь, возможно, уже гнездится и прорастает прощение. Так ли это на самом деле? Пусть каждый зритель заглянет в себя, своё прошлое и решит для себя сам.
Фото: Андрей Кудрявцев, Омская драма, изображения сгенерированы нейросетью Midjourney и вдохновлены иллюстрациями Адели Низаевой