Почти 20 лет бездомности и наследие из 2000 стихов. Драмтеатр представил спектакль о Поэте-магните
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь»  4 октября 2023, 11:11  •  печать

Почти 20 лет бездомности и наследие из 2000 стихов. Драмтеатр представил спектакль о Поэте-магните

Первая премьера 150-го юбилейного сезона Омской драмы - "Магнит. Омская история". Атмосферный мюзикл для драматического театра о жизни и поэзии большого русского поэта Аркадия Кутилова (Магнита). Вряд ли вы учили его стихи в школе, но мы спешим исправить недоразумение.

"Да зачем вам ставить спектакль про какого-то бича?" - резонно обращает свою претензию к Омской драме зритель. Действительно, а кто такой этот ваш Магнит и почему про него целую постановку сделали? В молодости неудачно разделил с сослуживцами (представьте себе веселье) антифриз. Все, кроме него, умерли. Затем депрессия, разрушенная семья, 17 лет скитаний. В том числе по теплотрассам, вокзалам и подворотням нашего (и не только) города, беспробудное пьянство. Но где-то в творческих промежутках рождается легендарная строка "Заря не зря, и я не зря", знакомая почти каждому омичу, и ещё более 2000 удивительных стихотворений. Остроумных, красивых, полных вкуса и смысла.

Живу бегом,
всё лето жив я бегом,
от звон-зари
до пятых петухов…
А в ноябре,
умывшись первым снегом,
вгоняю чувства
в гробики стихов.
 
 

К своим "12 подвигам Магнита" Аркадий Кутилов припишет: "в Эрмитаже полминуты просидел на троне Романовых, за что получил 15 суток". Тюрьма была ещё несколько раз, и "жёлтый дом" тоже. Арестовывали в основном за изобретательные хулиганства вроде такого: "землю с могилы Есенина продавал ради шутки, а сам её Порт-Артуре накопал". Поэт умер "в результате невыясненных обстоятельств" в знаковом для Омска месте, там, где вы гуляете в приятной вечерней неге с кофейком и друзьями, или коротаете свободный часок между парами. Обнаружили тело Аркадия Кутилова в сквере Транспортного института.

Меня убили. Мозг втоптали в грязь.
И вот я стал обыкновенный "жмурик".
Моя душа, паскудно матерясь,
Сидит на мне. Сидит и, падла, курит.
 
 

Представьте себе, вся эта противоречивая биография принадлежит одному-единственному человеку, прожившему всего каких-то 45 лет, - Аркадию (Адию) Кутилову по прозвищу Магнит. Спектакль про эпатажного поэта придумал ставить Тарас Михалевский (он же автор всей музыки), пьесу написал его брат Алексей, а режиссёром-постановщиком выступил артист драмтеатра и руководитель "Театра живописи" - их отец Николай Михалевский. Детище талантливой театральной семьи открыло юбилейный 150-й сезон в Омской драме.

"Я люблю в тебе не тебя"

Главную роль в мюзикле для драматического театра исполнил Егор Уланов. В предпремьерном интервью мы с ним очень подробно обсудили: и почему Кутилов канул в историческую "лету", и что довело этого человека до такого маргинального положения. Обязательно почитайте, если пропустили. Кстати, никого, кроме Егора, Тарас Михалевский даже не рассматривал на эту роль. И, судя по реакции зала, выбор оказался весьма удачный. На эту роль прямо-таки просится артист с внутренним стержнем, запалом, огнём в глазах.

Мы ведь не знаем и не можем знать, каким был Аркадий Кутилов. Но красноречивее всего об этом человеке говорят его поступки и стихи. В сухом остатке это и наполняет пространство спектакля, а главному артисту дарит свободу интерпретации. Поэзия Магнита звучит и в песнях, и без музыкального сопровождения, рваными строфами. Вместе с главными героями - Магнитом, Беглецом (Андрей Агалаков / Леонид Калмыков) и Конструктором (Руслан Шапорин / Александр Гончарук) мы проносимся по сокровенным моментам жизни поэта. Узнаём о его литературном и тюремном опыте, пребывании в сумасшедшем доме, взаимоотношениях с сыном и, конечно, с женщинами.

Я гляжу на тебя, любя,
твои локоны тереблю...
Я люблю в тебе не тебя,
я другое в тебе люблю.
Ты - успехов моих музей,
ты - в меня из меня окно.
Для тебя я бросал друзей
и родных разлюбил давно.
 

Бездонный космос кутиловской поэзии

Жанр обязывает: здесь много музыкальной красоты - живая скрипка, аккордеон и вокал артистов создают добрую атмосферу прошлого. Именно она словно сглаживает углы трагическому финалу жизни Кутилова. И вообще здесь как-то неожиданно много добра, светлой грусти и любви - к женщинам, слову, жизни. Так что все, кто переживал, что нам приготовили депрессивный спектакль по низменным сценариям жизни, - могут выдохнуть и приготовиться к внутренним открытиям.

Я впустил тебя в душу погреться,
но любовь залетела вослед…
И теперь на тебя насмотреться
не могу и за тысячу лет.
 

Отличительная черта омского "Театра живописи", которым руководит Михалевский-старший, - смешение разных видов искусства: актёрского, музыкального и изобразительного. И в "Магните" всё это также гармонично сочетается. Помимо рисунков Кутилова на одежде и видеоэкранах (и да, поэт был ещё и талантливым художником), зрителям демонстрируют произведения омского живописца Георгия Кичигина.

Полёт зрительского воображения направляют пластические номера. Артисты драмы вместе с профессиональными танцорами выкладываются по полной. Итог: слушаешь красивую музыку, ловишь мурашки от пронзительных стихов и видишь, как реагирует тело на события внутреннего мира, как оно сжимается и конвульсивно дёргается от несвободы, окрыляется от любви, съёживается от страха...

В одном из радиоэфиров Тарас Михалевский говорил, что "Магнит" на данный момент - самый дорогой и технически оснащённый спектакль театра. Со зрительского кресла разглядеть это трудно. Ведь есть и "Небо позднего августа", и кинематографично стильные "Обманщики", и эпичный "Визит дамы" с большими видеоэкранами на всю сцену. Но, конечно, стоит учитывать, что обо всех вызовах и трудностях, через которые прошли постановщики при подготовке спектакля, мы можем и не догадываться.

А между тем новый амбициозный спектакль родился. Этому событию остаётся только порадоваться. О себе Магнит (герой спектакля) говорит: "Я людей к себе притягиваю. Стараюсь хороших, но не всегда получается". Так что будем надеяться, что постановка "примагнитит"-таки своего зрителя, который на короткие 2 часа 10 минут окунётся в бездонный космос кутиловской поэзии. Распробует её горьковато-сладкий вкус, заразится этой завораживающей энергетикой новой системы воображения и, может быть, обнаружит в себе желание и силы, оставив за порогом зрительного зала весь накопленный снобизм, признать талант почти забытого земляка.

Фото: Андрей Кудрявцев, предоставлено Омской драмой

Читайте также