Документ, регламентирующий пассажирские перевозки, был принят Горсоветом в окончательном чтении накануне 14 ноября. По замыслу его создателей, теперь этот рынок станет более цивилизованным и уравняет всех его участников - как муниципальных, так и частных. И тем и другим для допуска к пассажироперевозкам необходимо будет выиграть конкурс, выполнив ряд требований.
Новая единая городская маршрутная сеть не будет делиться на коммерческую и социальную. К перевозчикам будет предъявляться четыре основных требования: пассажировместимость транспорта, срок его эксплуатации, отсутствие за последний год нареканий от ГИБДД и лицензионных органов, оснащенность системой ГЛОНАСС. За выполнение этих и других пунктов будут насчитываться баллы, от количества которых зависит срок заключения муниципального договора на перевозку людей - от 6 до 10 лет. Приоритет будет отдан предпринимателям, которые имеют в своем автопарке машины вместимостью от 80-ти мест и возрастом до 3-х лет включительно. Таким образом, в ближайшее время планируется пусть и не полный, но отказ от маршрутных "Газелей" - за три года их число на омских дорогах должно сократиться втрое.
Из нововведений отметим единый проездной билет и распространение льгот на все виды автотранспорта. В департаменте говорят о том, что перевозчикам с машинами средней и большой вместимости будет выгодно перевозить льготников, так как мэрия заплатит за каждого такого пассажира. Данные, считываемые с электронных карт, будут передаваться в профильное областное министерство, и уже на основе этой количественной информации будут заключаться договоры.
Конкурс транспортников может быть проведен уже в конце декабря. По словам Осинского, все его участники будут абсолютно равны. "Жесткая конкурентная борьба будет продолжаться, но только в правовом поле. Сегодня перевозчики работают без каких-либо гарантий со стороны Администрации города. Наконец, эти гарантии появляются, и есть уверенность, что качество перевозок улучшится", - отметил Осинский. По его словам, первые изменения в транспортной системе Омска станут заметны к весне: "Надеюсь, что осенью уже будут совершенно другие маршрутные перевозки".
В новой "системе координат" омского транспорта практически не найдется места "Газелям". Сейчас "маршрутчики" - самые недисциплинированные перевозчики. "Аватобусы всегда ходят одинаково, а вот маршрутные такси нет. Например, в снегопад машин на дороги выходит меньше. У них проблемы с водительским составом", - говорит Осинский. Кроме того, он уверен, что в будущем в Омске появятся выделенные полосы для общественного транспорта.
Также директор департамента признал, что слухи о возможном увеличении цены проезда до 18 рублей имеют под собой основания. "Я сейчас не готов говорить о повышении. В связи с инфляцией и другими дефляторами, действующими в нашей стране, увеличение тарифа, конечно, в следующем году будет, но сложно говорить, на какие суммы", - отметил Осинский. По его данным, сейчас городской бюджет дотирует транспортникам по 4 рубля за каждого пассажира. При этом увеличение стоимости проезда, по мнению Осинского, вопрос скорее политический, нежели экономический: "Лично я считаю, что мы должны платить за эту услугу полным рублем. Но это мое личное мнение как Олега Осинского, а не руководителя департамента". Делать прогноз и называть цифры нового тарифа чиновник отказался, отметив, что говорить об этом предметно можно будет только после проведения конкурса перевозчиков и заключения с ними контрактов.
Комментируя новую систему пассажироперевозок города, принятую Горсоветом в среду, глава департамента транспорта Олег Осинский не исключил повышения тарифа на проезд и появления в Омске выделенных полос для автобусов.