"Кластер - как дом с соседями, с которыми сложно договориться. А лифт вообще принадлежит городу". Елена Харламова о превращении завода в креативное пространство
Общество  •  СИ «Омск Здесь» 25 июля 2024, 10:13  •  печать

"Кластер - как дом с соседями, с которыми сложно договориться. А лифт вообще принадлежит городу". Елена Харламова о превращении завода в креативное пространство

В Омске предлагают создать креативный кластер на территории бывших корпусов завода "Электроточприбор". Речь идёт о комплексе зданий по адресу пр. Карла Маркса, 18. Завод функционирует и сейчас, но занимает гораздо более скромные площади.

Идея создания кластера принадлежит Елене Харламовой, основателю бренда "Простошапка". Её швейное производство расположено в одной из бывших заводских построек. Елена хочет объединиться с другими схожими по духу бизнесами, чтобы под общей крышей продвигать в Омске креативную экономику.

Кластера ещё нет, но ему уже придумали название - "Электроточка". Одноимённый канал в "Телеграме" Елена завела не так давно и сейчас рассказывает там об истории места, планах на него и о том, зачем вообще нужны подобные пространства. О проекте и его перспективах "Омск Здесь" поговорил с Еленой.

- Какие предпосылки натолкнули тебя на мысль о создании креативного кластера?

- Территория на Маркса, 18, - идеальное место для создания кластера, так как находится в центре города, имеет удобные логистические связи. Ну и как большинство кластеров - с заводским прошлым.

- Почему ты выбрала именно этот комплекс зданий?

- В 2020 году мы купили помещение на этой территории под свой швейный цех. Почти два года делали ремонт. И сейчас очень заинтересованы в развитии всего пространства.

- Каким ты видишь идеальное креативное пространство?

- Это пространство, помогающее зарождаться и развиваться творческим мыслям. Стильное оформление, красивая архитектура, классные мероприятия, вдохновляющие люди - если всё это объединить, то получится идеальное креативное пространство.

- Кто мог бы стать его резидентами? Есть ли какие-то параметры, которым соарендаторам нужно будет соответствовать?

- Уже сейчас на территории есть разные креативные бизнесы: швейные производства, производящие для своих брендов, IT-компании, всевозможные образовательные проекты. Никто специально не проводил их отбор, но само место как будто формирует кластер и притягивает нужные индустрии.

- Предполагается ли событийное наполнение площадки?

- Мероприятия на территории проходят уже второй год. Во дворике Маркса, 18/1, летом прошлого и этого года было несколько событий: гаражная распродажа, маркеты, лекторий и т. п. Очень хочется, чтобы эта практика закрепилась и мероприятия привлекали бо́льшую площадь территории, чтобы и посетителей было больше.

- Как кластер будет зарабатывать деньги на своё содержание? Как вообще финансово поддерживать такой проект на протяжении долгого времени?

- В идеале создать единую управляющую компанию для всех корпусов на территории и скидываться ежемесячно в фонд ремонта. Понимаю, что сделать это очень сложно из-за огромного количества собственников на территории со своими интересами, но, надеюсь, рано или поздно к этому придём.

- Брала ли ты за образец какое-то уже существующее пространство?

- Я была в разных креативных кластерах, и не только в России. В целом история создания у всех похожая: бывший завод, который перестал функционировать, но находится в центральной части города, переделывает свои площади под офисы, мастерские, магазины и кафе и привлекает творческую молодёжь.

- Кластер - это пока только идея. С чего необходимо начать работу над его созданием?

- У нас на территории появились неравнодушные собственники и арендаторы, которые, как и я, заинтересованы в развитии этого места.

Я решила завести телеграм-канал, чтобы начать рассказывать об идее создания кластера. Там же собираем всех инициативных, чтобы организовать команду для дальнейшего преобразования.

- В каком техническом состоянии сейчас находятся бывшие заводские здания? Требуют ли они больших финансовых вложений в ремонт?

- На территории сейчас есть 18 корпусов, и все они в очень разном состоянии, потому что принадлежат разным людям. Есть и такое, что одно здание буквально нарезано по кабинетам со своими собственниками. Как вы понимаете, делать ремонт в таком случае крайне проблематично. Но хуже состояние у проездов между корпусами: дорога разбита, почти нет тротуаров. А это муниципальная собственность. Получается, что весь кластер как один многоквартирный дом с соседями, с которыми очень сложно договориться. А лифт вообще принадлежит городу :)

- В Омске уже не раз предпринимали попытки создать большой творческий кластер. В этом году продвигалась идея превратить в арт-пространство пивзавод "Волочаевский". В чём преимущество "Электроточприбора" перед этой и другими похожими локациями?

- Территория "Электроточприбора" гораздо больше, и она уже функционирует. Там есть много точек общепита, рядом сквер, набережная. Это пространство уже вплетено в городскую ткань, осталось только немного благоустроить и навести порядок.

- Креативный кластер - это не просто бизнес, где главная цель - заработать больше денег. Какие ещё ценности он должен нести?

- Мне кажется, самое главное в кластере - это зарождение и развитие творческих проектов. Такой инкубатор, куда попадают люди с идеями, а затем понимают, как их реализовать.

- Что может такое пространство дать экономике города? В чём его преимущество, например, перед "классическим" заводом, где на конвейере собирают машины?

- Креативная экономика создаёт тот самый продукт с высокой добавленной стоимостью. Это способ уйти от продажи сырья или быть конвейером для сборки из-за дешёвой рабочей силы. Сейчас высоко ценятся новые технологии, классный дизайн, интересный бренд. Все это результаты труда бизнесов из креативных индустрий.

- Клуб "Атлантида", работавший в одном из корпусов "Электроточприбора", уступил место "Пятёрочке". Означает ли это, что Омску и его жителям больше не интересны творческие проекты?

- "Атлантида" закрылась в период перестройки индустрии развлечений, когда ночные клубы просто перестали существовать как таковые. Люди стали развлекаться по-другому, это естественный процесс. Уверена, на этом месте ещё появится что-то классное. А вообще у здания, конечно, очень интересная история: техникум, завод, ночной клуб, продуктовый. Что дальше? :)

- Ты давно работаешь в креативной индустрии, при этом наладила швейное производство, которое постоянно расширяется. На твой взгляд, каковы региональные особенности омского креативного рынка? И существует ли он вообще?

- Есть ощущение, что в Омске пока недооценивают важность таких надстроек, как бренд, позиционирование, маркетинг. Вроде как можем сделать классный продукт, но забываем, что надо ещё вложиться в его дизайн, упаковку, продвижение. А ведь это очень сильно влияет на продажи. Хочу, чтобы в нашем городе было много классных локальных брендов, маркетинговых агентств, айтишников и всяких разных креативщиков.

Фото: Вадим Харламов

Читайте также