Красная книга театра. Омская драма получила фолиант о своём 150-летии
Общество  •  СИ «Омск Здесь» 26 декабря 2024, 12:26  •  печать

Красная книга театра. Омская драма получила фолиант о своём 150-летии

Вышла в свет книга о полуторавековой истории флагманского театра Омска.

В 2024 году Омский академический театр драмы отметил 150-летний юбилей. К такой солидной дате театр получил много подарков, одним из главных стала книга о его истории. Уникальное издание выпущено фондом "Духовное наследие" ограниченным тиражом 500 экземпляров. И сейчас красный фолиант с золотым тиснением можно взять в руки.

500-страничный труд подробно рассказывает историю драмтеатра и театрального Омска - с XVIII века до нынешних дней. Первые увеселительные представления с участием артистов проходили в 1760-х в Оперном доме. Любительской постановкой в 1874 году открыл двери театр в своём первом доме - деревянном здании. В 1877 году оно сгорело, и в Омске начали строить каменный театр по проекту архитектора И. Г. Хворинова. В 1905 году состоялось его открытие, и с тех пор Омская драма больше не покидала свой роскошный дом. Революция, власть "белых", Великая Отечественная война, исторический перелом 90-х годов - каждое крупное историческое событие ХХ века отражалось и на жизни театра. С приходом нового тысячелетия началась новая эра в жизни Омской драмы. В 2001 году её руководителем становится Виктор Лапухин, при котором состоялась большая реставрация здания, а театр завоевал три "Золотые маски".

О том, как шла работа над книгой, авторы и составители рассказали в большом интервью, подготовленном телеканалом "Продвижение" в Омске. Под шикарной обложкой - редкие иллюстрации и ранее нигде не опубликованная информация, призванная устранить белые пятна в истории театра. Президент фонда "Духовное наследие" Леонид Полежаев подчеркнул, что сразу согласился издать книгу о драмтеатре, так как невозможно говорить о культурной жизни Сибири, оставляя за рамками процесс зарождения театрального искусства.

- Мы не ошиблись, определяя место культуры, театрального искусства в жизни общества. Театр выполнял миссионерскую роль, переносил многовековое культурное наследие из Европейской части России на новые осваиваемые территории на востоке страны, - говорит президент фонда Леонид Полежаев. - Театр не родился сразу. Он был катализатором, вокруг которого кристаллизовалось всё культурное пространство будущего губернского города. И заглянуть в исторический процесс развития театрального дела в Сибири, конечно, было интересно. Потому что во всех изданиях, которые были выпущены до нас, эта театральная предыстория занимала от силы пару печатных листов. Это совершенно мало! А это же очень интересно, узнать, как зарождается жизнь, как происходит эволюция театрального дела на новой территории, как театр влияет на проникновение в заселяемые территории Сибири европейской литературы, драматургии, моды.

 

Автор проекта - дизайнер и художник Ольга Макарова. Она занималась составлением издания и его визуальным оформлением. Ольга Макарова работала и над другими книгами, выпущенными фондом. За одну из них - подарочное издание "Записок из Мёртвого дома" получила серебряную медаль международного конкурса ART EXCELLENCE AWARDS AEA - 2023 "Искусство. Совершенство. Признание". Книга об Омской драме вполне может превзойти этот результат, так как это, пожалуй, самое красивое и сложное издание фонда. Под стать форме - содержание фолианта. Это не яркий фотоальбом, а кропотливое исследование становления театра и его влияния на жизнь самого Омска.

- Книги, посвящённые театру, часто делают по стандарту: историческая справка, которая плавно переходит в портретную галерею. Мы хотели этого избежать и показать театр как явление. Театр как бурная река, где любой актёр подошёл к её берегу, проплыл какое-то расстояние - с порогами, со своими слезами, победами и поражениями, ушёл из театра, на его место пришли другие. И нам было важно показать, как это всё живёт за закрытыми кулисами, - говорит Ольга Макарова. - Театр - это монолог времени. Он, как лакмусовая бумага, проявляет всё, что живёт в обществе. Показывает уровень интеллекта, политическую обстановку, событийность. Отсюда появляется запрос - что ставить, что хочет видеть зритель в театре.

 

Ольга Макарова работала над текстом книги и визуальным оформлением на основе уникальных материалов, собранных Натальей Елизаровой, кандидатом исторических наук, членом Союза писателей России. Архивы, выпуски газет и журналов, афиши, документы, воспоминания современников - фактография скрупулёзно собиралась из всевозможных источников.

- Для меня такой весомый, мощный проект - очень ответственный. К этой теме до нас прикасалось множество предшественников, но, несмотря на обилие публикаций, осталось много белых пятен. И основная моя задача как исследователя заключалась в том, чтобы заполнить эти лакуны информацией, - рассказывает Наталья Елизарова. - История всегда изучалась по закону больших чисел, изучались мировые войны, революции, крупные деятели, генералитет. А в последнее время, наоборот, люди заинтересовались так называемыми маленькими людьми - такими, как мы с вами. Проявился интерес к локальным ситуациям, повседневности, нам интересно, как жили люди в то время. И когда писалась эта книга, ставка делалась на то, чтобы показать историю с позиции обывателя. Без такого маленького кирпича история была бы неполной. В книге хотелось собрать эти кирпичики в единую кладку и построить здание.

 

Издательская деятельность является основной для "Духовного наследия" на протяжении более 13 лет. Книги, выпущенные фондом за это время, вошли в каталог "Наследие будущего". Самые заметные из них - цикл "Три века омской культуры", книга об истории Омского кадетского военного корпуса "Жизнь - Родине, честь - никому", подарочное издание "Записок из Мёртвого дома" Фёдора Достоевского, "Поэзия Белой столицы" и книги о малых, но важных омских городах - "ТюкалинскЪ" и "Исилькуль: избранные страницы города и района".

Предлагаем посмотреть полную версию интервью с создателями проекта.

Читайте также