Омичам показали самый красивый "Мёртвый дом" Достоевского
Общество  •  СИ «Омск Здесь» 19 октября 2021, 19:53  •  печать

Омичам показали самый красивый "Мёртвый дом" Достоевского

Фонд "Духовное наследие" презентовал подарочное издание "Записок из Мёртвого дома" Ф. М. Достоевского. Уникальная книга, изданная небольшим тиражом, поступит в омские библиотеки.

К 200-летнему юбилею со дня рождения великого мастера Фонд "Духовное наследие" выпускает в свет "Записки из Мёртвого дома" - исповедь на заданную тему, которая определила весь творческий и философский труд Достоевского. Презентация книги состоялась сегодня в Международном пресс-центре "МКР-Медиа". Увидеть издание первыми пришли многие известные омичи - культурологи, историки, художники.

Глава Фонда Леонид Полежаев выразил надежду, что оригинальная подача культового текста вызовет интерес у читателей: кого-то сподвигнет перечитать книгу, а кого-то - впервые открыть для себя Достоевского. Возможно, кто-то обратит внимание на труды исследователей творчества Фёдора Михайловича.

Леонид Полежаев

- Достоевский был узнаваем всем миром, и это не представитель дворянской литературы 19 века. Но нам была нужна другая философия, другие истины, понимание себя через мысли другого человека. Носитель этих мыслей - Фёдор Михайлович Достоевский, до крови расцарапывающий русскую душу, духовное и нравственное состояние этого сложного и противоречивого народа того времени, - заявил Леонид Полежаев. - Почему наш регион в своё время сделал акцент на популяризации творчества Достоевского? Нужен был какой-то духовный стержень, или, если хотите, пастырь, в которого люди могли поверить.

 

В 90-е, по его словам, практически все театральные площадки города обратились к творческому наследию писателя. Были и гастроли зарубежных коллективов, ставящих Достоевского.

- Мы хотели показать людям, что есть такие фигуры, которым нужно довериться, и неважно, в каком веке они жили. Нужно было пробиваться к сознанию людей, которые искали в то время слово, - отметил Леонид Полежаев. - Так мы пришли к идее издания полного собрания сочинений Ф. М. Достоевского. Его мало читали, мало знали. Не потому, что не хотели, а потому, что это ограничивалось. В 20 веке он был нелюбим. Одних "Бесов" было достаточно, чтобы он оказался на обочине русской литературы. Знаний о творчестве и философии писателя тогда было немного, и сейчас их мало. Нужно сказать, что за рубежом Достоевского больше знают, там он ключ к загадочной русской душе. А в общем-то ничего загадочного и нет. Мы сами это придумали. Так мы подошли к этому и издали полное собрание сочинений, включая Евангелие с его пометками, с которым он не расставался до конца жизни. К 200-летию мы хотели не просто что-то издать, а вернуться к его творчеству. Было два варианта - "Подросток" и "Записки из Мёртвого дома". <...> Это книга не об Омске. Каторжное место, где он находился, мог бы быть в любой точке России. Так получилось, что оно оказалось в Омске. Мёртвый дом - это не Омск, Достоевский имел в виду всю Россию.

Издание "Записки из Мёртвого дома" уникально - знаменитый текст иллюстрируют работы известного сибирского художника Георгия Кичигина, многие из которых публикуются впервые. Сам Георгий Петрович признаётся, что только сейчас открыл для себя писателя. В школе Достоевский не входил в число любимых авторов.

Георгий Кичигин

- В этой книге объединилась и масляная живопись, и сепия с углём, чёрно-белая картинка, и пастель. Я бы, наверное, струсил что-то делать в один объём, но Ольга Юрьевна (Макарова, дизайнер книги - прим. ред.) смогла все эти три части соподчинить. Я, кстати, делал работы для постановки Театра живописи "Мёртвый дом". Я там как-то даже распустился душой. Тогда я принял Достоевского, потому что в школе я его не принимал. Я не понимал его, он не "вошёл" мне в душу. У меня случился второй художественический приступ. Там даже не иллюстрации, а намёки на сценические образы и действия. Они завели меня! Объём типажей, их характеристик у Достоевского настолько огромен, что он может дать обретение очень многим людям и персонажам свою краску.

Ольга Макарова

Визуальное оформление издания выполнила омский дизайнер Ольга Макарова. Фрагменты обложки издания выполнены ей вручную, и книгу, как признаётся, она прожила. Что касается необычного оформления издания книги, то в него заложен сакральный смысл.

- Когда мы ещё готовили книгу, там была иллюстрация, где за мокрым стеклом стоит Фёдор Михайлович в шляпе. Он, мокрое стекло и красный крест. И этот пограничный образ чётко - когда мы с одной стороны, а он с другой, и в то же время он - член общества, но в то же время мы находимся по разные берега. Потому что тот опыт, что он прожил, мы проживаем вместе с ним. Но он всё равно его прочувствовал кожей. Важно было проследить эту тему. Изначально, когда я планировала дизайн, была идея показать атмосферность, замкнутость помещения, но там есть окно, и оно пропускает свет. Это как глаза, и акцент сделан именно на этом. Глаза Достоевского как зеркало. Он не вышел из "Мёртвого дома" ожесточённым, он вышел одухотворённым. Он через людей проживал себя, обретает духовный стержень. <...> Когда шло тонирование блока среза книги в тёмный цвет, мы создали такую коробочку - эффект закрытого дома. Мы открываем обложку и заходим в тот дом, в тот эпизод жизни Достоевского, и там нет лоска. Здесь даже бумага рыхлая, не блестящая. Нет лоска. Может, даже смогут почувствовать "запах Мёртвого дома", когда откроют книгу.

 

Отметим, что весь тираж книги "Записки из Мёртвого дома" - 400 экземпляров - будет безвозмездно передан в библиотеки Омской области. Ещё в планах "Духовного наследия" - передать экземпляры в фонд Президентской библиотеки, а также книгохранилища за пределами России - в Великобритании и США.

Видео, подготовленное телеканалом "Продвижение" в Омске к презентации издания.

Напомним, что в этом году Фонд "Духовное наследие" представил четвёртый том антологии "Три века омской культуры". "Омск Здесь" рассказывал, что работа над серией велась пять лет, с 2017 года авторский коллектив, создававший эти тома, провёл масштабную исследовательскую работу. В скором времени свет увидит пятая книга, посвящённая фольклору.

Фото - 1 Фото - 2 Фото - 3 Фото - 4 Фото - 5 Фото - 6 Фото - 7 Фото - 8 Фото - 9 Фото - 10 Фото - 11 Фото - 12 Фото - 13 Фото - 14 Фото - 15 Фото - 16 Фото - 17 Фото - 18 Фото - 19 Фото - 20 Фото - 21 Фото - 22 Фото - 23 Фото - 24 Фото - 25 Фото - 26 Фото - 27 Фото - 28 Фото - 29 Фото - 30 Фото - 31 Фото - 32 Фото - 33 Фото - 34 Фото - 35 Фото - 36 Фото - 37 Фото - 38 Фото - 39 Фото - 40 Фото - 41 Фото - 42 Фото - 43 Фото - 44 Фото - 45 Фото - 46 Фото - 47 Фото - 48 Фото - 49 Фото - 50 Фото - 51 Фото - 52 Фото - 53 Фото - 54 Фото - 55 Фото - 56
1 / 56  •  Фото - 1

Фото: Илья Петров

Читайте также