От панк-рока до классики. Леонид Полежаев "перевернул" музыкальную страницу Омской области
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь» 28 мая 2021, 18:45  •  печать

От панк-рока до классики. Леонид Полежаев "перевернул" музыкальную страницу Омской области

Фонд "Духовное наследие" выпустил в свет четвёртый том антологии "Три века омской культуры". Издание рассказывает и о представителях старой музыкальной школы, и о современных исполнителях, оставивших след не только в истории региона.

Эти книги не стыдно показать всему миру - о них можно судить не только по обложке, но и по содержанию. "Три века омской культуры" не нуждается в рекламе, внимание к этому "провинциальному изданию" приковано уже с первого тома.

Задача проекта, как рассказал глава фонда Леонид Полежаев, - соединить разорванные по разным причинам нити нашего культурного наследия. Уже выпущены книги, посвящённые театру, литературе, изобразительному искусству. Сегодня в свет вышел четвёртый том антологии "Три века омской культуры" - "Музыка". Он посвящён эволюции музыкального творчества в Омской области, начиная с XVIII века. Об этом авторы-составили рассказали сегодня на встрече с журналистами. 

- Это наиболее неисследованная часть культурного наследия Омской области. Если музеи и театры находятся у нас в поле зрения, с литературой всё понятно, то музыка осталась за чертой повышенного внимания. Историю музыкального творчества мало кто изучал, осталось мало воспоминаний. Мы с этим столкнулись, когда начали работать с архивами, разумеется, мы подключали и ныне здравствующих деятелей культуры здесь, в Омской области. Мы использовали все возможные источники, - рассказал Леонид Полежаев. - Том про музыку, пожалуй, был самым сложным. Если говорить про 18 и 19 век, то вообще не было данных. Всё, что вы найдёте по этому периоду, впервые публикуется на этих страницах. XX век более исследован, но тоже не так богат. Наверное, потому что музыкальное творчество - это всё-таки более элитарный и более сложный вид искусства. Может, не было компетентных критиков и ценителей.

 

Работа над серией велась пять лет, с 2017 года авторский коллектив, создававший этот том, провел крупную исследовательскую работу. Над созданием этих книг трудились историки, этнографы, культурологи, музыковеды. Они по крупицам собирали информацию по всей России - от Дальнего Востока до Санкт-Петербурга.

- Мы были в архивах Читы, Хабаровска, Иркутска и, конечно, Омской области. Всё же "уходило" из региона. Здесь фотографии гастролёров, как их тут встречали. Это просто фантастически! Как выпрягали лошадей и как артистку до гостиницы везли. Тут такая музыкальная жизнь кипела. И многие для себя откроют новые имена после прочтения книги, - поделился автор-составитель книги,заслуженный работник культуры Российской Федерации, профессор Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского Михаил Белокрыс. - Кто-то может задать вопрос: "А почему изображены музыканты, не жившие в Омске?". Они здесь были, гастролировали, оставляли ту часть своего творчества, которая побуждала уже на месте здесь обращаться к творчеству этих людей. Невозможно составить культуру какого-то региона вне связи с общероссийской и общемировой культурой.

Михаил Белокрыс

Как и первые три тома, четвёртая книга включает богатый иллюстративный материал: большое количество документов и фотографий. Но, как рассказала художественный редактор антологии Ольга Макарова, работать над "Музыкой" было сложнее и с точки зрения дизайна.

- Иллюстрации здесь имеют большой разбег: это и изображения самих музыкантов, и афиши, которые, к слову, публикуются впервые, в том числе и гастролёров. Мы опубликовали изображения музыкальных инструментов того времени, которые сегодня не на слуху, - гобой, серпент, - рассказала Ольга Макарова.

Ольга Макарова

Особенный интерес вызывают имена музыкантов, певцов, композиторов и исполнителей - тех, кто стоял у истоков музыкального Омска. Здесь и про Виссариона Яковлевича Шебалина и Модеста Петровича Мусоргского. Сегодняшние мэтры - Владимир Спиваков, который ежегодно проводит в Омске свой знаменитый Пасхальный фестиваль, и Валерий Гергиев, любимый гость в Омске, - также вошли в музыкальную летопись Омской области. Есть на "музыкальных" страницах и кумиры современной молодёжи исполнители. Поклонники рока, например, приятно удивятся, когда увидят на страницах четвёртого тома антологии Егора Летова.

Здесь и солисты квартета "Премьер", одного из молодых и востребованных коллективов Омской филармонии, и квартет "Тарские ворота", и Симфонический и Камерный оркестры. В эту книжную историю вошла и совсем ещё юная виолончелистка Анастасия Ушакова. Она рассказала, как родной регион повлиял на её музыкальное становление.

Тираж четвёртого тома антологии "Три века омской культуры" составил 500 экземпляров и будет безвозмездно, как и тиражи первых трех томов, передан в библиотеки города и области. Торжественная презентация издания состоится 3 июня на факультете культуры и искусств ОмГУ.

Фото - 1 Фото - 2 Фото - 3 Фото - 4 Фото - 5 Фото - 6 Фото - 7 Фото - 8 Фото - 9 Фото - 10 Фото - 11 Фото - 12 Фото - 13 Фото - 14 Фото - 15 Фото - 16 Фото - 17 Фото - 18 Фото - 19 Фото - 20 Фото - 21 Фото - 22 Фото - 23 Фото - 24 Фото - 25 Фото - 26 Фото - 27 Фото - 28 Фото - 29 Фото - 30 Фото - 31 Фото - 32 Фото - 33 Фото - 34 Фото - 35 Фото - 36 Фото - 37 Фото - 38 Фото - 39 Фото - 40 Фото - 41
1 / 41  •  Фото - 1

***

В 2019 году вышел в свет первый том антологии "Три века омской культуры" - "Театр. Сквозь призму времени". Эта книга об истории театрального искусства в Омске. В ней собраны самые интересные, в том числе ранее неизвестные факты, редкие архивные фото городских театров. Так, например, первый театр появился в Омской крепости, когда самого города ещё не было на карте. Его создал военный инженер, дворянин, интеллигент Иван Андреев и назвал его "Оперный дом". В своих воспоминаниях он писал: "Здесь чинили представления разных трагедий, комедий под смотрением и предводительством моим. Причём на расходы среди зрителей сбиралось довольно денег и употреблялось на разные платья и уборы".

Содержание тома "Театр" охватывает более чем двухсотлетний период омской театральной жизни, от антрепризных гастролей в XIX-XX веках до создания современной театральной школы. Сегодня Омск представлен десятью профессиональными театрами: классическими, детскими, молодёжными, экспериментальными. В эти дни как театральная столица Сибири мы принимаем фестиваль "Золотая маска".

  

Второй том содержит лучшие произведения омских авторов XVIII-XX веков. В собрание вошли работы писателей, которые ранее были неизвестны и их тексты были утрачены или не печатались по идеологическим соображениям. Книга напоминает энциклопедический справочник с расширенным перечнем произведений авторов, сформировавших литературное лицо региона и внёсших вклад в отечественную литературу. По каждому из авторов представлена биографическая справка.

- Читайте и думайте. Как можно чаще, - призвал на презентации этой книги омичей Леонид Полежаев.

 

Отметим, что изданные фондом "Духовное наследие" в 2018 и 2019 годах тома альманаха "Три века Омской культуры" - "Театр: сквозь призму времени" и "Литература: memoria - XVIII-XXI вв." становились лауреатами всероссийского конкурса программы "100 лучших товаров России - 2019".

Издание, которое вышло в свет в конце 2020 года, было посвящено изобразительному искусству и омским авторам XVIII-XX веков. Творческий коллектив художников, историков и экспертов в области истории искусства работал над ним более двух лет. Здесь более 400 работ и имён авторов, создававших омскую школу изобразительного искусства. Новый том стал интересен не только искусствоведам и тем, кто занимается художественным творчеством, но и увлёк простых читателей, интересующихся темой изобразительного искусства.

- Книга рассчитана на широкий круг ценителей живописи, а также будет интересна для молодых и начинающих художников, - уверены авторы антологии.

По мнению автора, третий том антологии "Три века омской культуры" получился ярким и актуальным. Леонид Полежаев отметил, что лучшим лекарством является искусство, поскольку "оно даёт силы".

  

Фото: Илья Петров

Читайте также