"Не может быть дешевизны". Почему мода с национальным акцентом не хочет в масс-маркет
Общество  •  СИ «Омск Здесь» 24 мая 2024, 15:49  •  печать

"Не может быть дешевизны". Почему мода с национальным акцентом не хочет в масс-маркет

Симпатии к локальным брендам, приобщение к национальной культуре - это тренд, который активно транслируется. В стране всё чаще "косплеятся" русские народные обряды и наряды. К национальным корням обращается и современная мода, но при этом идти "в народ" с ценовой политикой дизайнеры не торопятся.

Сочно и экспрессивно состоялся перформанс "Крестики" в рамках "Академии русской культуры", организованной Центром народного творчества Омской области. Действо повторило масштабную театрализованную постановку, с встроенным дефиле, ранее представленную на ВДНХ в Москве. Коллекция создавалась российским дизайнером Варварой Зениной, омичкой, ныне живущей в Москве, на основе узоров старинных ковров - локального бренда омского села Крестики. Носки, куртки - всё с национальным колоритом, а главное - "носибельное", то есть такое, что его можно добавить в свой гардероб.

Но вслед за рассуждениями о том, как классно надеть, например, адаптированный под современность модный русский шабур (летнее пальто, лёгкий кафтан), возникают вопросы, которые нечасто звучат публично: а где его найти и в какую сумму этот наряд обойдётся? Может, национальную культуру нужно популяризировать (то, ради чего проводится Академия и другие подобные мероприятия) не только потому, что о ней мало знают, но и от того, что к ней сложно подобраться?

 

Если рассматривать продвижение традиций через моду, то где среднестатистическому покупателю, которому интересна национальная культура, взять колоритный наряд себе по плечу? Беглый взгляд на городские улицы подсказывает, что проще купить японские рубашки хаори, которых предостаточно на маркетплейсах. А сколько вы видели русских косовороток? В не самой дорогой коллекции она может стоить 7-8 тысяч рублей при среднедушевых доходах омичей в 39,8 тысячи (данные Омскстата по итогам прошлого года).

Эти темы "Омск Здесь" затронул в разговоре с замдиректора государственного центра народного творчества Омской области Ольгой Хорошавиной. Далее приводим её прямую речь.

Национальная культура и современность ближе, чем кажется

Они сочетаются, и не только на сцене в виде перформанса (как это было, смотрите здесь, - прим. ред.). Это хорошо перекликалось и с тем, когда был день Омской области [на ВДНХ] и была представлена национальная культура и современность на кухне. Наши бренд-шефы готовили обычную чалдонскую еду с адаптацией. Была современная подача, при этом сохранялась традиционность. Например, в ту же грибятницу (запечённые лесные грибы, - прим. ред.) добавили сливки и особую приправу - то, что для нашего вкуса более приемлемо.

То же самое с одеждой. Уже не надеть в исконной традиции столетний костюм. Варвара Зенина переосмыслила это и сделала в орнаментах тот же бомбер, те же брюки-палаццо. Национальная культура и современность сочетаются во многих вещах, начиная от культуры в целом, певческой или хореографической, и заканчивая обычной повседневностью, вещами, которые мы используем в быту. Это неотъемлемая часть, так скажем, национальной культуры и интеграции её в сегодняшнее время <…>.

 

Традиционная культура присутствует у нас всегда, просто адаптирована, привычна. Всё зависит от семейных традиций, от социума. Если в семье пекли жаворонков в марте (булочки в виде птиц или солнца, - прим. ред.), то их всегда и будут печь. Самое главное - всё-таки должны сохраняться семейные ценности и прививаться наша культура, наше наследие, передаваться из поколения в поколение.

Что-то можно адаптировать, а с чем-то лучше попрощаться

Любой предмет быта можно интегрировать в сегодняшнее время точно так же, как упомянутые японские рубашки, но с каким-нибудь современным орнаментом. Крой-то сохранился, крой остался тот же, и это используется. То есть некая культура входит в процесс. Сегодня такая мода, завтра другая мода, но неизменно остаются наши традиции. Мы берём некий плацдарм нашего наследия и его переосмысливаем на сегодняшнее время.

Что-то вообще уходит, и не нужно оглядываться назад, ушло и ушло. Какой-то особенный крой, который сейчас, может быть, не будет актуален, уходит. Или, например, я сейчас занимаюсь сказками омского Прииртышья. Раньше все сказки заканчивались одинаково: всё плохо, все умирали, погибали, кто-то кого-то съел, и всё. Сейчас же, так как психика у детей совершенно другая, мы потихонечку интегрируем сказки так, чтобы они были щадящими, адаптируем где-то, изменяем. С предметами и вещами может быть точно так же.

 

На самом деле вы это видели, абсолютно пригодный и носибельный товар [на дефиле]. Очень много носят этого у меня: и рубашка по традиционному крою с широким рукавом, и брюки спокойно вводятся гардероб. Это как базовые вещи, которые можно комбинировать со всем чем угодно. Есть на маркетплейсах эти модели, есть у нас в Сибирском культурном центре.

Продвижение глубоких смыслов через тренды. Доступность или элитарность?

А надо ли это в массы? Вот вопрос. Мы что, должны вернуться в Советский Союз, когда нам говорили о том, что мы должны быть все одинаковые? Только чтобы теперь все носили исключительно косоворотки, порты, круглые сарафаны и платки? Нет же.

Каждый склонен выбирать то, что он хочет. А вот быть индивидуальным позволит в том числе и косоворотка. Мы должны популяризировать нашу народную культуру, нашу русскую культуру и представлять её в разных форматах, а выбирать уже потребителю, наденет он косоворотку либо возьмёт просто сумочку с орнаментом крестинским.

 

По поводу цены, безусловно, это дорогостояще. Допустим, у Вари требования к швейному производству колоссальные, каждая строчка должна быть прямой. Сейчас уже не покупается масс-маркет, который делается с тонкой строчкой и быстро приходит в негодность. Люди научились считать деньги, лучше они возьмут качественный и дорогой товар и будут носить его несколько лет, нежели некачественный товар с кривой строчкой, который стыдно будет надевать.

Здесь не может быть дешевизны, и, наверное, нельзя запустить массовое производство. Если только в качестве лимитированной коллекции. Это уже выбор как бизнеса, так и потребителя.


Постскриптум

У одного из российских брендов (масс-маркетовых, к слову) выходили коллекции с изображением картин Врубеля и Петрова-Водкина. На маркетплейсах легко найти ободки-кокошники. Хотя интерес к ним возродили с подачи иностранных дизайнеров, идеи высокой моды подхватила широкая аудитория. Потребитель может выбрать что-то для себя, не боясь быть одинаковым, если есть из чего выбирать. Во всяком случае, фестивали с уклоном в самобытность дают подсказки, как кастомизировать дефолтные, одноликие товары из магазинов.

О том, почему дизайнер работает с народной культурой и что находит в ней, Варвара Зенина рассказала нам в интервью.

Читайте также