Искусство не декларирует истины. Об идеалах и конвертации пассивности в работу души и ума
Общество  •  СИ «Омск Здесь» 25 марта 2025, 15:02  •  печать

Искусство не декларирует истины. Об идеалах и конвертации пассивности в работу души и ума

Сегодня в стране отмечают День работника культуры. "Омск Здесь" каждый день рассказывает о людях, которые делают нашу жизнь духовно богаче, ярче и интереснее. В редакционном спецпроекте мы задались вопросом: с чего начинается любовь к сложному делу - продвижению добра, красоты и работе с мировоззрением и внутренним миром человека? ЧАСТЬ 1.

25 марта в России отмечают День работника культуры. Праздник посвящённый тем, кто наполняет нашу жизнь красотой, эстетикой и творчеством. Эти люди, будь то художники, музыканты, работники театров и музеев, делают мир более гармоничным, помогая нам убежать от проблем, рутины или просто плохого настроения. Ведь после напряжённого дня так приятно отвлечься и оказаться во власти иной реальности - с театральными постановками, концертами или выставками. Решение этих людей посвятить себя искусству и культуре - результат совершенно разных обстоятельств. Случайность, детская мечта, судьбоносная встреча, следование семейным традициям или неожиданный вираж судьбы - каждая история уникальна.

Мы решили узнать у наших героев, что побудило их посвятить себя прекрасному, какие люди определили их взгляды на жизнь и какую миссию они видят в своём деле.

Егор Витько, актёр, режиссёр-постановщик

Я ребёнок творческой семьи. Дедушка Владимир Витько - создатель театра "Галёрка", поэтому вопрос о том, кто повлиял на меня в выборе профессии, автоматически отпадает. Так получилось, что я с детства обитал в театре. Впервые на сцену вышел в четыре года в спектакле "Фрол Скабеев" (12+). Потом в 10 лет играл в спектакле "Месяц в деревне" (12+), в котором дедушка и я играли отца и сына соответственно. В постановке также были заняты такие мэтры, как Юрий Гребень, Валерий Скорокосов. Для меня актёры были словно небожители, которые могли очаровать своей игрой даже 10-летнего ребёнка. Однако я осознал, что их великий талант находится в зависимости от воли режиссёра. По крайней мере, так я думал в 10 лет. Сейчас, конечно, я понимаю, что это не так, и тогда мне захотелось самому "управлять" актёрами. Сегодня, конечно, я это вижу по-другому. Роль же моего деда в формировании меня как режиссёра, конечно, основная, хотя в некоторых вещах мы с ним и не сходимся: всё-таки разные поколения. Но его чудовищный волюнтаризм - создание театра в момент распада СССР, постройка нового современного здания в конце 10-х - это ли не пример для подражания и гордости за своего пращура.

Учителей и авторитетов в моей театральной жизни было немало. Но самыми важными были трое: мой дядя, режиссёр Кирилл Витько, и мои учителя в ГИТИСе Александр Галибин и Игорь Яцко. Эти люди открыли мне направление в профессии, сформировали мои взгляды на театр как на глубокое и сложное искусство, а не просто зрелище для досуга публики.

Культура, в моём понимании, является воплощением общественного сознания, поэтому, мне кажется, не культура как совокупность общественных норм имеет миссию, а конкретная культура в конкретный момент времени в конкретном месте формирует те или иные задачи, цели, идеалы, которые на глобальном уровне могут именоваться миссией.

Анатолий Пахаленко, музыкант группы Nytt Land

Официально в муниципальной культуре я проработал 14 лет и, конечно, многому научился благодаря этой работе. В определённый момент я понял, что это не моё, и мы с женой Наташей ушли в самостоятельное творчество. Но такой старт был весьма удачным, потому что я встретил хороших людей. Один из них - очень важный человек, который многому меня научил. Это мой главный учитель по студийной работе, по работе с оборудованием звукозаписи и по созданию аранжировок. Его звали Александр Рип, к сожалению, он уже ушёл из жизни. Но многие из тех, кто давно работает в культуре, его хорошо знают.

У нас вообще не было цели заниматься культурой и быть работниками культуры, как-то всё само пришло. Человек же как начинает творить? Всё происходит само собой - появляется спонтанное желание что-то создать. Ты создаёшь ещё что-то, и потихонечку тебя затягивает, наверное, как в любой деятельности. Так же и нас затянуло. Теперь это наша жизнь и наш образ жизни, это наша семейная повседневность. Мы в этом живём. Музыка - наша жизнь.

Есть музыканты, которых я выделяю, - неоклассики Джон Уильямс и Ханс Цимер, люди, которые создают современную классику. Это крутые композиторы, и то, что они делают, вдохновляет. Классика не остановилась где-то на рубеже 19-20 веков, она продолжает рождаться и в 21 веке. Именно эти люди её создают. Это то, на что ты ориентируешься, чем ты вдохновляешься. Что-то великое, что рождается в наши дни нашими современниками.

По поводу миссии, которую несёт культура, музыка и творчество в современном мире, скажу на нашем примере. Сейчас заканчивается наш очередной европейский тур, месяц назад мы гастролировали по Латинской Америке. Музыка - универсальный язык. Она понятен и открыт для всех людей. К нам на концерт приходит огромное количество разных людей, каждый со своей жизненной истории, и они приходят, чтобы услышать этот язык, чтобы говорить с нами на нашем языке - на языке нашей музыки, которую мы создаём, и это очень вдохновляет. Для настоящей музыки нет никаких границ.

Тася Филина, киновед

У меня нет чётких авторитетов в сфере культуры, есть профессора, у которых я черпаю знания. Я конвертирую их в свои личные умозаключения. Моим ориентиром долго был и есть Дэвид Линч, но не в плане его киноработ. Он проявил себя в мире как пример независимого художника, создателя - и при этом он транслировал гуманную повестку через свой блог, поступки, просветительскую деятельность - в его мыслях я вижу цельность и благо.

Меня к искусству привлекли родители (не сказать, что я была рада этому), но сейчас я благодарна им и педагогам, что имею крутое развитие в сфере такого абстрактного искусства, как музыка. После моих неудач в медицинской науке - престижной траектории, нужно было уже где-то осесть - помогло знакомство с фотомастерством. Дедушка - фотограф-любитель, как и все, проявлял, печатал сам, занимался ретушью. Он просто передал мне свой "Зенит" лет в 14, после того как телефонной камеры мне стало мало. И рутинное увлечение стало моими мыслями - образы, бесконечные постановочные съёмки, имеющие мало отношения к банальным фотосессиям. Я много лет зависала в красной комнате - печатать мне нравится больше, чем снимать, потому что в печати я изобретаю больше. Креатив рождается и может получиться даже на коленке, а не при крутых стёклах и фотофонах. От практики я перешла к теории, став независимым педагогом, размышляющим о тренде визуальных медиа в виде кино. Можно сказать, что из творчества я ушла в поле культуры. В своей работе подключила исследования по восприятию - это вторая составная, без которой не работает ни одно творчество. Мир живёт в эпоху отзывов на творчество - отзывы формируют культуру и культ потребления. Но мы не потребляем отзывы и продукты. Мы создаём свои смыслы на лекции. Конвертируем пассивно проведённое время в эффектную работу для ума.

Творчество и культура часто являются синонимичными, но могут идти совершенно параллельно. Некоторое творчество не несёт в себе опосредованных культурных функций. Некоторая культура перестала нести в себе творчество. Быть носителем творчества - круто. Ты создаёшь, иногда создаёшь, потому что не можешь не создавать. И ты даже никак это не называешь, просто делаешь, а потом это, оказывается, творчеством называется.

Мне кажется, в современной культуре есть все функции для самовыражения и для понимания этого самовыражения другими. Есть инструменты понимания сложной культуры. Одна из главных ценностей - это социальная и адаптивная культура в её многообразии. Она должна помочь человеку социализироваться и переходить от формальности "я посетил музей" к "я понял этот музей". Так рождается взаимопонимание между человеком и местом, между человеком и человеком.

Александр Кузовков, режиссёр

Сказать, в какой момент жизни я вдруг понял, что хочу связать свою жизнь с искусством, и что на это повлияло, сложно. Возможно, это было посещение в раннем возрасте секций по рисованию и музыке, а может, среда городка Нефтяников и потребность в самовыражении - от битья стёкол до расписывания стен подъездов.

В юности мне купили первый цифровой фотоаппарат, так называемую "мыльницу", и у меня уже был компьютер, на котором я постепенно открыл для себя CorelDRAW, Paint и затем Photoshop. С тех пор я увлёкся фотографией. А потом совершенно случайно попал в любительский театр РИФ во Дворце творчества. Вероятно, сочетание театра, сцены и фотосъёмки вылилось в новое увлечение - кино и режиссуру.

Я благодарен своим друзьям и близким, которые поддерживали меня на ранних этапах творчества. Меня вдохновляют люди, которые, несмотря ни на что, остаются верными себе и, отражаясь в своём творчестве, продолжают созидать и творить. Культура в современном мире важна, потому что она объединяет людей, формирует их идентичность и транслирует ценности. А какие именно ценности - это зависит от нас. Как-то Юрий Шевчук сказал: "Всё дело за вами: какие песни вы будете петь, такой и будет наша страна…".

Елена Боброва, художник, член Союза художников России, доцент кафедры дизайна ОмГТУ

Я выросла в семье инженеров, которые любили читать, но искусством интересовалась только мама, хотя никаких знакомых из сферы культуры в семье не было. Вместе с тем дома было много книг и альбомов по живописи, открыток с картинами из музейных коллекций. Я их старалась скопировать, некоторые переносила по клеточкам. Самым главным источником информации для меня был журнал "Юный художник", который я зачитывала до дыр, погружаясь в мир знаний и творчества. Особенно в детстве меня впечатляли художники-импрессионисты, я восхищалась тем, как они способны передавать атмосферу и воздух с помощью цвета.

В детстве у меня было идеалистическое представление о художниках как о людях из книжек - они казались мне полубогами. Занятия с ними, особенно с Георгием Петровичем Кичигиным, были настоящим событием. Несмотря на его строгость и критику, я была в восторге от того, что настоящий художник занимается со мной. Со временем я стала частью этой среды и пересмотрела свои взгляды, избавившись от иллюзий. Но теперь я хотела бы, чтобы зрители на выставках были настроены так же, как я когда-то в подростковом возрасте, видели в искусстве чистоту и искренность.

Я очень счастливый человек, в моей жизни было много по-настоящему больших художников, которых я могла бы назвать наставниками. Иногда я думала, смотря на картину в музее или в солидном альбоме: "Какая величина! Настоящая глубина и настоящее искусство!". Я даже не мыслила, что через некоторое время этот человек может стать добрым знакомым, а в телефонной книге появится его номер телефона. Это большой подарок судьбы, и я бы не стала выделять кого-то одного. Художник учится всю жизнь. Наверное, путь посылает нам нужных людей в нужное время и в нужном месте. Если это ваш путь.

В последнее время часто говорят о том, из чего рождаются произведения искусства, например, стихи или картины. Это часто становится предметом обсуждения общественности. Например, когда поставили памятник Аркадию Кутилову, многие писали о его моральном облике. Но это не имеет отношения к самому продукту искусства. До человека должен дойти именно продукт. Желание судить и осуждать тоже отчасти от недостатка внутренней культуры.

Миссия культуры в мире - это, наверное, формирование своеобразной иерархии ценностей: наше представление о добре и зле, о любви, о жизни, о вечности или Боге. Настоящее искусство не декларирует истины. Так, хорошее кино или хорошая книга заставляют нас прожить предлагаемые обстоятельства или эмоциональный опыт, после которых мы уже не сможем остаться прежними.

Невнимание к вопросам культуры приводит к обществу потребителей со сбившимся вектором развития и саморазвития. В здоровом обществе культура должна быть одним из приоритетов, она должна стоять во главе угла.

Ольга Беликова, актриса Омского государственного академического театра драмы

Знаете, как рассказывают многие звёзды в интервью о том, что их судьбу определил случай? Вот это как раз мой вариант! Я готовилась стать юристом. Вообще, в детстве у меня было много разных увлечений, и мне было интересно именно творчеством заниматься. Я была полна энергии и не знала, куда её направить. В итоге после школы я случайно попала на вступительные экзамены по актёрскому мастерству, указав в качестве приоритета факультет актёрского мастерства. Материал, который я подготовила наспех для прослушивания, конечно, оказался не тем, который нужно. Однако мой мастер Моисей Филиппович Василиади разглядел во мне потенциал. Считаю, что именно он является моим наставником. Он помог мне в самом начале моего творческого пути.

Я очень люблю талантливых людей, они всегда меня вдохновляют. Я считаю, что Омск по праву можно назвать театральной столицей России за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Здесь есть возможность смотреть замечательные спектакли, развивать свой вкус, знакомиться с великими артистами и режиссёрами. Это заряжает энергией для творчества и работы над новыми ролями.

Я, как и мой мастер, считаю, что культура занимает главное место в жизни человека. Культура - это база, основа для каждого из нас. Её нужно прививать с раннего детства, с трёх-четырёх лет, культура является основой мира, который мы изучаем в течение жизни. Недаром говорят о культуре поведения, мысли и речи. Это база, на которой всё строится.

Конечно, театральная культура - это особое место, где душа работает. Это не развлекательное заведение, а пространство, где трудятся и зрители, и артисты. В театре поднимаются важные вопросы, которые каждый может понять и услышать. Задача театра заключается в том, чтобы зритель задумался о том, на что у него не хватает времени в повседневной жизни.

Мы все стремимся заработать деньги и обеспечить себя материальными благами, но часто забываем о духовности и о том, что важно для души. А душа, как известно, нуждается в работе.

Антон Куприянов, художник

Конкретных наставников у меня нет, мы влияем друг на друга в процессе работы. А работаю я со своими коллегами, с цехами, с художником-постановщиком и этим вдохновляюсь. Сегодня миссия культуры во многом именно развлекательная.

Андрей Духовской, руководитель музыкального проекта "НЕформат"

Свой путь в творческой сфере я начал ещё в школьные годы. Так вышло, что со слухом и голосом проблем не было от рождения, и всё, что было связано с музыкой, привлекало меня. Так как точные и гуманитарные науки меня не привлекали, я поступил в ОмГУ на специальность "Эстрадно-джазовое пение". Доучиться не удалось из-за нехватки времени и необходимости работать. Долгие годы я помогал другим делать различные мероприятия, а позже начал организовывать их сам. Мне всегда было интересно находиться за сценой и быть частью этой огромной машины, которая крутится где-то там, где зрители не могут увидеть. Далее были организованы различные фестивали, крупные концерты, и с опытом стало легче понимать эту сферу. Работа арт-менеджером в одном из омских заведений позволила расширить опыт в ресторанной и развлекательной сфере. Так, постепенно я начал заниматься концертной деятельностью и создавать концерты той музыки, которой в нашем городе мало. Это решение изменило мою жизнь. Мне нравится смотреть на людей и понимать, что мы сделали их немного счастливее и добрее.

Наставников в этой сфере никогда не было. Были люди, у которых я чему-то учился, подсматривал и пытался подражать. Конечно, были ошибки, но это мой опыт, который я заработал сам. Я сторонник практики, и никакая теория не сможет подготовить тебя к сложным ситуациям. Многие люди и знакомства повлияли на мой опыт и видение, я искренне им благодарен. Перечислять их бессмысленно, так как организация мероприятий - это сотни и тысячи людей. Все они помогали формировать по крупицам моё собственное восприятие и мнение в этой сфере.

Восхищаюсь я каждым человеком, кто имеет отношение к культурной деятельности, но самое главное теми, кто делает это от души. Такие люди по-настоящему любят свою работу, своего зрителя и коллег. Говорят, что сейчас всё ради денег, но это не так. В нашем мире ещё много хороших профессионалов, кто делает своё дело ради улыбок окружающих. Вот такими людьми нужно восхищаться и ценить их. А деньги приходят вместе с этим отношением к своей работе, пусть и не сразу.

Читайте также