Инициатива, меценатство, контракт: три ипостаси благоустройства, появившегося в Омске
Подкасты  •  СИ «Омск Здесь» 10 ноября 2023, 17:20  •  печать

Инициатива, меценатство, контракт: три ипостаси благоустройства, появившегося в Омске

Мы прогулялись по городским местам, которые преобразились минувшим летом. Но стали ли они комфортнее и интереснее визуально?

Первый выпуск нового сезона "Зерна архитектуры", совместного видеоподкаста "Омск Здесь" и сети кофеен Skuratov Coffee, посвящён новым локациям в Омске. Ведущая Алина Бегун встретилась с архитектором Ефимом Фрейдиным, скульптором Михаилом Мининым и основателем проекта "Делай город" Алексеем Дударевым. Если вы ещё не посмотрели видеоверсию, у нас появилась текстовая адаптация.

В центре разговоров - Городской сад у ТЮЗа, конный памятник Ивану Бухгольцу на Иртышской набережной и "Островок" на перекрёстке улиц Масленикова и Жукова, который на самом деле сравнительно небольшой проект, но очень важный, так как не спущен сверху, а воплощён снизу - по инициативе и силами активистов.

Начинай с островка, делай город

Ведущая подкаста Алина Бегун и основатель проекта "Делай город", предприниматель Алексей Дударев

- Идея проекта возникла, когда я каждый день ходил на работу, домой и видел присущую Омску пыльность, грязь, лужи, неустроенность, машины, которые запаркованы на газоне, и думал: вот в Москве же как-то сделали, значит и мы в Омске можем. Начал узнавать и понял, что нет, без меня (читай - без личной инициативы, - прим. ред.) не получится. Потому что в Москве бюджет в 12 раз больше, чем в Омске, и если каждый из нас не будет что-то вокруг себя делать, лучше не станет.

С одной стороны, это теория малых дел, а с другой стороны, теория разбитых окон. Если вокруг всё сломано, то никакого стимула что-то лучше делать нет. А если сделано красиво, то ты уже будешь это сохранять, будет стыдно мусор выбросить.

 

"Делай город" - это IT-платформа для инициативных граждан, чтобы они могли реализовать свои идеи. Здесь можно найти помощников, единомышленников, делиться ссылками на проекты благоустройства, собирать деньги через краудфандинг.

Если ты видишь какой-то участок, который тебя не устраивает, у тебя есть идея, как сделать его лучше, ты можешь зайти на платформу, найти участок на карте, обвести контур, система сделает запрос в Росреестр, расскажет, частная собственность это или муниципальная, и прочее. В зависимости от этого у тебя будет алгоритм действий: как разработать идею, с кем согласовать, какие нормы использовать.

На проектах, которые мы своими руками делаем, мы этот алгоритм изучаем и публикуем дневники, чтобы люди могли воспользоваться нашим опытом. Один из них, как мы его называем, - "Островок". Он реализован полностью за личные деньги, полученные от IT-деятельности.

Это один из центральных перекрёстков города, улицы Масленикова - Жукова. Здесь находится многофункциональный центр, магазины, кондитерские, санкционированная парковка автомобилей, колёсами которых в осенний период перемалывалась земля, и всё это распространялось по ближайшим улицам. Так как здесь много пешеходов, много тех, кто ожидает приёма в МФЦ, мы поставили здесь скамейки и проложили дорожки по тем путям, по которым действительно ходят, то есть по натоптанным маршрутам.

К каким камням готовиться, чтобы не споткнуться

История вышла с урной для мусора. Сейчас от неё торчит только палка. Реализовав проект, подписав акты, мы столкнулись с новым препятствием: мусор кто-то должен убирать. Передача объекта на баланс городу, чтобы городские службы вывозили мусор, подметали, чинили скамейки, - это отдельный квест, и регламента на него в Омске нет. Впрочем, как и во всех других городах России, кроме Москвы и Петербурга. Мы направили обращение, что этот регламент нужен.

Другой пункт - озеленение. Мы сотрудничали с питомником, в договоре предусмотрели, если какие-то растения не приживутся, через год их поменяют. Такое гарантийное обязательство. Взошёл газон, но здесь в большом многообразии есть многолетние травы. Они вырастут, и будут в разное время года разные цветы, чтобы поднимать настроение и создавать уют.

Кроме вовлечения горожан, вторая цель - профессионализм. Казалось бы, что сложного положить плитку, посеять газон? Но и это вопрос архитектурного проектирования. Даже на маленьком объекте мы столкнулись со сложностями, которые без проекта, подготовленного профессиональным архитектором, не решить.

Во-первых, это ансамбль. У нас здесь плитка двух цветов, которые гармонируют с соседним зданием. Во-вторых, все три дороги, которые окружают площадку, находятся на разных уровнях. Чтобы сделать правильное мощение, чтобы не скапливались лужи, чтобы не было проблем у велосипедистов, самокатчиков и мам с колясками, надо привести всё в один уровень, сделать инженерную подготовку территории.

Не благотворительность, а вложения в развитие

Есть ещё несколько площадок, которые мы реализуем (например, клумба у доходного дома Печокас и ретрофонари на корпусе ОмГПУ, - прим. ред.) и инициаторами которых стали граждане нашего города. И знакомые, и совершенно незнакомые нам люди, с которыми мы по ходу познакомились. Мы лишь помогали с административной частью, с проектами, со сметами, с подрядчиками и искали подводные камни.

Наша организация некоммерческая, но интерес абсолютно коммерческий. У меня работают айтишники [по основному месту работы], и они периодически, как у нас сейчас модно, уезжают из России или уезжают из Омска в Москву и Питер. Я их спрашиваю, а почему? Они говорят, что там качество жизни лучше, там благоустройство, там красиво. Проводили опрос, чего не хватает в городе. И первое место, а это 40 % ответов, - не хватает благоустройства.

За какие проекты браться, зависит в первую очередь от бюджета и от уровня инициативы. Реализация "Островка" обошлась в 1,5 млн рублей. Мы ориентируемся на то, что обычные люди, небольшие бизнесы, инициативные граждане могут что-то сделать за свои средства или привлечённые. Это микропроекты. Сегодня у нас на платформе по Омску 49 таких инициатив, они примерно такого же масштаба.

Администрация города - это в конце концов мы сами. Это муниципальная земля, у нас органы местного самоуправления, поэтому граждане самоуправляют и наши проекты поддерживают. Этот опыт мы готовы тиражировать в другие города и бесплатно предоставлять программное обеспечение.

Высматриваем из Омска Петербург

Скульптор, куратор работ Михаил Минин

- У этого памятника сложная судьба. История с ним то начиналась, то затухала. Это третий или четвёртый проект памятника Бухгольцу и первый масштабный проект для меня. Ко мне обратилась администрация города с предложением взяться за проект, когда нашли мецената. Идея очень простая на самом деле. Омичи должны понимать, что Омск - это город Петра Первого. Благодаря его воле появились здесь первые постройки на берегу Иртыша и Оми.

Мы не имели права сделать не стилизованную скульптуру, современную, потому что Петербург - это всегда что-то академическое, это классицизм. И мы обязаны были лепить исключительно академически, хотя можно было сделать очень абстрактную какую-то вещь. Но я уверен, что омичи не приняли бы её, потому что она выглядела бы какой-то издёвкой.

 

В Петербурге, когда ставили первый памятник Петру, это был Медный всадник, максимально мощная академическая скульптура. И потом они уже начали другие проекты делать с ним. То есть надо сначала главную фигуру города показать максимально классически. А у нас как бы базы нет ещё, мы не имеем права делать эксперименты. С другой стороны, шар ["Держава" на площади у речного вокзала] - это же тоже памятник основателям. Он достаточно современный, но в его вставках можно сделать академические рельефы. То есть симбиозная фигура.

С памятником Бухгольцу мы задумали частичку Петербурга сюда принести. Даже на брусчатке я настоял, это ссылочка к 18 веку. Нам надо было обязательно показать такой помпезный, императорский Петербург.

Абсолютно обычная история, когда основателя города той эпохи делают в виде конной скульптурной композиции. Смысл заключается в том, что это символ власти и одновременно единения с природой: человек не владеет, а управляет мощным животным. Такая традиция появилась ещё с античных времён, что тот, кто на коне, тот и главный. И основателей повсеместно стараются делать именно в таком обличии.

Не сразу Бухгольц ставился

Изначально была задача - поставить памятник на место шара, но общественность взбунтовалась. Самое интересное, когда ставили шарик, весь город тоже возмущался, по крайней мере, как объясняли. Но люди так привыкли к нему, что шар стал одним из уникальных символов города. В стране подобного шара нет, и, конечно, было бы глупо его убирать.

Администрация прислушалась, поняла, что это будет, наверное, ошибкой. Поэтому сейчас хотят поставить полноценный шар. Для Бухгольца стали искать другое место, предложили это - на набережной. Здесь раньше была просто клумба. По сути, и овцы целы, волки сыты. Место обалденное на самом деле с точки зрения монументальной скульптуры. Тут прям масштаб есть. Мы все инстанции прошли, чтобы поставить его здесь.

Понятно, что посадку скульптуры надо было как-то решать, но здесь такое место, что куда его ни поверни, получается, что всё равно кто-то будет смотреть на заднюю часть коня. У нашего героя должна быть обязательно взаимосвязь с рекой. Все памятники в таких случаях ставят только на воду. Река в то время - символ жизни. Если бы не река, здесь город не стоял бы. Это защита крепости, так проще обороняться.

В нашем проекте участвовала архитектор Мария Калницкая, которая продумывала все решения постамента. То есть я отвечал за саму скульптуру, накидал концепцию, образ созерцателя, а она это всё собирала. В художественном мире самый главный человек - архитектор. Потому что он знает все материалы, все пропорции, как должно всё в итоге выглядеть. Потом зовётся скульптор. Потом зовётся живописец. Сейчас все считают, что живописец - главный художник. На самом деле архитектор на первом месте. Без архитектора такую вещь невозможно сделать.

Когда мы начали делать этот проект, мне показалось, что будет логично и дальше продолжать устанавливать деятелей, которые как-то влияли, что-то строили в городе. Необязательно в таком виде, как Бухгольц. Здесь у нас набережная, масштаб такой большой. Можно оформлять и оформлять.

Исторические интерпретации

В основании первой омской крепости заслуга не только Бухгольца. Это целая плеяда людей, которым мы должны быть благодарны. Поэтому на свитке на лицевой стороне постамента - надпись "Основателям". На втором барельефе (если идти по часовой стрелке, - прим. ред.) у нас Пётр. Без указа Петра не могло произойти что-то подобное, как основание цепочки крепостей.

Очень, кстати, важный момент: на самом деле Пётр указал Бухгольцу немножечко в другое место отправиться. Но мы решили, что нужно показать связь трёх городов: Петербург, где была задумка экспедиции, Тобольск, где оснащалась экспедиция (третий барельеф, - прим. ред.), и сам Омск. Благодаря двум городам появился третий.

 

Вариантов было очень много, как изобразить. Я уже по-своему надумывал. Как нам объясняли, что сибирский губернатор Гагарин (занимавший на тот момент Тобольск, - прим. ред.), что картограф Ремезов могли вообще не присутствовать, когда эта экспедиция снаряжалась. Я решил показать это так. Очень многие омичи наверняка были в Тобольске и могут узнать этот пейзаж. Иртыш тот же самый, наш дорогой и любимый, дощаник (корабль).

Мне этот проект снился. То есть я сплю на подушке, а мне снится, что я на ней лежу и формую её. Настолько было сильное нервное напряжение, ответственность очень серьёзная. Прямо с самого начала год выдался очень корвалольный.

Сам Бухгольц, говорят, не участвовал в строительстве первой Омской крепости. Мы, по сути, изобразили это размыто - то ли редут, то ли крепость, хотя и подписали барельеф Омской крепостью, чтобы для людей максимально понятно было. Он был артиллерист. Мы рядом поставили маленькую походную пушку, так называемый фальконет на европейский лад, а по-нашему - соколик. Я знаю эту пушку, сам лично из неё стрелял в Омской крепости. Наш военно-исторический клуб помогал с информацией, какую атрибутику выбрать, какие на одежде должны быть пуговицы, какие ремни. Всё это детально помогали нам изображать.

Был расчёт, что вокруг постамента можно кружить и изучать эти рельефы. Я очень часто домой проезжаю по набережной, всегда вижу, что кто-то ходит, разглядывает. Омичи же не знают, что за город, в котором они живут, какая у них история. Это надо прививать, можно сказать, даже вдалбливать. Никто же не говорит, что мы город Петра. Никто же не знает этого.

Вообще, в стране у нас очень немного городов, которые могут похвастаться тем, что они город Петра. На самом деле. Новосибирск очень пытается, как мне по крайней мере рассказывали. Но там никак не могут притянуть эту регалию.

Подлинный до позеленения

На памятник закупили около 5 тонн бронзы. Это всё неминуемо со временем позеленеет, потому что дождь, снег, река, влажность повышенная. Как появляется ржавчина от окисления, так у бронзы, латуни, меди появляется зелень. Это признак настоящего материала, подлинности. Все памятники зеленеют. Это можно в Европе увидеть.

Как-то сюда приехал и убедился, что по шву водичка. В клею, на котором держатся плиты, находится щелочь, как мне объяснили, она стекает и разъедает потихонечку бронзу. Надо будет эту зелень всю снять, потом немножечко патину восстановить и покрыть воском. Бронза обязательно покрывается воском. Получается, что щелочь выела воск быстро и ускорила процессы окисления.

Всматриваемся в зелёное прошлое Омска

Архитектор, куратор инициативы "Город решает" Ефим Фрейдин и ведущая подкаста Алина Бегун

- Мы находимся на территории, где раньше были здание общественного собрания и главная аллея городского сада. Сад возник в 1940 году. Пространство объединило сеть скверов в центре Омска: губернаторский сад, садик на Лермонтова и Казачью площадь с садом при Никольском соборе. Здесь же был генерал-губернаторский дворец (ныне корпус музея имени Врубеля), войсковое управление (ныне Кадетский корпус) и религиозный центр Омска. На Казачьей площади - Никольский собор (сохранился и вернул изначальную храмовую функцию), на месте ТЮЗа - польский костёл, на месте "Топаза" - мечеть.

В 60-е годы 20 века мечеть и костёл были снесены. В общественном собрании долгое время был театр музкомедии. После постройки "трамплина" (нового здания Музыкального театра) он переехал, а здесь планировалось сделать театр кукол. Сейчас от общественного собрания остался флигель, в котором находится книжный магазин.

 

Аллея от улицы Ленина до проспекта Маркса в начале 20 века и в наше время

На месте губернаторского сада, о котором всегда краеведы и коренные омичи вспоминают, пытались построить ресторан в какой-то момент, в какой-то момент сделали рекреационную зону. И было множество проектов, которые были с общественной либо культурной функцией. Даже сложные, тяжёлые для проектировщика, как правило, охранные зоны объектов культурного наследия предполагают, что на этом месте возможно строительство двух этажей для воссоздания общественного собрания. Никто эту идею не уводил.

В метаниях между концепциями

Это давление на то, что здесь должен быть городской сад, губернаторский сад, привело к тому, что в конце 2010-х появилась концепция Александра Бегуна об историческом пространстве городского сада, которое предлагало восстановление ограды, установление границ, разных функций для этого пространства.

В 2020-м появилась концепция, которую мы сейчас наблюдаем с детской площадкой. То ли она иллюстрирует высадку казаков на Оми, которые основывают крепость, то ли какую-то часть истории Ильинской слободы. Эта концепция выиграла голосование по проекту о комфортной городской среде, но была раскритикована на градостроительном совете. Поэтому департамент архитектуры обратился к инвестору, построившему здесь ресторан, и городским проектировщикам, чтобы эту концепцию доработать. Это важное для города пространство должно было получить айдентику, связанную с исторической частью городского сада или общественного собрания и отвечающую современным функциям.

Справился с этой задачей коллектив Леонида Гусельникова, Андрея Сергеева, Дмитрия Смирнова. Проект был полностью разработан, представлен на градостроительном совете, утверждён и по нему была разработана проектная документация. Но в реализацию по какой-то причине он не пошёл. Мы здесь видим только одну детскую площадку и новое мощение.

Здесь, во-первых, должно было быть общественное пространство, многофункциональная площадка, на которой были бы городские праздники, концерты молодёжных объединений, филармонии, события музея. Во-вторых, крупное прогулочное пространство, которое соединяет Никольский собор и сквер Борцов революции.

 

Мы со своей стороны как команда проекта "Город решает" сделали небольшой градостроительный анализ, исторический анализ, собрали встречи, на которых подготовили общественное задание на эту территорию. Были запросы на открытую площадку для мероприятий, камерную детскую площадку в зелёной зоне, благоустройство территории в целом, восстановление главной аллеи городского сада.

Подготовленный эскизный проект предполагал, что на этом месте появится открытый театр, который унаследует планировку бывшего здесь колонного зала общественного собрания. На месте между ТЮЗом, музыкальным училищем и рестораном появится сад-лабиринт с детскими площадками, теннисными столами, беседками. Там же предполагалась площадка для музыкального училища, камерных выступлений, репетиций. И главное, предполагалась нормальная градостроительная связь между сквером Борцов революции, Краеведческим музеем и Никольским собором.

 

Решение, которое объединило бы территории разных скверов, разных элементов в одно пространство, оказалось не реализовано. Это мысль потеряна. Непонятно, на каком этапе и кто принимает решение о замене разработанного проекта на концепцию, которая прошла голосование, но получила критику. Она блокирует длинную историю общественного собрания, длинную историю благоустройства центра города.

Обновление города началось в 2013 году с крепости, и в принципе там получилось сделать живое общественное пространство, продолжилось Любинским проспектом, на котором действительно получилось зажечь и развить серьёзную городскую активность, набережной на улице Чехова. Здесь мог быть следующий шаг.

Дети "голосуют" ногами

Я соглашусь, что площадка получилась отчасти современной, малые формы соответствуют экологическому стилю и похожи на то, что сделано в "Меге", на "Зелёном острове", около арены. Но если смотреть на детали, то всё равно видно, что здесь нет цельного архитектурного решения. Например, у нас тут ограждение, стилизованное под карандаши, живая изгородь и забор городского сада. Это означает, что тот, кто проектировал это, не выбрал правильный метод. Возможно, всё ограждение можно было заменить на живую изгородь. Это допускается нормативами по детским площадкам.

 

Аллея, параллельная улице Ленина, в середине 20 века и в наше время. На ретрофото - вид на генерал-губернаторский дворец, на современном - в противоположную сторону, на Никольский собор

Вторая вещь - это цветовое решение. Резиновая плитка не даёт ребёнку сенсорных ощущений. У нас же эпоха информационного шума, мы постоянно раздражаемся чем-то. Хотелось бы в таких площадках больше природных материалов. Это будет соответствовать и безопасности, и современным решениям, и сенсорике.

Мне кажется, что здесь, к сожалению, реализацию проекта не докрутили. Он был уже в финальной стадии, но почему-то решили, что его можно отставить и реализовать то, что придумано на коленке.

Я надеюсь, что мы вернёмся в русло эскизного проекта, который был защищён на градсовете. Он позволяет связать улицу Лермонтова с улицей Короленко, связать зелёное полукольцо Соборной площади, стадиона "Динамо", сквера Дзержинского, городского сада и сквер у Академии транспорта. Тогда мы получим цельное прогулочное пространство, которое действительно важно с точки зрения структуры города.


Другие видео об архитектуре, истории зданий ищите в проекте "Короче, Омск".

Фото: "Омск Здесь", скриншоты видеоподкаста "Зерно архитектуры" , goskatalog.ru/ОГИК, pastvu.com/из собрания В.И.Селюка/снимок И.А.Зубакина

Читайте также