Автор: Ирина Сол
Фото: Илья Петров
Нетипичные прогулки: разглядываем старинную слободу через одну улочку в центре Омска
Это ещё одна история о том, как на привычных улицах кроются интересности, которые замечают не все. Казалось бы, вот она улица Ленина, вот она набережная Оми, где каждый из нас столько раз гулял или ходил по делам. А ведь здесь с 18 века росло и перевоплощалось первое поселение Омска и прохаживался будущий император Николай II.

#ГуляемЗдесь
Луговская слобода – это на самом деле не про плюшки и круассаны. Хотя, возможно, однажды и такая аналогия перестанет быть актуальной, как и то, что раньше это место знали как у "Яблоньки" - по названию магазина, существовавшего здесь, и яблоне у краеведческого музея, которая в следующем году отметит 135 лет. Прежде всего Луговской слободой звалось первое поселение, которое возникло при Омской крепости.
Первая омская крепость была заложена в 1716 году в районе современного нам Музыкального театра под руководством Ивана Бухгольца (того самого, который теперь скачет на коне на Иртышской набережной). А крепость, по которой в хорошую погоду гуляет полгорода на набережной Тухачевского, - вторая. Она основана Иваном Шпрингером и действовала по прямому, фортификационному, назначению до 1864 года.
План Омска, 1786 год
Источник: Президентская библиотека имени Б. Ельцина/www.prlib.ru
Покажется, наверное, удивительным, но у поселения первой крепости границы были всего лишь в пределах современных улиц Маркса, Броз Тито и набережных. Позже оградную засеку переместили к нашей улице Чкалова. Поселение было маленькое, испещрённое множеством улочек. От Оми параллельно реке шли десять улиц. Их названия не сохранились, но эта огромная, очень мелкая сетка, унаследованная от Луговской слободы, существовала очень долго, и даже на плане 1898 года видны маленькие узкие проезды между участками,
- нашим проводником в мир прошлого Омска вновь стала искусствовед, инженер по охране памятников культурного наследия, участник экспертно-представительского сектора Омского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) Жанна Михайловна Хахаева.
По сути, слобода, а затем и Ильинский форштадт, в который она переродилась в конце 18 века по названию новой каменной церкви Ильи Пророка, был частным сектором, как сказали бы сейчас. Но более атмосферным за счёт дерева и наличников вместо сайдинга или профнастила. Тогда в нём селилось всё штатское население крепости. Дома стояли почти вплотную к берегу, в том числе занимая территорию современного сквера им. Врубеля.
ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ
Здесь мы начинаем погружение в прошлое с торжественной надписи в духе "на этом самом месте…". Она повествует о царских воротах и беседке, сооружённых к приезду в Омск в 1891 году наследника российского престола, цесаревича Николая Александровича Романова. Место их бывшего размещения всё-таки примерное, но будет излишним проводить параллели, насколько котировался такой приезд. Тем более в условиях 19 века, когда добраться от Петербурга до Сибири вопрос не четырёхчасового перелёта. Фотограф, заснявший исторический визит и одаренный возможностью сделать фотопортрет самого государя, получил особую награду.
Посвящённый Омску раздел "Путешествия на Восток Его Императорского Высочества государя наследника цесаревича"

«
"Все старались превзойти друг друга в усердии приготовлений. Город строил арки и павильон близ пристани, украшался флагами, зеленью и вензелями, приспособлял шесты для иллюминационных принадлежностей, приводил в порядок дома и улицы. Работали и изощрялись без устали с одним задушевным желанием, чтобы всё вышло хорошо.

Вестовая пушка дала знать, что Августейший Атаман подплывает к Омску. Пароход купца Гадалова "Николай", на котором изволил следовать Его Императорское Высочество, причалил к пристани и переполненному тысячами народа берегу Оми. Погода стояла прекрасная.
В изящно устроенном на берегу городском павильоне ожидали Степной генерал-губернатор со свитою, городская и сословная депутации, многие из представительниц высшего городского общества.

Громадная площадь перед Ильинскою церковью покрылась ликующим людом, желавшим быть как можно ближе к Дорогому Гостю. Толпа так стеснила намеченный Его путь, что о соблюдении церемониала нельзя было и думать. Народ стремился по скверу, не разбирая ни дорожек, ни клумб, ни горок, ни молодых деревьев, которые недавно только были рассажены (чем-то это напоминает открытие "Флоры", - прим. ред.)"

Эспер Ухтомский. "Путешествие на Восток Его Императорского Высочества государя наследника цесаревича", 1890-1891

»
Источник фото: "Омск Здесь"; ОГИК/goskatalog.ru.
После визита знаменательные арку и павильон попытались убрать, но уже тогда появились защитники малой архитектурной формы. Несколько лет они простояли в городских садах, а затем их историю стало отследить сложнее. К слову, Николай II всё же был не единственным представителем царских кровей, кто добирался до Омска. Немногим раньше, в 1868 году, его посетил великий князь Владимир Александрович, третий сын императора Александра II, а в 1900-м - великий князь Константин Константинович, внук Николая I.
НАРИСОВАТЬ ОМСК ЗАНОВО
К этому времени Ильинский форштадт вступил в новую итерацию – в 1823 году пожар, классически разгоревшийся из банных угольков, уничтожил большую часть деревянной застройки. Более-менее на тот момент сохранился участок, прилегающий к улице Чкалова и набережной Иртыша. Не выстоял даже двухэтажный каменный особняк в стиле барокко купца Лукиматушкина на углу Лермонтова и Ленина, где сейчас находится сквер борцов революции. Именно в бывшем купеческом доме в мае 1813 года поначалу открылось Казачье училище, будущий Кадетский корпус. Напоминание об этом в виде кирпичной кладки со следами пожара обнаружилось при реконструкции улицы Ленина в 2017-2018 годах.
Случившимся пожаром "воспользовался" (в хорошем смысле) автор генерального плана Омска Вильям Гесте (шотландский инженер и архитектор, работавший в России, - прим ред.). Он заложил большие кварталы, запланировал улицы Дворцовую и Атамановскую (которые потом объединят в улицу Республики, а затем и Ленина). Именно ему мы обязаны тем, что лишние улицы ушли. Хотя частично уцелевшая сеточка мелких переулков продолжала быть своеобразным лабиринтом до конца 1860-х годов, то есть 40 лет генплан не был реализован. Жизнь, как мы понимаем, идёт с опозданием,
- Жанна Хахаева, искусствовед.
По новому генплану через этот лабиринт начала пробиваться улица Ильинская от бывших царских ворот до Казачьего форштадта. Застав расцвет империи, сейчас она носит своё историческое название, хотя в волну массовых переименований топонимов, поднятой революцией, геометками были имена писателя Льва Толстого и активистки социалистического движения Веры Засулич.

Направление не самое исхоженное и ухоженное, в отличие от той же улицы Ленина. Зато сквозь аляповатую рекламу и разномастное благоустройство открывается менее типичный маршрут. По нему за полчаса можно увидеть сохранившиеся здания 19 века, прямолинейность и монументальность советской архитектуры, небольшой рельеф, редкий для Омска и подчёркнутый рядами стареньких бетонных ступеней, резиденцию того самого Колчака, за счёт которого город, хоть и недолго, был Третьей столицей, и фасады, напоминающие анимешный ходячий замок Хаула, собранный будто из всего, что было под рукой. Да, всё это можно здесь найти, надо только приглядеться.
ОТ ОСТРОГА К КУПЕЧЕСТВУ

«
"Омск кажется постоянно укреплённым лагерем, ибо жителей здесь, кроме военных и служащих по другим ведомствам, иных почти незаметно. Хотя он состоит из крепости и форштадтов, все они заселены людьми или находящимися на службе, или в отставке. Купечество же, которое здесь немногочисленно и небогато, помещается на Ильинском форштадте.
Дома в этом городе, исключая крепостных казарм, Главного управления Западной Сибири, Кадетского корпуса и суконной фабрики, все вообще небольшие и деревянные. Хотя некоторые из них и приятной наружности, но они, можно сказать, загромождены кучею полуразрушенных хижин"

Иосиф Белов. "Путевые заметки и впечатления по Западной Сибири", 1842

»
Стоя в начале Ильинской, можно вообразить, как на месте, где сейчас стоят шар "Держава" и советские пятиэтажки, был огромный гостиный двор, выстроенный 1830-1840 годы. Так раньше назывались торговые ряды, но не в виде уличной ярмарки, а отдельного здания, занимающего целый квартал. До этого прибежищем купцов в Омске были лавки позади Ильинской церкви, ставшие слишком тесными.

Новый гостиный двор, правда, тоже оказался не слишком удобным из-за топкой местности и постоянных ветров с рек, отметила наш проводник. Когда крепость была упразднена и город получил в распоряжение эспланаду (территорию без домов и деревьев, чтобы заметить противника), торговлю перенесли в район сквера Дзержинского. Но прежде чем гостиный двор был снесён, он простоял несколько десятков лет, придав импульс купеческой застройке форштадта. Плюс в 1860-х годах на Оми появились торговые пристани, началось судоходство по Иртышу.
Источник фото: "Омск Здесь"; ОГИК/goskatalog.ru.

«
"Город состоит по преимуществу из деревянных построек, но заключает и несколько каменных, между которыми особенно выдаются большие, выкрашенные белой краской казённые здания: дом генерал-губернатора, военная гимназия, бывшая суконная фабрика, теперь стоящая без действия, несколько церквей.
Резиденция генерал-губернатора Западной Сибири, находившаяся ранее в Тобольске, была перенесена в Омск по причине более центрального положения относительно входящих в состав губерний: Тобольской, Томской, Семипалатинской, Акмолинской. Перенесение центра управления оказало существенное влияние на развитие города"

Отто Финш. "Путешествие в Западную Сибирь", 1876

»
Для заречных торговцев была построена гостиничка, маленькая по современным масштабам, но по тем временам напоминающая "огромный дворец ". Её всё ещё можно застать на углу Ильинской и бывшей Николаевской набережной (современной Лермонтова), как раз через дорогу от некогда существовавшего гостиного двора. Это здание купца Кузьмина 1850-х годов постройки. За почти двести лет оно успело побывать окружным судом, коммерческим клубом, а затем и клубом советских рабочих, и кинотеатром "Пионер ".
Источник фото: "Весь Омск. Справочник-указатель на 1911 год", издание Н.А. Иванова/omsklib.ru; "Омск Здесь"; ОГИК/goskatalog.ru.
ПРИЗРАКИ ПРОШЛОГО
На месте соседнего «Нового пионера», жилой новостройки, в деревянном доме была одна из первых частных библиотек. Предположение появилось из воспоминаний поэта и журналиста Леонида Мартынова, который туда захаживал, делится искусствовед. Свою коллекцию владельцу пришлось распродавать – в 1917-м было не до книг. Рядом как раз пошла послереволюционная застройка, получившая статус культурного наследия. Хотя это не спасло её от предпочтений современных жильцов.
Напротив этих домов представьте горы дров. Дело в том, что до того как Кадетский корпус перешёл на паровое отопление, до того как выстроил казармы, место использовалось под склад. А дров нужно было много. Тут же был домик директора корпуса с усадьбой, простоявший до 1940 года, пока не появилась гостиница "Сибирь", или сегодняшний Ibis.

Так мы осматриваемся на пересечении с улицей Броз Тито. Прежде чем зафиксировать омский период в жизни на тот момент будущего президента Югославии, улица назвалась Бухгольца (сейчас, помимо площади, такая улица есть за Музыкальным театром), затем в честь местного профсоюза - Профессиональной.

Здесь сохранился один из трёх доходных домов старообрядца Сергеева. Это дома по типу апартаментов для относительно долгого проживания. Такие могли снимать месяцами и годами. Дом на углу Ильинской и Тито он сдал под частную женскую гимназию Хвориновой.
В 19 веке считалось, если имеешь небольшой собственный дом, то живёшь хорошо. Когда доход позволял, хозяин вкладывался в строительство доходного дома либо мог отдать в наём флигель своего дома. Необязательно, чтобы это были шикарные арендаторы. В подвале и на первом этаже могла помещаться винная лавочка, портные, кондитерская. Сейчас под кондитерским производством мы понимаем завод с трубами, раньше такого не было. Это могли быть пять-шесть рабочих в помещениях прямо в центре города,
- Жанна Хахаева, искусствовед.
В то время у мелких чиновников зарплаты были 30-40 рублей, у квалифицированных рабочих - 25-30, у неквалифицированных - 15. Если писец получал 25 рублей, уже хорошо. За квартиру он мог отдавать все 15 рублей. Начальники департаментов до 100 рублей получали, начальник кадетского корпуса – не меньше 200, ну а министры и по 500.

Здание гимназии стало частью современного нам диагностического центра омского минздрава. Он теперь занимает большую часть Ильинской, "поглотив" и деревянный домик офицера Елисеева второй половины 19 века, где останавливался русский путешественник Пржевальский, и каменный двухэтажный особняк, выделявшийся немного мавританским стилем. Его скрыл не менее привлекательный советский конструктивизм и даже брутализм.
ПОСТРОИТЬ ОМСК ЗАНОВО
Другая сторона Ильинской утратила вовсе старую застройку. В 1973-1979 годах вырос гостиничный комплекс "Турист". Масштабная стройка отмечена на многих архивных снимках. На них видна широкая площадь вдоль Ильинской с парковкой и молодыми ёлочками. В нулевые на их месте встал ресторан с несколько преувеличенным роскошеством и уже выцветшими панно на фасадах, в десятые - офисный центр с уклоном в классицизм.
Панорама новой Ильинской в 1980-х
Источник: фонд документов музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. Архив А.П. Гурганова /pastvu.com


«
"Число состоящих в браке по отношению к общему числу жителей Ильинского форштадта - 29%. Он и крепость как центры военно-административной и торговой деятельности оказались самыми бедными по брачному состоянию.
В Ильинском форштадте на 100 жителей обоего пола приходится 37 жителей добрачного возраста. Холостых и девиц считается в Омске 27 % всего населения. Притом на 1774 девицы приходится 4957 холостяков"

Словцов И. Я. "Материалы по истории и статистике Омска извлеченные из однодневной переписи 1877 года"

»
Исключением, пережившим не только переформатирование территории, но и немало других потрясений, стало здание, известное как дом многочисленной семьи Капитона Батюшкина. Его особняк на улице Береговой (нашей Иртышской набережной) строился по самым передовым на тот момент технологиям и даже с телефонной линией. Такие условия не могли не сделать его привлекательным для резиденции именитого арендатора периода Белого Омска – адмирала Колчака (за счёт которого история дома и получила немалую изученность).
Источники фото: "Омск Здесь"; ОГИК/goskatalog.ru
После известных событий дом Батюшкиным, конечно, не вернули, а муниципализировали. Им пришлось селиться на съёмных квартирах, но все же они смогли избежать репрессий. Хотя старались не упоминать, что их квартирантом был сам Колчак.

В бывшем семейном гнезде поочерёдно размещались разные военные управления, детский костнотуберкулезный диспансер, где зимой прямо на веранде устраивали тихий час, чертёжный цех картографической фабрики, ЗАГС. Последний съехал в соседний новодел, оформленный в похожем стиле. В 2012 году в знаменитом особняке открылось подразделение исторического архива - Центр изучения истории Гражданской войны.

Как видно, за это время улица Ильинская тоже не раз менялась. К 1870-м годам она наконец пробралась сквозь закоулки разного сорта домовладельцев и дошла до Кадетского корпуса, который, наоборот, служил местной константой, и улицы Новой, оформившейся из Кадетского переулка и дошедшей до нас в качестве улицы Чкалова. По ней проходил раздел между Ильинским и Казачьим форштадтами, и по ней мы выходим в привычный центр, на Ленина. Но это уже другая прогулка.
Источники фото: "Омск Здесь"; "Весь Омск. Справочник-указатель на 1911 год", издание Н.А. Иванова/omsklib.ru
Где ещё погулять?
Гуляем от ТЦ "Омский" до старинной башни. Часть 1
Гуляем от ТЦ "Омский" до старинной башни. Часть 2
Открываем старинный форштадт за "Домом Туриста". Часть 1
Путешествие на горку с видом на долину реки и скрытые дворики
Открываем старинный форштадт за "Домом Туриста". Часть 2
"Железный кулак толкал его в спину", или До чего всё дошло
Гуляем по Нефтяникам. Часть 2