"И ты тоже меня бросил". Тревожная и нежная "Пыль" на омской сцене
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь»  4 апреля 2025, 17:30  •  печать

"И ты тоже меня бросил". Тревожная и нежная "Пыль" на омской сцене

Зрителям фестиваля моноспектаклей рассказали историю немецкой писательницы, которую лишили права писать, вынудили покинуть страну, но она так и осталась девчонкой-пацанкой в душе.

Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.

("Божественная комедия" Данте Алигьери)

Маленькая запуганная девочка в растянутом свитере прячется в хлипком тесном домике. В нём пара дверей и окон. Она укрывается старым матрацем. Когда присмотришься: нет, не девочка, а женщина. Она пытается перебороть себя и взглянуть в окно, точно за стенами убежища её поджидает что-то нечеловеческое. Эта женщина - немецкая писательница Ирмгард Койн, а сила, прячущаяся под окнами, носит страшный термин, навечно отпечатавшийся в памяти миллионов, - национал-социализм.

С такой картины начался спектакль "Пыль" (16+), который показали на сцене Лицейского театра в рамках фестиваля моноспектаклей ЧАТ. Это история о маленькой девочке, которая всюду чужая; о женщине, что любила и теряла; о писателе, которого заставили замолчать. В роли Ирмгард Койн - актриса театра и кино Руслана Доронина.

Утонув в синем пальто, Ирмгард дрожащим голосом заявляет: в ужасах Второй мировой войны виноваты не только нацисты, но и все люди. Равнодушие, цинизм и алчность расщепили общество, сделали их чужими друг другу. И Койн - одна из жертв этой исторической "мясорубки".

"Пыль" - это не просто драматический спектакль, это постановка-воспоминание. Руслана Доронина отправляет зрителя по волнам сбивчивой памяти немецкой писательницы, где детская непосредственность соседствует с печалью и одиночеством. Она переключается с беззаботного детства Ирмгард, когда на любопытного ребёнка повесили клеймо "не такая", на настоящее время, где уже дух Койн рассказывает зрителю о том, как её рассудок медленно затуманивался под тяжестью пережитой боли и бесконечного страха.

Раз, два - найдём тебя
Три, четыре - ты в могиле
Пять, шесть - будем жечь
Семь, восемь - за всё спросим
 
(строчки из песни Дельфина "Иду искать", которые звучат в спектакле ,- прим. ред.)

Руслана Доронина с огоньком в глазах открывает тайные дверцы домика, и он превращается в раёк. Оттуда выглядывают планшетные куклы, точно картинки из детской книжки: родители и сама Ирмгард, одноклассницы из гимназии, учительница, приятели-мальчишки и даже Смерть, с которой прозорливая девочка смогла найти общий язык.

Вот школьницу Ирмгард отчитывает учительница и называет её негодной: девочка не оплакивает безвременно почившую (на 99-м году жизни) директора гимназии. Но та уверенно заявляет: "А почему я должна грустить и плакать, если мне не хочется?". А здесь Ирмгард под мелодию как будто из советского мультфильма соревнуется с местными мальчиками в том, кто соберёт самую большую кучу навоза для огорода господина Швейневальда. Победитель получит бесценный приз: его злющую собаку по кличке Пылкая Мария. И девочка выиграла, но её папа при взгляде на своего ребёнка, перепачканного и ароматного, заявил: "Это не моя дочь".

 

В такие минуты музыка становится леденяще тревожной, а актриса Руслана Доронина меняется. Перед зрителем уже не забавный ребёнок, а измученная душа женщины, заставшей две мировые войны. И если истории детских лет Ирмгард голосом Русланы Дорониной пересказываются подробно, то дальнейшая жизнь взрослой писательницы в страшные 30-е и 40-е года описана урывками. Тогда для неё было уже не так важно, что именно происходило, - жестокость нацизма распространилась на всё. Важнее было то, что она сама чувствовала.

- Спектакль, который мы создали, получился сложным, драматичным, а порой даже трагичным - как и сама судьба Ирмгард Койн. Погрузиться в эту историю требует смелости, но я человек отчаянный и люблю такие роли. Я смело шагнула в эту воду, желая не только сыграть, но и прочувствовать жизнь этой удивительной женщины. Репетиции шли непрерывно, и люди, наблюдая за нашим процессом, часто спрашивали меня, как я себя чувствую и как восстанавливаюсь после них. А жизнь у Ирмгард была трагичной: чего в ней только не было! И первое, о чём я подумала, - как же эта жизнь сложна и проста одновременно. У каждого из нас свой путь, и Ирмгард прошла свой достойно, не утратив чувства юмора, - рассказала Руслана Доронина в своём недавнем интервью "Омск Здесь".

Юная Ирмгард работала стенографисткой, актрисой в театре (играла пакет с мукой), а потом стала писать. Её первый муж спокойно смотрел, как нацисты публично сжигали книги Ирмгард и называли их недостойными. И на истеричные крики жены сделать хоть что-то он предпочёл отстраниться. Потом были допросы и побег из Германии.

- Решение уехать можно принять за секунду, когда видишь глаза тех, кто тебя допрашивает, - говорит Ирмгард.

Наверное, если упустить из вида, что речь идёт о писательнице, для которой немецкая речь - родная, то песни на этом языке, которые звучат в спектакле, покажутся кому-то жуткими - это влияние исторического фона тех лет. Но Ирмгард повторяет цитаты из песен как мантру, чтобы не забыть, что с домом ещё что-то связывает. Даже если и там ты тоже стала чужой. Мания преследования и страх, что тебе навечно заткнули рот, вынудили Ирмгард скитаться по Европе в поисках безопасности. Но в своём бегстве она была не одинока: Койн встретила мужчину, который её понял. Пока вокруг разгорался пожар войны, рядом с ним вечный ребёнок Ирмгард ненадолго обрела счастье: сердце мужа не выдержало новости о самоубийстве лучшего друга.

- И ты тоже меня бросил, - с детской обидой говорит Ирмгард, целуя портрет мужа.

На этом моменте стало понятно, что без слёз со спектакля уже не уйти. На протяжении всей постановки не покидает чувство, что зритель подглядывает в замочную скважину за страданиями женщины, которая мечется в четырёх стенах и не может найти покой, даже спустя годы после окончания войны. Тайно вернувшись в Германию, пять лет Койн жила нелегально (слухи о её самоубийстве пошли ей на руку). Она бралась за любую работу, но горе и скорбь стали ей постоянными спутниками, а алкоголь окончательно расшатал её нервы. Дальше - психиатрическая лечебница.

Спустя годы о писательнице Ирмгард Койн вспомнили. Она выпустила книгу "Девочка, с которой детям не разрешали водиться". Её уничтоженные книги начали вновь переиздавать. Казалось бы, больше её разноцветные мечты не летают напрасно в воздухе, а стали ощутимыми, в твёрдой обложке, с запахом типографской краски. И хоть славой удалось наслаждаться недолго (писательница умерла в 1982 году), Ирмгард наконец перестала быть чужой для этого мира. И, возможно, больше не пылью...

В рамках фестиваля моноспектаклей ЧАТ показали спектакль "Пыль". Это история о нелёгкой судьбе немецкой писательницы Ирмгард Койн. Главную роль исполнила актриса из сериала "Слово пацана. Кровь на асфальте" (18+) Руслана Доронина. Фото: Елизавета Медведева
1 / 61  •  В рамках фестиваля моноспектаклей ЧАТ показали <a href="https://omskzdes.ru/culture/88138.html" target="_blank">спектакль "Пыль"</a>. Это история о нелёгкой судьбе немецкой писательницы Ирмгард Койн. Главную роль исполнила актриса из сериала "Слово пацана. Кровь на асфальте" (18+) Руслана Доронина. Фото: Елизавета Медведева

Фото: Елизавета Медведева

Читайте также