Регулируемые маршруты
Точнее, это маршруты с регулируемым тарифом, где стоимость проезда контролируется городом. Таких сейчас в Омске насчитывается 81. По ним работают автобусы (как муниципальные, так и частные), троллейбусы, трамваи. Ещё 45 маршрутов - нерегулируемые.
План о переводе всех маршрутов на регулируемый тариф впервые предстал в 2018 году. На тот момент бизнес не встал в очередь. Сегодня идея не отменяется совсем, но реализация регулярно переносится.
- Речь о нескольких миллиардах. Исходя из возможностей идём поэтапно, по несколько маршрутов в год переводится на регулируемый тариф, - прозвучала позиция администрации на профильном комитете Городского совета, который состоялся накануне. - Планируется наращивание объёма и в конечном счёте полностью перевод маршрутной сети на регулируемый тариф.
Дело в том, что на регулируемых маршрутах межтарифную разницу (между тарифом, экономически обоснованным тарифом с учётом затрат и стоимостью, которую платит пассажир) перевозчикам компенсирует бюджет.
Не более 7 % - рекомендуемая доля среднемесячных расходов пассажира от величины среднего арифметического взвешенного среднедушевого дохода населения в конкретном субъекте РФ, указано в социальном стандарте транспортного обслуживания Минтранса России. В первой публикации документа это было требованием.
Безналичная оплата
Единство регулируемых маршрутов касается не только цен на проезд, но и способов оплаты. Реформа, поставившая приоритетом безналичный расчёт, стартовала в Омске с 2019 года. Для пассажиров мотивация очевидна: банковскими и транспортными картами - дешевле. Критичнее к ней отнеслись частные перевозчики: мало кому хочется платить за эквайринг за счёт собственного дохода. С прошлого года маршрутчики уравняли размер оплаты безналом и наличными.
Тем не менее, по данным на февраль, 77 % пассажиров используют банковские карты, электронные проездные "Омка" и NFC-таблички с QR-кодами. Ещё около 16 % пользуются правом льготного проезда. И только 6,7 % омичей оплачивают проезд наличными. Эту долю намерены и далее сокращать.
Новые маршруты
В планах остаётся запуск троллейбусных маршрутов, которые свяжут строящийся микрорайон "Зелёная река" с другими частями города. В этом году - только один, до ж/д вокзала. Два других направления, анонсированных с 2021 года, смогут ввести только после окончания ремонта моста 60-летия ВЛКСМ, по которому они проходят. А это, по условиям контракта, ноябрь 2026 года. Под маршруты запланирована установка диспетчерских пунктов в виде модульных конструкций, остаются вопросы с земельными участками.
Число магистральных маршрутов, которые отличаются от обычных тем, что ходят с 6 утра до 23 часов вечера с минимальным интервалом, потенциально никто не против увеличить. Но не сейчас, а тоже "исходя из финансовых и кадровых возможностей". Пока таких маршрутов, по официальным данным, восемь (троллейбусные №№ 3, 4, 15, 67 и автобусные № № 22, 29, 33, 45).
Не более трёх человек на 1 кв. м свободной площади пола - рекомендуемая норма вместимости салона общественного транспорта.
Среди "болей" омичей вслух обозначили два направления (хотя, конечно, их больше) - Николаевки и Крутой Горки. Оба населённых пункта относятся к городу: первый - к Советскому округу, второй, несмотря на все странности географии, - к Октябрьскому. Как прозвучало на заседании, с наступлением вечера не все маршрутки доезжают до глубинки проспекта Мира, разворачиваясь у ДК Малунцева. Что касается Крутой Горки, то у единственного автобусного маршрута всего пять рейсов в день, на частную маршрутку полагаться не приходится, а стоимость по сравнению с другими городскими маршрутами в три раза выше.
"Беспилотные" автобусы
Прошлогоднюю ситуацию с нехваткой водителей признали близкой к критической. Положение удалось поправить: некомплект сократился с 25 % в начале 2024 года до 3 % в этом. В муниципальных предприятиях - ПП-8 и "Электрический транспорт" - остаются незакрытыми примерно по 70 вакансий. Тем не менее, как заверили в городской администрации, оба предприятия в состоянии обеспечивать 100 % выпуска подвижного состава (если не накладываются больничные/отпуска).
У частных перевозчиков, по данным администрации, людей не хватает сильнее. Часть перешли в городские пассажирские предприятия, где пересмотрели уровень зарплат (на "ЭТ" анонсировали повышение зарплат в этому году). Поэтому и маршрутки ходят хуже. Но чтобы заменить их на муниципальный транспорт, нужны подвижные единицы и водители. Иначе говоря, "чтобы открыть один, надо закрыть другой".
Не более 2 пересадок - рекомендуемая величина для перемещения пассажира в любую точку муниципального образования с численностью населения более 500 тыс. человек. Не более 1 - в остальных муниципальных образованиях.
Сам себе водитель
В Омск планируют заходить новые крупные операторы кикшеринга с не меньшим объёмом транспортных единиц, чем у обосновавшегося Whoosh ("Вуш"), сообщили в мэрии. Станет больше обозначенных парковок. Актуальным остаётся ограничение скорости в парках и прогулочных зонах.
Электросамокаты, или средства индивидуальному мобильности (СИМ), стали альтернативой общественному транспорту в тёплое время года. Уже через неделю стартует "самокатный сезон". Несмотря на критику и неприятие (не всех, но многих), отказываться от них город не собирается. Проблема в правилах, частично отсутствующих, частично не соблюдаемых, хотя за них и предусмотрены штрафы. Сейчас сфера СИМ регулируются в основном разделом 24 ПДД.
Если движение велосипедиста или лица, использующего СИМ, по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон (включая велосипедные дорожки) подвергает опасности или создаёт помехи для пешеходов, велосипедист должен спешиться, а лицо, использующее СИМ, - спешиться или снизить скорость до пешеходной, сказано в п. 24.6 ПДД.
Про возраст там тоже есть. Дети до 7 лет могут передвигаться только в сопровождении взрослых. От 7 до 14 лет - только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон. Старше 14 лет - могут выезжать на обочину, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки либо возможность двигаться по ним, а также на правый край проезжей части дороги, но только если соблюдаются сразу три условия:
- отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка, обочина либо отсутствует возможность двигаться по ним;
- на дороге разрешено движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а также движение велосипедов;
- СИМ оборудовано тормозной системой, звуковым сигналом, световозвращателями белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета с боковых сторон, красного цвета сзади, фарой (фонарём) белого цвета спереди.
Вопрос контроля открытый. Минтранс РФ подготовил поправки к ПДД, по которым пользователь СИМ будет квалифицироваться как водитель транспортного средства, а значит, иметь соответствующие обязанности и ответственность. Относится это и к кикшерингу, и к личным самокатам, и к курьерам служб доставки, которых в Омске становистя всё больше. Истории у них любопытные, но стали появляться жалобы на культуру вождения.
Кстати, о велосипедистах. Департамент по делам молодёжи, физической культуры и спорта назвал велодорожки на улицах Рождественского-Кемеровской, на "Зелёном острове", у "G-Drive Арены", в "Птичьей гавани", на Щербанёва-Краснофлотской, на 10 лет Октября. Новые направления появятся на бульваре Архитекторов, Сибирском проспекте и примыкающей улице Бисяриной, на улицах Малиновского. Их организуют не просто так, а в связи с проводимой и запланированной реконструкцией дорожных объектов.