Как выяснилось, 77 % пассажиров используют банковские карты, электронные проездные "Омка" и NFC-таблички с QR-кодами. Ещё около 16 % пользуются правом льготного проезда. И только 6,7 % омичей оплачивают проезд наличными.
Для сравнения: с 1 февраля за наличный расчёт оплачено 266 тысяч билетов, с помощью банковских карт - 1,652 млн. Такие данные предоставила организация "Пассажирсервис", которая является оператором автоматизированной системы учёта оплаты проезда и подотчётна городской администрации.
В дальнейших планах не только внедрение новых технических устройств (терминалов и валидаторов), но и модернизация программного обеспечения, обеспечивающего их стабильное функционирование, добавили в мэрии. Что касается контроля оплаты проезда, то, по информации ведомства, число "зайцев" снижается за счёт службы контролёров, работающих на муниципальных маршрутах.
- Случай из недавней поездки на работу. Автобус был с валидаторами. На одной из остановок в заднюю дверь вошла группа школьников с учительницей. Она, собрав с ребят наличные, стала продвигаться на переднюю площадку через толпу пассажиров. А на крутом повороте, когда женщина отдала водителю деньги, на весь автобус громко раздалось: "Не могу я вам сдачу дать, мне нужно рулить". Мне кажется, в данном случае учительнице было бы проще и дешевле рассчитаться своей картой с помощью валидатора, и потом собрать с детей по 35 рублей. Ну можно было сделать это перед поездкой. Меньше суеты, толкотни и нервов, - поделилась примером пассажирка автобуса.
Уже несколько лет дептранспорта проводит политику внедрения бесконтактной оплаты, видя в этом повышение экономической эффективности транспортной отрасли, несмотря на затраты на технические "переделки" и эквайринг. Омичей мотивируют тем, что проезд по безналичной оплате выходит дешевле. Ситуация обратная у частных перевозчиков, которые работают по нерегулируемым маршрутам. Там по-прежнему предпочитают наличные деньги.
Неудобства начинаются при двойных списаниях или, наоборот, когда банковской картой невозможно провести оплату. В первом случае придётся разбираться с оператором платежа - "Пассажирсервисом". Во втором - обычно проблема кроется в неактивном сроке действия карты. По большей части они стали бессрочными без перевыпуска, но терминал в автобусе не может оперативно связаться с банком для проверки.
О будущем транспорта в Омске фантазировали нейросети.
Больше об электронных платежах и финансовых нюансах в разных сферах жизни рассказываем совместно с Банком России в проекте "Деньги Здесь".