Во времена, когда все истории начинаются не в тридевятом царстве, а в мегаполисе, молодильные яблочки заменили на уколы красоты, а волшебный клубочек с путеводной нитью теперь называют навигатором, мы всё ещё хотим верить в сказки. Правда, быстрый темп жизни, изобилие информации диктуют тренд на остросюжетность. И тут самое время напомнить, что в сказках омского Прииртышья можно найти настоящий хоррор.
В Государственном центре народного творчества готовятся презентовать сборник детских сказок, собранных в деревнях и сёлах нашего края. А мы тем временем решили узнать, пришлись ли по душе истории предков омичам, зачем нужны сказки детям сегодня и какие инсайты старые сибирские сюжеты открывают нашему поколению.
Мы уже рассказывали вам, как в середине прошлого века во время первой фольклорной экспедиции Омского педагогического университета собирателем Виктором Антоновичем Василенко и тогда ещё студенткой Татьяной Георгиевной Леоновой, которая впоследствии стала известным сибирским сказковедом, была записана сказка "Мышка-ворушка и вор-воробей". В этой поездке фольклористы записали и историю под названием "Сказка о Матрошиле". Поведал её уроженец села Форпост Большеуковского района Омской области Иван Андреевич Черногородов. В записях из этой экспедиции можно найти любопытные факты и о самом рассказчике. Вот некоторые из них:
-
"При рассказе он то и дело подталкивает левым локтем собеседника, как бы проверяя, слушают ли его. Правой руки у него нет: он её потерял во время работы на молотилке. В селе его зовут просто "безрукий".
-
"Грамотой не владеет. О намерении овладеть грамотой в детстве он так рассказывает: "Отец нам не давал в школу ходить. Вот уехал на охоту, а нас трое братьев, решили в школу идти. Мать не пускает: "Вот отец приедет, он вам даст школу". Отец вернулся, взял двоехвостку и давай драть: "Вот вам школа". Так и кончилась наша грамота. Девчат в школу не пускали, чтоб не писали женихам письма".
-
"В период русско-германской войны И. А. Черногородов был в германском плену. Из плена вернулся домой в Форпост в 1918 году. Говорит, что в Москве видел Ленина и слышал, что Ленин призывал бороться за свою власть".
-
"В 1919 г. в сентябре месяце Иван Андреевич был участником форпостовского восстания против колчаковского набора в армию. Сейчас живёт в своём доме с супругою. В доме идеальная чистота. По сибирскому обычаю доски все тщательно выскоблены ножом. Хозяева чистого дома гостеприимны, и у них часто бывают заезжие из района и области".
Помнит рассказчика и заведующая Центра русской традиционной культуры Большеуковского района Тамара Шампурова. Со сказочником женщина виделась ещё в детстве. Иван Андреевич жил с её семьей на одной улице. Бабушка Тамары Витальевны часто рассказывала ей его сказки и говорила: "Он сказочник, где только берёт и куды кладёт?"
НЕИЗВЕСТНОЕ ИМЯ
- Тамара Шампурова
ЧЕМУ УЧИТ СКАЗКА?
- Сказка напоминает, что нужно заботиться друг о друге. Хоть Матрошил и пообещал попу отдать свою сестру в помощницы, не спросив её, он сам и решил этот вопрос, когда сестра отказалась работать. Они остались сиротами, скорее всего, главный герой согласился на предложение попа, так как им нужны были деньги. И, конечно же, поднимается тема победы добра над злом.
- Тамара Шампурова
КАК МАТРОШИЛ ПРЕВРАТИЛСЯ В СВОЮ СЕСТРИЦУ?
- Во-первых, в начале сказки говорится, что они были схожи лицом с сестрой. Я думаю, этот факт - 80 % успеха в перевоплощении главного героя. Остальные 20 % - одежда того времени. Она была очень просторная, на виду были только лицо и руки, голова тоже всегда была покрыта платком. Так Матрошил и стал точной копией своей сестры.
- Тамара Шампурова
Иллюстрацию к сказке о герое с необычным именем создала студентка Омского государственного педагогического университета Валерия Махнёва. В 10 лет, как говорит Валерия, она сама "уволилась" с танцев и перешла в художку. И по сей день искусство не отпускает.
Удирающий от разбойников Матрошил ожил в иллюстрации девушки в технике линогравюры. Создание такого изображения - долгое на этапе подготовки, но сам процесс вырезания на кусочке линолеума "очень медитативен", отмечает художница.
Для всех героев материала имя главного героя показалось не просто необычным, а грубым и даже отталкивающим для нашего времени. Кто-то видит в этом парне авантюриста, который борется со злом, а кто-то считывает его вайб таким же, как и у разбойников.
Преподаватель спецдисциплин в ДХШ № 2, график, живописец, член Союза художников России Елена Чебаева и вовсе не нашла в сказке положительных героев, разве что мужика на телеге, который помог Матрошилу. По её мнению, в этой истории все друг друга обманывают и доходит дело даже до серьёзных преступлений.
Примечательно, что герой выкручивается из всех ситуаций и пользуется глупостью, казалось бы, таких сильных людей, которые собраны в целую банду. Он в одиночку борется с ними, и у него это получается. Елена Чебаева считает, что сказка объясняет читателям, что не надо искать жизни лёгкой, за счёт другого и уж точно нельзя обманывать, ведь победа Матрошила - не торжество добра.
- На мой взгляд, его судьба сложилась бы не очень хорошо. Мне кажется, он бы мог стать таким же разбойником, что и эти удальцы. Сказка очень напоминает жизнь. История такая деревенская, что называется от сохи, рассказывается она без прикрас. Вот мне кажется, без прикрас его история жизни и закончится, - сказала Елена Чебаева.
Герой-энтузиаст напоминает нам о том, что иногда не нужно бояться рисковать. Если делаешь, то делай смело. В то же время история остерегает читателей от проделок, которые влекут за собой зло, даже если это - ответ на большее зло. Смекалка Матрошила мир сказок покорила. В жизни нужно быть добрей, не обманывать людей!
Фото рисунка предоставлено Государственным центром народного творчества Омской области, изображения созданы с помощью Midjourney