Во времена, когда все истории начинаются не в тридевятом царстве, а в мегаполисе, молодильные яблочки заменили на уколы красоты, а волшебный клубочек с путеводной нитью теперь называют навигатором, мы всё ещё хотим верить в сказки. Правда, быстрый темп жизни, изобилие информации диктуют тренд на остросюжетность. И тут самое время напомнить, что в сказках омского Прииртышья можно найти настоящий хоррор.
В Государственном центре народного творчества готовятся презентовать сборник детских сказок, собранных в деревнях и сёлах нашего края. А мы тем временем решили узнать, пришлись ли по душе истории предков омичам, зачем нужны сказки детям сегодня и какие инсайты старые сибирские сюжеты открывают нашему поколению.
В этот раз речь пойдёт об отношениях двух неприметных животных. Их дружба была недолгой, любви не было и подавно, но умерли они в один день по всем канонам жанра.
Сказка "Мышка-ворушка и вор-воробей" была записана в 1951 году во время первой фольклорной экспедиции Омского педагогического университета собирателем Виктором Антоновичем Василенко и тогда ещё студенткой Татьяной Георгиевной Леоновой, которая впоследствии стала известным сибирским сказковедом. В сборник сказок история про мышь и воробья попала с лёгкой руки доцента, кандидата филологических наук Омского педагогического университета Вероники Москвиной, которая впервые услышала эту историю в детстве.
- Сюжет сказки достаточно распространён не только в Сибири. Это известный сюжет в русских сказках. Что касается меня, то, наверное, любой выпускник советской школы, который читал сказки и знал сказки, с детства знаком с подобным сюжетом: корыстная дружба, которая привела к гибели обоих персонажей. Она что раньше, что сейчас вполне актуально звучит, - отметила Вероника Москвина.
И пусть сказка проста в своём построении (знакомство двух героев, взаимная неискренность и гибель), история поднимает важную проблему современности - правдивость в отношениях.
- Само название истории уже намекает на недобрые намерения героев. Это создает определённое настроение и ожидание. Мы понимаем, что история не будет простой и беззаботной. Несмотря на то, что мышь и воробей из абсолютно разных миров, их сплотил корыстный интерес, желание оказаться хитрее друг друга и жажда наживы. В сказке мы видим, как "дружба" превращается в хитрость и корысть, что в итоге приводит к гибели обоих героев. Именно в этом и заключается мораль: в дружбе всё должно быть по-честному, чисто и искренне, - считает координатор проекта сибирских сказок от ГЦНТ Омской области Мария Стреленко.
С точки зрения филологии в этой истории можно найти много интересных нюансов. Как говорится, сказка - ложь, да в ней намёк... "Подсветить" несколько таких намёков и, если угодно, тем для дальнейших культурологических изысканий смогла кандидат филологических наук, директор департамента инновационных лингвистических проектов медиасети TV BRICS, руководитель международного проекта "Современный русский" Тамара Скок.
ОБЩЕЕ В НАИМЕНОВАНИЯХ ПЕРСОНАЖЕЙ
- Он вор, она ворушка. Так сразу понятно, что действующие лица суть одного поля ягоды. Более того, у них самих и их деятельности, можно сказать, один патологический корень.
ПОДМЕНА ПРИВЫЧНОГО "ИМЕНИ"
- Образ мышки в русских сказках чаще имеет положительную окраску. Она вроде и связана с отрицательными персонажами, но при этом помогает героям, попавшим в беду. Например, перегрызает верёвочку, чтобы привязанный ребёнок убежал от Бабы-яги; подсказывает путь заплутавшим в царстве Кощея; звенит колокольчиком, отвлекая медведя от Машеньки... Называют её чаще всего "мышкой-норушкой", ибо живёт она в норке. В этой сказке происходит подмена наименования и... образ теряет обаяние. На первый план выходит хищное.
ФИЛОСОФСКИЙ ПОДТЕКСТ
- Мышь - существо наземно-подземное, вездесущее, воробей - обитатель воздушного пространства - тоже имеет широчайший ареал распространения. Мышь ещё и хтонический персонаж, часто в сказках она путешествует меж миром живых и мёртвых. Таким образом, эти два персонажа как бы намекают: не было, нет и не будет от воров и воровства спасения нигде и никогда. Общемировая и вневременная проблема.
ГИБЕЛЬ ГЕРОЕВ
- Печальный финал сказки имеет поучительный характер и подтверждает одну из многочисленных пословиц о вреде воровства и лихоимства: вор ворует не для прибыли, а для гибели. Таким образом, мы видим, что в русском фольклоре отражается неприятие к жадным любителям чужого добра, поступающим против совести.
Изобразить несложившийся союз мыши и воробья удалось ученице калачинской художественной школы десятилетней Юлии Жилинковой. Её творческий путь начался с маминых рассказов, которая в детстве тоже ходила в художку. Вдохновившись перспективой создания гравюр, статуй, картин гуашью, акварелью, пастелью, Юля с радостью решила познавать искусство. Сказка выбрана, эскизы готовы, осталось перенести их на большой лист – воробей с мышью оживут во всей красе своего коварства. Вот только пернатый выглядит чуть продуманней, и это не потому, что он хитрее, просто создателю его облика всегда были интересны покорители небес.
Рисунок Юлии Жилинковой к сказке "Мышка-ворушка и Вор-воробей"
- Мне понравился вор-воробей. Не знаю почему, но мне очень нравятся птицы. Да и вообще он в сказке очень хорошо описан. А мышка почему-то не понравилась. Не знаю, даже в моей работе я почему-то больше заморачивалась над воробьём. Очень понравился он мне. Вообще, я считаю, что сказки - это не прошлый век, потому что, прочитав их, можно чему-то научиться, извлечь какой-то урок. Вообще мне очень нравилось, как мне мама читала сказки перед сном. Я под них засыпала и видела сны прямо по этим сказкам. И когда я сейчас читаю, то я переношусь в такое пространство и вижу это всё, как в кино, - рассказала корреспонденту "Омск Здесь" Юлия Жилинкова.
Пернатый вызвал интерес не только у юного мастера художественных дел. Прочитав сказку, начальник отдела научно-исследовательской деятельности и функционирования омского природного парка "Птичья гавань" Ирина Швидко прокомментировала её с позиции экологии поведения воробьёв: гнёзда они вьют на сильно закустаренных участках, а не на высоких деревьях, как в этой истории. В Омске можно встретить два вида воробьёв: полевые и домовые. Отличаются они по расцветке шапочки. Домовые имеют серую, а у полевых она коричневая. Что же касается жилья, то домовые предпочитают территории близ домов, а полевые - культурный ландшафт и более мелкие семена низкорослых трав. Наш герой, скорее всего, относится ко второй группе, вот только в реальности он обитает на половину природного яруса ниже, а значит ближе к героине сказки. С точки зрения природных законов в этой сказке нет понятия хороший/плохой. Каждый стремится выжить любым из возможных способов, считает Ирина Швидко.
Говорят, что если у пары проблемы в отношениях, то виноваты оба, и им стоит вместе обратиться к психологу. В мире животных законы иные, и целителей душ да умов там не найти, так что гибель героев произошла незамедлительно. А предки решили сэкономить наши деньги и некоторые пороки проявить в сказках, чтобы время уходило не на сессии со специалистом, а на чтение. Пусть запасов будет много и связь дружбы на века, пусть лишь в сказке будут воры, ну а в жизни - доброта!
Фото рисунков предоставлены Государственным центром народного творчества Омской области, изображения созданы с помощью Midjourney