Новой итерацией шара "Держава" занимается омский скульптор Михаил Минин. Он делал копии львов ши-цзы на улице Музейной (оригиналы хранятся в ОГИК музее), дебютом стал конный памятник Бухгольцу, установленный в прошлом году на Иртышской набережной (а не вместо шара, как предлагалось изначально). Работа над новой "Державой" стала продолжением этой истории.
Арт-объект сохранит основные параметры - высоту, местоположение и, главное, уникальную форму. Много ли круглых памятников вы видели? Не много. Но при всей кажущейся простоте сфера может быть сложна в исполнении.
Что касается терзаний на тему того, менять шар или нет, скульптор сразу уверенно заявил: "Это главный памятник города, самый узнаваемый, а никто не знает, что это макет. В один момент он может развалиться. Он даже не закреплён был. Всего несколько штырей. Изображения выгорают, на корпусе дырки. Надо его привести в подобающий вид".
Проект обновлённого шара "Держава" и актуальная скульптура (макет)
Почему так получилось, или С чего всё началось
В середине 1990-х витала идея установить памятный знак в честь основания Омска и людей, причастных к этому. С 1991 года там стояла колонна, увенчанная двуглавым орлом, которая теперь находится у Тобольских ворот.
За "связывание" сложной в архитектурном плане площади Бухгольца взялся скульптор-монументалист Василий Трохимчук. Он приехал в Омск в 1982 году по распределению после окончания Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной (сегодня это Санкт-Петербургская академия им. А. Л. Штиглица). Уже был известен порталом (оформлением главного входа) ОГИК музея, рельефом на библиотеке Пушкина, а также фигурами самого поэта и художника Андрея Рублёва на главном фасаде здания.
Проект огромного шара-державы, опоясанного рельефами в стиле пушкинской работы и с отсылками к освоению Сибири, был одобрен, и в 1997 году (уже после возвращения Трохимчука в Петербург) семиметровый шар появился на площади. Но в упрощённой версии: материалы не те, рельефы имитированы полотнами в стиле советского модернизма.
На них изображены энциклопедист Сибири, картограф Семён Ремезов, который, предположительно, работал над фортификацией Омска, исследователь-путешественник, этнограф Григорий Потанин, который не раз оказывался связан с Омском: учился в Сибирском кадетском корпусе, служил в Сибирском казачьем войске, содержался в омском остроге... Ну и, конечно, сам Иван Бухгольц. Ему приписывают основание первой омской крепости в районе Музыкального театра, когда тот командовал экспедицией по сибирским землям.
Временный макет памятника планировалось заменить, но что-то пошло не так, свободных денег не оказалось. К вопросу вернулись в прошлом году, когда появился меценат, готовый финансировать работы. На данный момент готов компьютерный вариант проекта, шесть пластилиновых эскизов рельефов, которые будут опоясывать шар. Их сюжеты поменяются.
О чём расскажет новый шар
Точкой отсчёта решено взять 1628 год, за 88 лет до официальной даты основания Омска. Как указывают краеведы, работавшие над проектом, тогда был подписан указ царя Михаила Фёдоровича, первого из династии Романовых, о том, чтобы ставить крепость на Иртыше. Этот пункт омской истории не так часто популяризируется. В материалах обновлённого генплана Омска, который готовил ИТП "Град", например, сказано:
- История освоения территории, на которой впоследствии будет основан Омск, берёт начало в 1627 году, когда воеводы Тары князь Ю. И. Шаховский и М. Ф. Кайсаров предложили основать Омский острог. Необходимость возникла из-за участившихся нападений кочевых народов на население пограничных волостей Тарского уезда. В то время просторы Прииртышских степей были практически не заселены, а на реке Иртыш стояло лишь два русских города - Тобольск и Тара. Русский царь Михаил Фёдорович Романов 31 августа 1628 издал указ о строительстве Омского острога.
Эскизы рельефов
Однако внешне- и внутриполитические проблемы не позволили его исполнить. Ситуация изменилась в начале 18 века, когда активизировалась русская колонизация Сибири. Тогда, как более известно, по указу Петра I летом 1715 года из Тобольска по Иртышу отправилась экспедиция под командованием Ивана Бухгольца. Искали рудные и золотые месторождения, пути в Индию и Китай, ну и про кочевников не забывали.
Сначала отряд встал у Ямыш-озера (сегодня это озеро Калатуз в Павлодарской области Казахстана), но не смог противостоять джунгарам и был вынужден отойти назад. Этому посвящён отдельный барельеф: если бы не поражение, могло не быть омской крепости. Эпизод хотели воплотить ещё на конном памятнике Бухгольцу, признался Минин, но не смогли уместить всю историю. Затем следуют не менее известные сюжеты со строительством острога на Оми соратниками Бухгольца - Коландером, Вельяминовым-Зерновым, Аксаковым.
- Проработка сюжетов [для первого варианта шара] была слабая. Даже когда историками обсуждали, пришли к мнению, что надо сделать переосмысление. Это всё [сюжеты для нового шара] не я придумал. Собиралась комиссия из историков и краеведов. Они подтверждают, что был указ 1628 года, что сами воеводы обратились к царю. Мы поддержаны самыми главными нашими омскими историками - Петром Вибе, Алексеем Сорокиным, Игорем Скандаковым, - отметил скульптор, памятуя, что к рельефам на конном памятнике были вопросы.
Ачивкой для особо пытливых станет шифр, который можно будет найти на арт-объекте. Весь шар - "о", копья и пики Коландера, Вельяминова-Зернова, Аксакова - "м", у царя Михаила Романова - "с", а на рельефе с Петром Первым элементы сюжета складываются в "к".
Как собрать многотонное "папье-маше"
Пока не решён вопрос, из какого материала делать объект. От этого зависит срок изготовления и метод. Первый вариант - тёмной бронзы оболочка и светлой бронзы рельефы. Второй - бетонная оболочка и бронзовые рельефы. Третий - искусственный камень. Из него, например, сделаны львы ши-цзы.
Любой из вариантов, как гарантирует скульптор, простоит не меньше 100 лет. Самым тяжёлым получится шар из бетона - вес будет достигать десятки тонн, из бронзы - до 30 тонн, из камня - до 15 тонн. Основой скульптуры станет металлокаркас, то есть шар останется полым, толщина стенок составит около 10 см. Параллельно будут делаться рельефы. Если из искусственного камня, то работы можно провести в Омске, если из бронзы - на Урале, как в случае с конным памятником.
Когда всё будет готово, "скорлупу" шара, словно дольки, соберут вокруг металлического стержня, установленного в бетонный фундамент на площади. Затем зачистят швы, вставят рельефы. Для техобслуживания в скульптуре предусмотрят люк, вокруг - свежее благоустройство.
- Уже по традиции, как и для памятника Бухгольцу, пригласил ребят из Петербурга, с которыми учился, для лепки рельефов. Когда есть контакт с человеком, работа лучше делается. <…>. С архитектором проекта Марией Колницкой, оказалось, в одной академии учились, она даже заезжала в мою комнату в общежитии после меня. Мне её посоветовали для работы над Бухгольцем, а когда хотел ей написать в соцсетях, чтобы позвать на проект, увидел старый диалог, где она спрашивала, нужны ли мне оставленные вещи, - рассказал Минин.
А вот к новым технологиям, кстати, скульптор предпочитает не обращаться за помощью, тем более что вся семья творческая. Считает это недобросовестным: "Настоящему художнику не нужна нейросеть, он сам всё придумает".
Как угодить всем
Вероятно, никак. Но можно поискать золотую середину. Заседание художественно-экспертного совета, где обсуждался проект, вышло жарким. Его старожилы помнят, каким изначально планировался объект, и здесь есть ещё один нюанс не только в части сюжетов, но и в характере их исполнения - выпуклые и углублённые в тело шара, с резкими, стремительными краями.
Эскиз шара и рельеф на библиотеке им. А. С. Пушкина авторства Василия Трохимчука
- Я уже понял, что всем не угодишь. Возможность сделать вариант Трохимчука упущена, но мне всё равно будут это припоминать, - иронично заметил скульптор. - Есть пример его работы на Пушкинке. Классно с художественной точки зрения, шикарная пластика, очень необычно выглядит. Но обыватель обычно не хочет в этом разбираться, пытается понять одну, вторую фигуру и уходит. А академическую скульптуру люди хорошо принимают, потому что для них всё понятно. Мы продумывали [эскизы рельефов Трохимчука для шара], все за и против. Шар уже везде с очерченными абрисами (имеются в виду сувениры, мерч, на которых у шара видны чёткие овалы, - прим. ред.), это одна из его отличительных черт.
Каким бы экспрессивным ни было заседание, "проект принят единогласно", "Михаил Павлович Минин открыт для творческого диалога", сообщали по итогам совета в мэрии.
- Часто проезжаю мимо Бухгольца (на Иртышской набережной, которого критиковали и за выбор исторических личностей, и за неподходящую для Сибири породу коня, - прим. ред.). Там люди постоянно то детей, то внуков подводят, ходят вокруг, рассматривают. Это очень приятно. Можно было бы кое-что иначе сделать, если бы было больше времени. Но всё стоит, и хорошо. А зеленеть он будет неминуемо. Река, влажность, - пояснил художник.
Эскиз памятника Бухгольцу хранится в мастерской скульптура вместе с другими прошлыми и текущими проектами. Например, плавильщик меди для Аллеи профессий в Верхней Пышме под Екатеринбургом
Куда укатится прежний шар
Отпустит ли Омск "Державу", которая стоит на площади Бухгольца сейчас? Во время урагана в 2014 году попытка бегства не удалась. В связи с заменой скульптуры очевидно его придётся демонтировать. "Омск Здесь" примерил, в какие локации впишется макет. Главное, чтобы переезд прошёл аккуратно. Так, по крайней мере, обещали омичам, которым за столько лет дорог стал и макет.