Кадровую ситуацию, сложившуюся на промышленных предприятиях региона, обсудили сегодня на круглом столе в международном пресс-центре "МКР-Медиа".
В этом секторе производства трудится каждый пятый работающий омич, это около 120 тысяч человек. В областном Минпроме отмечают, что средняя зарплата "промышленников" на 5 % больше, чем средний заработок по региону. При этом могут пустовать должности с зарплатой 40 тысяч рублей, так как нет специалистов с соответствующим образованием и навыками работы на новом оборудовании. Всего же на данный момент в этой отрасли существует почти 1300 вакансий.
- В историю ушли многие массовые профессии. Сегодня есть потребность в высококвалифицированных кадрах, в их адресной подготовке для конкретных предприятий, - констатирует Министр промышленности, транспорта и инновационных технологий региона Виктор Белов. - Надо отдать должное нашим вузам, они повернулись к предприятиям. Работают кафедры, открытые на промпредприятиях. А таких примеров в России не так уж и много. Созданы адресные центры по рабочим профессиям.
Виктор Белов
Предприятия (особенно в нынешних экономических условиях) ориентированы на оптимизацию затрат, поэтому кадры подбираются с особенной тщательностью. При этом выпускникам с дипломом инженера нужно быть готовыми к тому, что на новом рабочем месте придётся переучиваться.
- Все пришли к одному универсальному рецепту: хочешь иметь хорошего специалиста, надо вырастить его самому. Рассчитывать, что получишь готового специалиста, к сожалению, не приходится. Это во-первых. Во-вторых, существенная кадровая яма на уровне рабочих специальностей до сих пор существует и заполняется очень медленно, - пояснил замгендиректора по связям с общественностью ОмПО "Радиозавод им. А. С. Попова" Александр Самгин.
Александр Самгин
Специалисты отметили, что образовательные программы в вузах не поспевают за развитием технологий, поэтому в процессе подготовки специалистов инженерных и рабочих профессий нужны системные изменения.
- В условиях, когда каждые два года происходят изменения технологий, система инженерного образования становится слишком неповоротливой, - сетует проректор по учебной работе ОмГТУ Александр Мышлявцев. - Вопрос в том, чтобы выпускник был по максимуму готов работать. Есть ответ - создание модульных траекторий обучения, когда в любой момент мы можем заменить ненужный модуль. Мы приходим к тому, что формируем компетенции, которые необходимы для работы на данном предприятии. Исходным является профессиональный стандарт, а не образовательный.
Александр Мышлявцев
В целом, и промышленники, и руководители вузов признают, что готовить специалистов нужно со школы, демонстрируя будущим работникам их потенциальное рабочее место, а также предприятиям стоит финансово вкладываться в учёбу студентов.