В преддверии рождественского сезона, о котором поёт всем известный снеговик по имени Олаф, начинаем подводить итоги года, касающиеся нашего жанра музыкального театра. Пока мы отмечали День Вампира, вспоминая выпущенные интервью с артистами "Бала", жизнь российского мюзикла, современные тенденции которого мы традиционно стараемся определить и обсудить в этой рубрике, кипела. Осенью прошло два фестиваля, во время которых публика Новосибирска и Самары наслаждалась театральными проектами, а мы не переставали разбираться - чем сегодня "дышит" мюзикл в России. Что и кто в топе, как фестивали влияют на развитие жанра и почему так важно расширять "мюзикловое покрытие" регионов? Расскажем обо всём по порядку.
Пятый всероссийский театральный фестиваль
новых музыкальных проектов "Другие берега"(13-20 сентября, Новосибирск)
Инновационны и актуальны - так можно сказать о мюзиклах, которые раз в два года формируют программу фестиваля. Кроме того, все проекты "причаливают" к сцене Новосибирского музыкального театра в аутентичном облике - в том виде, какими идут на родной сценической площадке. Географией спектакли не ограничены - всё решает качество. Так, за 8 дней в Сибири были сыграны мюзиклы Москвы "Человек, который смеётся" (16+), "Идиот" (16+), "Рождественская история" (6+) и "Реверс" (18+), мюзикл из Санкт-Петербурга "Пётр 1" (16+), Екатеринбурга - "Декабристы" (12+) и постановка из Новосибирска "Солнечный удар" (16+). Чтобы показать 5 тысячам зрителей (именно столько было продано билетов на фестиваль) весь размах современной мюзикловой жизни страны, в город прибыло 8 фур с декорациями и 440 человек: актёры, режиссёры, композиторы, гримёры, костюмеры, дирижёры и целые оркестры.
Новый век - новый жанр: впервые старт "Другим берегам" был дан ровно 20 лет назад, когда мюзиклы только начинали завоёвывать зрительские умы и сердца. Идея принадлежала директору - художественному руководителю Новосибирского музыкального театра Леониду Кипнису. Организовать такой фестиваль и сегодня задача не из лёгких, что уж говорить о времени, когда само слово "мюзикл" вызывало 1000 и 1 вопрос. Леонид Михайлович вспоминает, что в 2004 он взялся за проведение фестиваля с ощущением "взваливаю на свои плечи проект, который мало исполним, ведь мюзикл - это всегда спектакль-громада". Однако любовь Кипниса к жанру и жажда его развития в родной стране сделали своё дело - первые "Другие берега" не только успешно прошли, но и стали доброй традицией, дорогой сердцу.
"Пётр I"
Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии, режиссёр Юрий Александров, композитор Фрэнк Уайлдхорн, 2022 год.
"Знаешь, сердцу ведь нужно лишь сердце"
Душа - вот что, на взгляд Кирилла Гордеева, номинированного в прошедшем театральном сезоне за исполнение роли Петра на "Золотую маску", даёт мюзиклу шанс стать для публики любимым. По отзывам зрителей постановка будоражит и разум, и чувства. И это неудивительно, ведь ему предлагают "крепче сжать штурвал, поверить в себя и заглянуть за горизонт" вместе с Петром Первым. Историческая достоверность не забыта, хотя некоторые нюансы мотивации персонажей и изменены. Однако если задача проекта не стать яркой иллюстрацией к учебнику истории, а дать аудитории прожить 3 часа "в шкуре" первого императора, почувствовать терзания той самой души, о наличии которой порой забывают при анализе его поступков, то все вопросы отпадают, а без труда узнаваемый почерк Уайлдхорна будто позволяет тебе трансгрессировать в эпицентр землетрясения и вместе с артистами, с комом в горле, с дрожью по всему телу или потоком слёз прожить каждую звучащую фразу: "Я против ветра плыл всегда, вздымается вода, колотят волны в борт, но я не в силах повернуть - хочу заглянуть за горизонт"!
Проект называют театральным блокбастером, его темпоритм под стать насыщенности судьбы главного героя.
*Ранее мы обсудили необходимость погружения артиста перед исполнением роли Петра в состояние одержимости с Иваном Ожогиным.
- Образ строится не только на одержимости, но она очень важна, ведь, чтобы сдвинуть что-либо с мёртвой точки, требуются не только дальновидность и мудрость, но и одержимость каждым своим действием! А история циклична, каждый раз всё проходит по одному и тому же кругу: да, был такой правитель у России, который двигал державу вперёд, так вот и сегодня жизнь вокруг меняется, - добавляет Иван Ожогин перед выходом на сцену на гастролях в рамках "Других берегов".
"Идиот"
"Рэп-театр", режиссёры: Захар Насакин и Давид Каас, композитор Яков Фиш, 2023 год.
"Она пропала - как же тут не пропасть,
когда кругом жадность, похоть, жалость и страсть"
Проект - синтез классики разных эпох: сommedia dell’arte + рэп + роман Достоевского = актуальный спектакль, который зритель 21 века характеризует просто - "пушка" (это не авторская симпатия - но будем честны, не без неё - а компиляция отзывов после показа). Фишка рэп-мюзикла в том, что тексты треков - не современное переосмысление "Идиота", а точные "вырезки" из романа, с которыми совсем не страшно (не то, что с 640-страничным романом в руках) осознать, что "заглушить душевное спокойствие" крайне опасно.
Распространено мнение, что маркер хорошего мюзикла - зрительское желание напевать музыкальный материал после просмотра. И оказывается, "вирусность" мотива определяет его ритм. К слову, на нём и строится рэп. Получается, публика обречена пронзить сознание смыслами классика надолго. И можно сделать это прямо сейчас: в ноябре труппа выпустила альбом с треками из спектакля.
*Каково, когда "в тебе циркулируют тексты Достоевского" - мы обсудили с автором текстов песен Львом Киселёвым.
"Солнечный удар"
Новосибирский музыкальный театр, режиссёр Леонид Алимов, композитор Ульяна Стратонитская, 2024 год.
Сдержано, на полутонах и с большим количеством подробностей. На сцене вновь царит вневременной вайб русской классики. Принцип Новосибирского музыкального театра - создание уникального авторского мюзикла. В июне 2024 театр в очередной раз стал первопроходцем, представив первый в истории российского музыкального театра мюзикл по мотивам произведений Ивана Бунина.
Спектакль - гимн такому чувству, как любовь, которое порой возникает "вопреки" и даёт всему человечеству надежду на "позитивную солнечную активность", несмотря на все ужасы, которые щедро подкидывает действительность.
.
"Человек, который смеётся"
Creative lab STAIRWAY, режиссёр Руслан Герасименко, композиторы: Тим Филлипс и Марк Тейтлер, премьера в России - 2022 год.
"Я бы объявила войну всеобщему онемению сердец"
Как быть с внутренней пустотой? Обострить ли чувствительность своих рецепторов, определяющих красивое и чудовищное? Разбудить жажду жизни? Всё это реально - стоит только наполнить себя всей болью истории Гринпейна - человека, который вынужден вечно смеяться.
Да, мюзикл - смелая интерпретация романа Гюго. Здесь изменены многие обстоятельства, имя персонажа (что при дословном переводе добавляет действию ещё более мрачные оттенки) и финал. Слёзы у него, как и в конце книги, оказываются на глазах без предупреждения, только вот, по мнению Андрея Школдыченко - артиста, исполняющего роль Урсуса, они отличны от тех, что ты переживаешь, судорожно переворачивая последние страницы романа.
В театре не остаётся вопросов "Как так? И как жить теперь с этим дальше?". Хеппи-энд этот вопрос разрешает, а потому слёзы оставляют лишь приятные воспоминания об очищении души во время мюзикла.
Искажённое лицо главного героя… (не подобрать слов точнее, чем поётся в спектакле) "всех приводит в трепет и восторг"! Мюзикл - визуализация идеи Гюго: "хохот оказывается отзвуком мучительного вопля, а любая пародия движется следом за глубоким отчаянием". Мюзикл поставлен в жанре чёрной комедии. Приготовьтесь: английский юмор вас пронзит и вы с наслаждением согласитесь "срать котятками".
*В роли Гринпейна на сцену выходят Павел Стукалов и Ярослав Баярунас. Напомним, что с каждым из артистов мы выпустили отдельное развёрнутое интервью.
"Рождественская история"
Театр кукол имени С. В. Образцова, режиссёр Алексей Франдетти, композитор Андрей Рубцов, 2022 год.
"Ведь тот, кто заплутал во тьме пороков,
на свет вдруг может сделать первый шаг"
Отечественный проект, созданный по канонам жанра, а если говорить ещё короче - мюзикл Алексея Франдетти. Даже, казалось бы, в детском спектакле он разбивает сердце зрителя, а потом залечивает все раны светлым финалом. Особенно надеждой, что кукольный мальчик, не имеющий физической возможности бежать, и правда найдёт путь в свою страну чудес и "никто ему не скажет нет на такое озорство".
В основе фантастического мюзикла в куклах - святочный рассказ Чарльза Диккенса "Рождественская песнь в прозе". Зрителя, да и самого главного героя (мистера Скруджа, ненавидящего зимний праздник), который в начале нарочито нарушает ритмику спектакля своим прозаичным выкриком "Вздор!", "похищают" из привычного мира - полного одиночества, "гадостей, бесчувственности" и помогают измениться.
Дух прошлого и дух настоящего Рождества напоминают о радости моментов, когда ты не одинок - они "заставляют" героя перестать речитативом ломать их песни и взглянуть на реальность в такт жизни. Потому что дух будущего Рождества уже не споёт весёлую песню. Он лишь хладнокровно сыграет на скрипке, а замолчать навек или переписать предначертанный финал, сочиняя свою звучную историю, - решать лишь мистеру Скруджу.
"Жизнь человека - путь его поступков,
а если сойти с этого пути,
то, может, и конец окажется другим?"
"Декабристы"
Свердловский академический театр музыкальной комедии, режиссёр Кирилл Стрежнев, композитор Евгений Загот, 2016 год.
"Ради вас объял я этот мир стихами,
Я оседлать сумел Парнас"
Театральный миф строится на пылких нравах юных революционеров, переплетении их судеб и историй любви (ведь только под покрывалом бережной любви можно забыть о том, что мир несправедлив) и, конечно, на филигранном переплетении их лейтмотивов.
После просмотра мюзикла зритель ещё минимум несколько месяцев бессознательно не может проститься с музыкальными характеристиками персонажей - в самые необъяснимые моменты твой внутренний голос "подкидывает" их и после спокойно решает задачи, которые поджидают его в реальности.
По словам композитора, в работе над "Декабристами" главным было везде и всегда держать нужный градус напряжения - баланс между сложнейшими моментами и хитовыми мотивами, которые, к радости авторов, разлетаются на цитаты.
"Мне нет судьбы иной, я болен на века Россией и тобой!"
Век оперетты, когда зритель приходил в театр убедиться "в конце концов случится хеппи-энд", миновал. Сегодня счастливый финал, скорее, редкий бонус, чем условие существования музыкальных жанров. Аудитория жаждет разобраться в мире, окружающем её, не только здесь и сейчас. Шлейф интереса уходит в далекое прошлое. А потому исторические мюзиклы собирают полные залы. "Декабристы" - не лекция со сцены, мюзикл - это исследование души и зрителей, и исторических персонажей. Правду ищут не в конкретных событиях, а в чувствах.
Открытый финал, по мнению артиста, только плюс для спектакля. Тревоги, пережитые за 3 часа, вопросы, на которые не найти простых ответов, стимулируют зрителя после закрытия занавеса задуматься о том, что волнует его прямо сейчас.
Как прошёл пятый всероссийский театральный фестиваль новых музыкальных проектов "Другие берега", мы показали в специальных репортажах из Новосибирска. А во второй части этого материала расскажем, как прошёл Национальный фестиваль и Премия "Музыкальное сердце театра - 2024" в Самаре.
Фото: скриншоты Musical Universe
- Поделиться:
- RSS